«Инновационный маразм» патрульных кораблей проекта 22160
Обстановка требует поднять тему патрульных кораблей снова, тем более что есть риск возобновления их строительства. Нижеприведенная цитата уже неоднократно приводилась в публикациях о корветах и патрульных кораблях ВМФ, но она (точнее – крайне тяжелые ее последствия для обороноспособности страны) стоит того, чтобы повторять ее снова и снова:
Командование Военно-морским флотом России отказалось от концепции корвета охраны водных районов (ОВР). Взамен планируется создание патрульных кораблей. Об этом главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков заявил в блиц-интервью Центральному Военно-морскому порталу.Главкомат не видит перспективы в создании кораблей, ранее обозначенных как «Корвет ОВР». Одна из главных задач ОВР – обеспечение охраны и обороны сил ВМФ в районах военно-морских баз и на прилегающих к ним территориях. Эта задача теперь выполняется береговыми средствами наблюдения, стационарными гидроакустическими станциями и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, имеющими на вооружении противокорабельные ракеты разной дальности, а также противолодочную и ударную авиацию.
Отказавшись от корвета, ВМФ обратился к идее создания патрульных кораблей – менее вооруженных, но обладающих большей автономностью и универсальностью, способных, в том числе, выходить и в дальние походы.
Данная новость сразу же вызвала крайнее недоумение и жесткую критику – как со стороны специалистов, так и интересующейся общественности. Например, статья А. Тимохина – «Чемоданы без ручек. ВМФ покупает серию бесполезных кораблей»(2018 г.):
Услышать такое из уст главкома ВМФ было просто чудовищно. Ведь даже сейчас, спустя без малого пять лет, Россия не может производить противолодочные самолёты.., а ситуация с СОПО ещё хуже…
В таких условиях обеспечить защиту акваторий вблизи военно-морских баз реально можно было бы только и исключительно кораблями, с хорошими возможностями по борьбе с подводными лодками. И их, по крайней мере, можно было производить (можно и сейчас), причём, если использовать задел правильно, то это будут неплохие корабли, действительно способные обеспечить как минимум ПЛО и дать основным силам флота в начале военного конфликта выйти из баз, не будучи безнаказанно расстрелянными торпедами с подводных лодок.
И далее же про новые «инновационные патрульные корабли»:
Здесь же будет полезно вспомнить и тогдашние (2014 г.) заявления главного конструктора проекта и некоторых лиц, представленных, как «эксперты»:
Как стало известно газете «Бизнес Online», Зеленодольский завод им. Горького построит не 6 патрульных кораблей (ПК) проекта 22160, как предполагалось ранее, а минимум 12.Эксперты отмечают, что этот факт указывает на перемены в сознании руководства страны – оно начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба. Специалисты считают, что проект 22160 может стать одной из важных составных возрождаемой Средиземноморской эскадры.
Кое-что о проекте и о ходе его реализации «Бизнес Online» рассказал главный конструктор ПК Алексей Наумов. По его словам, «сроки проектирования и строительства очень сжаты даже по нынешним временам. Чтобы в них уложиться, трудимся в поте лица. Это указывает на высокую потребность в проекте. Она очень велика».
По словам главного конструктора ПК, сроки закладки 11 серийных кораблей станут известны до конца года.
Теперь «эксперты» – Д. Глухов (Санкт-Петербург):
Цитировать целую серию восторженных «лубочных» публикаций в известном СМИ не будем не только ввиду их крайне низкого технического и тактического уровня, но и прямого обмана читателей.
Короче, эти корабли, по мнению лоббистов и «лубочных СМИ» – «трепещи Британия» (и «старая» и «новая» – заокеанская).
В итоге, однако, заказ на ПК проекта 22160 был сокращен до 6 единиц, флот уже получил почти все корабли серии, но крепко задумался – что все-таки можно делать с этими «голубями мира» (ибо фактически ни одной задачи этот проект с должным уровнем эффективности решать не способен – даже антипиратскую).
В это же время у лоббистов данного прожекта появилось несколько «рекламных тем» для этих «недокораблей» – «как универсальные швейцарские ножи», «корабль для гибридных войн», «корабль для специальных операций и спецназа», «стелс» и т.п.
Дословно цитируется «инсайдеро-лоббист» (подчеркну, человек, реально имеющий доступ к информации, но транслирующий ее на различных ресурсах, мягко говоря, «крайне избирательно», причем в интересах наиболее сомнительных прожектов по «освоению бюджетных средств ГОЗ») с одного из специальных форумов:
Комментарий: швейцарский нож – довольно неплохой универсальный «походный» («полевой») инструмент, даже «бедный» по комплектации, но более-менее качественно сделанный. Как будет показано ниже, у проекта 22160 просто нет ничего, что было бы сделано на сколько-нибудь эффективном и приличном уровне, по сути – «швейцарский нож», но изготовленный тяп-ляп где-то в гараже «специалистами» крайне низкой квалификации.
Очень интересно этот «инсайдеро-лоббист» пишет про корветы ОВР (которые были «убиты» недокораблями проекта 22160, но попытка втиснуть их в корпус 22160 «внезапно возникла» и была представлена публично на Военно-морском салоне в этом году):
Может, хватит уже про корветы ОВР?
Их у нас не будет в обозримом будущем, так как концепция берегового наблюдения в ближней зоне возобладала, а в ней корабли типа МПК не очень нужны. Все претензии, вопросы и предложения – в штаб, и даже не в главный, а в генеральный.
Комментарий: это очередная ложь. Ни главный штаб ВМФ, ни генеральный не имели к этому никакого отношения.
Эта фактически диверсия с корыстными мотивами по замене корабельной группировки ОВР на некие «береговые системы наблюдения» являлась следствием действий известного в недавние годы лоббиста, пользовавшегося «особыми отношениями» с некоторыми ВИП-лицами. Причем необходимо заметить, что «береговых средств наблюдения» с необходимой эффективностью не только не существовало тогда (2014 г.), но и не существует и сегодня, а то, что предлагалось ВМФ, имело не только низкую эффективность, но и околонулевую боевую устойчивость – противник мог легко и непринужденно «выключить» их в любой желаемый им момент, как в военное, так и в мирное время.
Примечание. В настоящее время данный лоббист с треском был выставлен из тематики ОПК, но последствия его действий до сих пор «тяжелой гирей» висят «на шее» не только ВМФ, но и всех Вооруженных Сил (в части абсолютной необеспеченности развёртывания морской стратегической группировки в противолодочном отношении).
Комментарий: очередная ложь. И на этот раз двойная. Первое, это то, что пограничники же успели «вкусить» все «прелести» «инновационных обводов» на проекте 22460 (предшественники 22160), и последней точкой здесь был крымский инцидент с «Дефендером». А второе – то, что прожект 22160 не является никаким «стелсом» (несмотря на некоторые попытки разработчика это «изобразить»).
Здесь стоит отметить и весьма высокую стоимость недокораблей прожекта 22160, фактически на уровне МРК проекта «Буян-М» (несмотря на много более мощное вооружение последнего). И одна из причин этого – необоснованно завышенные расценки ряда комплектующих и систем (оптимальность облика и состав которых для кораблей малого водоизмещения вызывает серьезные вопросы у специалистов). Далее «инсайдеро-лоббист» конкретно про автоматической комплекс связи (АКС):
… зря, что ли на ПК стоит мощный АКС?
Обнаружил – передал – смылся (если получится, разумеется). А КУГ (МА, БРК) нанесёт удар. Что, кто-то запрещает так делать?
Комментарий: слово «смылся» про недокорабль скоростью менее 22 узла выглядит довольно забавно, если бы речь не шла о жизнях людей (и сорванных задачах) в военное время. Здесь уместно вспомнить американские LCS, где для таких задач закладывалась скорость более чем в два раза больше, чем у прожекта 22160, и реальная (а не фейковая, как у 22160) малозаметность.
Что касается «мощного АКС», то это частный случай одной из острых болезней нашего кораблестроения, когда «профильные специалисты» ВМФ якобы «обосновывают» для кораблей (особенно остро это стоит для малых кораблей) крайне дорогостоящие комплексы с сомнительной комплектацией и обликом, но которые очень выгодны для «своих» (конкретных) предприятий ОПК. При этом на эту «поляну» категорически стараются не допускать «чужих», имеющих часто спецкомплексы с много большей эффективностью (причем подтвержденной в реальных боевых условиях) и много меньшей ценой. Ситуация такова, что ряд (заявленных публично и официально, например, применение стоящих на вооружении ВС РФ БПЛА для решения задач ВМФ) позитивных подвижек в ВМФ в этом направлении состоялся только благодаря жёсткому нажиму вышестоящих организаций Минобороны.
Говоря о проблеме корветов и патрульных кораблей ВМФ, стоит особо отметить инсайд указанного выше лоббиста:
Комментарий: очередная ложь.
Ибо ничего не мешало (технически) доработке в самые короткие сроки корветов под реально работающие и серийные (нормально серийно выпускаемые) образцы радиоэлектронных средств, с которыми никаких проблем с эффективностью того же ЗРК «Редут» не было бы. Вместо этого ВМФ влез в аферу с «золотой» по стоимости «башней» (ИБМК «Заслон»), которая не только не обеспечивает заданных требований (см. статьи «Дырявый зонтик флота. Технический разбор стрельб «Гремящего» и «Гремящий и другие. Получит ли флот эффективные корабли ближней зоны?»), но и имеет крайне серьезные проблемы с серийным производством («корпуса стоят без работающих мачт»).
Самое интересное, что в варианте «усиленного» 22160 (представленного на МВМС-2021), отдел вооружения Северного ПКБ отработал на «101 %» – ибо там был размещен как раз такой состав радиотехнических средств, который вполне обеспечивает задачи корветов ВМФ: РЛС «Позитив-М» с серийными (!) антеннами радиокоррекции (!) ЗУР, то есть решает самую главную проблему этого ЗРК.
Возникает вопрос – что (а главное – кто) мешает поставить такой реально работающий и серийный комплект на корветы 20380(5)?
«Инновационно-модульный мираж»
Сказками оказались обещания о «волшебных модулях» и контейнерных «Калибрах», что уже детально рассматривалось на страницах «Военного обозрения» ранее – статья «Модули «патрульники» не спасут».
Да, есть информация что ПК все-таки отработали стрельбу «Калибром» со своих «модульных пусковых», но как и писалось в статье «Модули «патрульники» не спасут», это можно было сделать в любой момент и хоть с баржи, ибо такая нештатная поднимающаяся пусковая использовалась для испытаний «Калибров» еще с середины 2000-х годов и, более того, видео пуска с нее (с вертолетной площадки БПК проекта 1155) демонстрировалось на МВМС-2009.
А теперь послушаем инсайдера:
При этом нужно понимать, что проблемы запустить (при спокойном море) «Калибр» с нештатной «раскладной» пусковой нет (хоть с патрульника, хоть с баржи), но у модульно-контейнерных «Калибров» есть очень серьезная (фактически нерешаемая) проблема формирования полноценных ракетных залпов. Впрочем, согласно нашей пропаганде, у нас каждый «Калибр» заведомо «не сбиваем» и бьет «белке в глаз», и, соответственно, «все хорошо» (только вот оснований добавить «прекрасная маркиза» становится все больше и больше).
Поклонники прожекта с нетерпением ждали и ждут до сих пор применения АНПА на проекте («XXI век», «инновации»). Не дождались, несмотря даже на то, что АНПА применяли даже малые ПДРК или совсем небольшие катера-RIB, но вот для ПК как-то «не срослось» (вопреки наличию «инновационной кран-балки» в корме).
Сыпану «соли на АНПА на ПК».
По мнению автора, одной из ключевой причин неприменения уже существующих АНПА (в том числе малых) с этих ПК является то, что ВМФ очень не хочет в результате этого рисковать и просто потерять весьма дорогостоящий АНПА. И следует отметить не только проблемы с позиционированием (что надеялись «поправить» установкой винтов регулируемого шага на ПК «новой серии») и подъемом с воды у построенных ПК (поэтому просто смешно сравнение мощной кран-балки на американских кораблях LCS и откровенно детской и слабой аналогичной конструкции на проекте 22160), но и с бортовыми катерами (применяемыми для обеспечения работ с АНПА). Но об этом ниже.
На этом «инновационном корабле гибридных и специальных войн» заявлены БПЛА? И даже «нарисованы»?
Простите, но наличие «конуры» (ангаром этот палубный ящик язык не поворачивается назвать) для БПЛА не является условием их эффективного применения. Конкретно для прожекта 22160 в виду серьезных проблем с качкой (отсутствие успокоителей), что остро стоит даже для обычных Ка-27. То как часто начнут биться на нем потенциальные беспилотные вертолеты – отдельный разговор.
Поиск подлодок?
Опять послушаем «инсайдеро-лоббиста»:
При этом есть серийная БУГАС, а «инновационно-контейнерная» БУГАС уродуется в 40-футовый «монстр», с которым поставить его нельзя никуда, кроме ПК проекта 22160 (даже на «модульном» проекте 20386 вместо «инновационно-контейнерной» БУГАС по очевидным техническим и компоновочным преимуществам применили «классику»).
«Инсайдеро-лоббист» (ссылка):
Осознав, что буквально со всеми задачами у прожекта 22160 получается очень кисло и слабо, его сторонники и лоббисты перешли к риторике типа «у нас есть такие приборы, но мы о них вам не расскажем», при этом с видом «особо посвященных», в самых восхитительных выражения заявляется о проекте 22160, как о «морским такси для спецназа», о его якобы «супер-РЭБ», «волшебных» «суперразведывательных контейнерах», которые «о-го-го какие», но так как они «от зеленых человечков», то обывателю (а вместе с ними и критически настроенным объективным специалистам) остается только принимать из «лубочных» СМИ (и других ресурсов) «сеансы положительных эмоций».
Однако реалии и здесь – как и все в этом прожекте.
Саму фотографию приводить не буду, РИА Новости требуют за это платы и разрешения на публикацию, самим ресурсом были опубликованы «рекламные» (продажные) снимки проекта 22160, в том числе главного командного пункта (ГКП), с развешенной документацией по возможностям радиоэлектронных средств корабля. Обнародованные данные ставят очень нехорошие вопросы не только по заявленному якобы «супер-РЭБ», но и просто по возможности просто надёжно наблюдать окружающую обстановку РЛС общего обнаружения, ибо она имеет значительный «слепой сектор» в корме.
Коротко по якобы «чудесным» разведывательным и «специальным возможностям» прожекта.
Забавно то, что заявления (или заведомых лоббистов, или неспециалистов, которые слышали об этом «по большому секрету» от «зятьков») были предельно жестко и трезво отвергнуты на публичных ресурсах теми, кто реально выполнял задачи на РЗК (разведывательных кораблях) ВМФ (в том числе в должности их командиров). И логика здесь была простая, на уровне школьного курса физики – отсутствие у проекта 22160 сколько-нибудь серьезных антенн для качественного выполнения задач ведения радиоэлектронной разведки.
И здесь опять стоит процитировать упомянутого выше «лоббисто-инсайдера», ссылка:
А теперь немного и логики и здравого смысла.
Первое. Как нам рассказывает пропаганда, наши «зеленые человечки» «самые зеленые человечки в мире», а «соответствующее подразделение ГШ» – это, вообще, самая супер-разведка (вместе с «коллегами с СВР»). А тут внезапно выясняется что реальная ситуация с морской разведкой у нас настолько плоха, что даже жалкие и убогие «эрзац-возможности» по этой части прожекта 22160 в ГШ воспринимаются с «бурей восторга»!
Второе. Из заявления понятны причины этой, реально «аховой», ситуации – просто нет кораблей решать задачи, соответственно, в этой ситуации любое «корыто» для хоть какого-то выполнения (скорее – «обозначения решения») заданий воспринимается с «бурей восторга».
Третье. Очевидны крайне серьезные «проколы», как в самой концепции морской разведки – базовый проект для этого, РЗК проекта 18280 оказались крайне дорогим и с мизерной серийностью и, кроме того, «страдают от проблем по мехчасти».
Четвертое. Выбор для последующей серийной постройки РЗК на базе проекта малого танкера говорит о системном кризисе морской разведки ВМФ и затруднениях с качественным анализом имеющиеся проблем и определением действительно эффективных путей их решения (но это уже предмет отдельного разговора).
Еще одно мнение (ссылка):
– …цистерны дерьма вылиты на этот кораблик (22160) теми, кто никогда на нем не был, понятия не имеет, что там у него внутри и для чего. Нет двенадцатидюймовки, скорость маленькая, почему не поставили сто ракет (вас не спросили), вообще, это попил бабла народного… (тут да вам всем в ряды Навального). Зять ходил на «Быкове» в Средиземку, и два раза, кстати, высаживались и на берег и снимали оттуда кого надо и на корабль высаживались… Он кораблем этим доволен, …сказал, что очень хитрый полезный кораблик… Для них там был полный комфорт, включая спортивные тренажеры… И специфические чисто спецуровские… Мое личное мнение – обсуждаемый корабль заточен под спецоперации и под них же оборудован…
– Если можно, спросите у зятя про вертолет. Был ли и, если был, то как использовался.
– Спросил… Своего не было, там по самую макушку груз был везде, где можно, для доставки… Но… прилетал вертолет с 11356, сел, забрал объекты в Тартус, а корабль прямо пошел в Новороссийск, никуда не заходя с грузом.
«Такси для спецназа»?
А у нас спецназ воюет только в «пляжных условиях» – не дай бог «никакого волнения моря»?
Ибо у спуска и приема ДШЛ формально на прожекте 22160 ограничения 2 (два) балла, а вертолета фактически нет (но при этом применяется вертолет с фрегата проекта 11356), ибо ему «места не хватило» (кроме того – значительные ограничения по его использованию на волнении, ввиду отсутствия успокоителей качки).
Про реальную статистику десантов и высадок диверсионных групп в годы Великой Отечественной уже не говорю, там едва ли не большая их часть проводилась за границами возможности применения ДШЛ (и с весьма сомнительными возможностями применения с ПК проекта 22160 вертолета).
«Момент истины»
А потом случился крымский инцидент (подробнее – статья на «ВО» «Очень опасная провокация: разбор действий эсминца «Дефендер» у берегов Крыма»), где «инновационные корабли XXI века» от Северного ПКБ проявили себя «во всей красе» (в кавычках). И если ПСКР БОХР проекта 22460 еще хоть как-то пытались соревноваться с разгонявшимся до 30 узлового хода провокатором «Дефендером», то корабль непосредственного слежения от ВМФ – новейший ПК проекта 22160 «Дефендер» практически не заметил. При этом стоит заметить что в официозе Минобороны (Департамента информационной работы и массовых коммуникаций, ДИМК) имелась масса «победных реляций» об «успешных слежениях» за кораблями «так называемых партнеров», только вот 23 июля 2021 года выяснилось, что эти слежения были «успешными» ровно до того момента, пока противник разрешал его.
Несмотря на все «победные реляции» (в «специфическом стиле» руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ), кто на самом деле что пошел «стирать» ясно, в том числе по факту снятия начальника штаба Черноморского флота (с назначением его с понижением на другую должность) сразу после крымского инцидента. При этом сам ДИМК как «штамповал лубки» (не имеющие отношения к реальности) об «инновационных кораблях XXI» проекта 22160, со скоростью якобы «30 узлов» (в кавычках), так и продолжал это делать.
Да, реальная скорость проекта 22160 менее 22 узлов для задач ВМФ выглядит откровенно убого. Здесь могли бы помочь вертолет (точнее – возможность его эффективного применения в условиях развитого волнения) и хороший катер-перехватчик (например, в случае «Дефендера» серия продиверсионных гранат, сброшенная в воду с такого катера перед носом «Дефендера», могла весьма эффективно «вразумить неразумных»), но с этим у проекта 22160 также «жидко», поэтому сказки про несуществующую скорость прожекта 22160 продолжаются, например, на фото (примерно 2015 г.) показан процесс «введения в заблуждение» по проекту 22160 (скорость якобы «27 узлов») председателя Военно-промышленной комиссии.
Сразу после крымского инцидента состоялся Военно-морской салон, где был публично показан вариант проекта 22160 с «усиленным вооружением» (подробнее – статья А. Тимохина «Афера перезапускается: показан новый вариант «патрульного корабля» 22160»).
Как говорится, «картина Репина – «приплыли»… Собственно, пришли к тому, от чего уходили (в 2014 г.) – корвету ОВР, но уже на базе корпуса 22160.
Однако главная проблема прожекта 22160 как раз и заключается именно в этом «инновационном» корпусе.
Главный порок – проект 22160 как «гидродинамический урод»
По заявлениям его разработчиков (на круглом столе по проблеме морского пиратства на форуме «Армия-2017»), идея создания такого корабля принадлежала экс-главкому ВМФ В. В. Чиркову и заключалась в «минимальном водоизмещении для неограниченной мореходности (1 700 тонн)» для обеспечения малой стоимости эксплуатации.
Для «минимизации водоизмещения» при якобы «повышении мореходности» были применены «инновационные обводы» типа «модифицированного глубокого V» и ряд иных «креативных» особенностей гидродинамики проекта типа излома корпуса («редана») в носовой части, о сильнейшем слемминге которого специалисты предупреждали с момента появления первой же информации по проекту 22160.
В результате выяснилось что даже «инновации XXI века» не в состоянии отменить физику. Для реальных режимов движения и водоизмещения «инновационные обводы» проекта 22160 оказались не просто «не оптимальны», его разработчики и заказчики «внезапно» для себя «сделали открытие», что корабли с нормальными круглоскулыми обводами, с аналогичной мощностью энергоустановки при практически вдвое большем водоизмещении имеют близкую скорость полного хода (конкретно – проекты 22160 и 20385 (последний – при работе «половиной мощности»)).
Более того, очень интересно сравнение «перспективно-инновационного» прожекта 22160 с не очень удачным крейсером нашего флота «Боярин» (1902 год, погиб в самом начале Русско-японской войны).
На ходовых испытания крейсер, при водоизмещении около 3 200 тонн, мощности машин – 11 160 л. с., развил скорость 22,6 узлов – то есть при водоизмещении почти в два раза большем и меньшей мощности установки, он развил скорость существенно большую, чем у «инновационного корабля XXI века» прожекта 22160.
Необходимо отметить, что изначально проект «Боярина» оценивался крайне невысоко, был навязан нашему флоту через «админресурс» правящей династии, однако проект подвергся очень существенной доработке со стороны российских инженеров-кораблестроителей (в том числе будущего академика А. Н. Крылова), в результате чего получился довольно неплохой корабль, с относительно высокой скоростью и хорошей мореходностью.
Хороший вопрос, как бы сегодня оценил «гидродинамическое совершенство» (в кавычках, а точнее – уродство) проекта 22160 академик А. Н. Крылов?
Алексей Николаевич был не только выдающимся корабелом, но и человеком, способным на весьма жесткие и острые высказывания, в том числе и на трибуне Госдумы, и в своих мемуарах, например:
Приезжает ко мне Меллер, начальник Обуховского завода:
– Полюбуйся, что делает контроль. У меня забраковали отлитые стальные машинные рамы для «Андрея». Читай акт: «По условиям заказа требуется, чтобы предельное сопротивление материала было от 45 до 48 кг/кв. мм при удлинении от 16 до 18 %, а так как при испытании планок получено от 50 до 53 кг при удлинении от 19 до 21 %, так что оба числа лежат вне назначенных пределов, то рамы приняты быть не могут и подлежат забракованию».
– Да ты мне привез акт с завода или с 11-й версты (психиатрическая больница)?
Возвращаясь к проекту 22160, еще раз подчеркнем – без «инновационного гидродинамического уродства» разработчика, с «классическими обводами» и той же скоростью корабль мог бы иметь практически в два раза большее водоизмещение, что давало возможность:
– размещения второго вертолета;
– размещение энергоустановки в двух отсеках в соответствии с требованиями ВМФ (а не в одном, как на проекте 22160);
– размещение увеличенного запаса сменной полезной нагрузки (для чего, в точном соответствии с Архимедом, нужен необходимый погруженный в воду объем корпуса), причем с возможностью установки ее в наиболее оптимальном месте – в средней части корабля (на «оригинальном» проекте 22160 для компенсации принятых на корму грузов (контейнеров) пришлось вводить дополнительно «съедавшие» водоизмещение специальные дифферентные цистерны с водным балластом в носовой и кормовой частях корабля);
– размещения эффективных катеров-перехватчиков с СПУ, обеспечивающих их применение в условиях развитого волнения;
– установку успокоителя качки;
– наконец, то, что правильный более крупный корпус просто меньше качает.
Иначе говоря, нормальный инженерный подход давал возможность реально получить вполне эффективный (много)функциональный корабль – «швейцарский нож», однако эта техническая возможность (на серийной установке) была «убита» «инновационным гидродинамическим зудом» разработчика (и комплексом проблем у заказчика – начиная с банальной некомпетентности и заканчивая нежеланием объективно докладывать и разбираться с фантазиями ВИП-лиц).
С учетом проблем с энергоустановками в нашем кораблестроении уместно будет привести еще один пример кораблей Русско-японской войны: японский авизо «Чихайя» (1901 г.): водоизмещение – 1 464 тонн, скорость – 21 узел на мощности – 6 000 л. с. То есть один агрегат ДРРА-6000 (или, что гораздо более интересно – 1ДРА-6000, с крайне полезным для патрульных ходов валогенератором) Коломенского завода для корабля водоизмещение около 1 500 тонн, при нормальных обводах обеспечивает скорость около 21 узла, причем в одновальном варианте корабля (плюс вспомогательная-резервная выдвижная колонка с электродвигателем) производственные возможности Коломенского завода, выраженные в потенциальных кораблях, фактически удваиваются.
Ау, Генштаб (в том числе его Главное управление), так вам нужны (развед)корабли?
При этом 1,5 тысячи тонн водоизмещения обеспечивают (при условии снятия избыточных требований) размещение и вертолета, и хорошего скоростного и мореходного катера, способного гарантировать слежение скоростью за объектами разведки. Разумеется, речь не идет о том, чтобы сейчас заказывать «аналог Чихайя», есть гораздо более интересные и эффективные варианты. Данный пример приведен как один из вариантов разумного подхода к кораблестроению, пример того, что даже на существующих мощностях энергоустановок мы могли бы иметь гораздо больше кораблей и лучших по качеству.
Что касается сравнения скоростных характеристик ПК проекта 22160 с западными «патрульниками», то сторонники и лоббисты 22160 обычно для этого подбирают формально наиболее «удобных» для них конкурентов, например, английский River. Формально – потому что якобы «преимущество» 22160 есть только по «табличным характеристикам», а вот по возможности реально решать задачи в условиях развитого волнения (применять как патрульный корабль бортовые катера и обеспечивать взлет и посадку вертолета) River, безусловно, значительно превосходит ПК проекта 22160.
Да, на многих западных патрульных кораблях применяется неоптимальная по гидродинамике форма корпуса, в первую очередь для мореходности, но здесь они все равно выигрывают у 22160, а главное – у них и близко нет такого жесткого ограничения по номенклатуре и возможности серийного выпуска энергоустановок. Последний фактор заставляет нас очень аккуратно подходить к неэффективному расходованию мощности, и это не только топливная и финансовая экономичность, в первую очередь это возможность иметь (при аналогичных производственных возможностях энергоустановок) практически в два раза больше кораблей с «гидродинамическими уродами» проекта 22160.
Патрульная задача и проект 22160
Упомянутый выше круглый стол на форуме «Армия-2017» оказался крайне интересным и поучительным для многих участников мероприятием. Формально он начинался с «отчета» представителей ВМФ об успехах в выполнении антипиратских задач с финальным «гвоздем программы» доклада и презентации проекта 22160 от его главного конструктора.
В реальности получилось иначе, и первым «резким диссонансом» «лубочной тональности» официальных докладов оказалось выступление представителя МИД. В вежливом, но весьма жестком виде перед ВМФ и Минобороны был поставлен главный вопрос – принципиального изменения «модели угроз»: вместо голодных сомалийских пиратов с ржавыми китайскими автоматами появление реальной угрозы профессионально подготовленных «морских террористов». Угрозы, к которой ВМФ оказывался не готов, от слова – абсолютно.
Некоторую информацию о том, как эволюционировала упомянутая угроза, можно найти в материале А. Тимохина «О современных пиратах и наёмниках».
Последующее обсуждение было достаточно бурным (в результате чего выступление главного конструктора проекта 22160 оказалось под «массированным огнем» критики участников «круглого стола»), с участием и автора статьи. С собой (случайно) оказались материалы по различным специальным средствам западных флотов, актуальным против серьезной террористической угрозы, причем того, чего у нас нет абсолютно, все это было воспринято с большим интересом и просьбой организаторов оформить в виде короткого сообщения в отчетные материалы «круглого стола».
Собственно говоря, практически ничего принципиально «нового» открыто там не было, даже без резкого увеличения террористической угрозы. После успешной, но прошедшей «на грани», операции по освобождению танкера «Московский университет» в 2010 году, стали очевидны требования к кораблю, выполняющему антипиратские и антитеррористические задачи. Эти вопросы в том числе обсуждались специалистами в специальной прессе.
Однако все это оказалось «забыто» в момент формирования умысла прожекта 22160.
По дословному заявлению главного конструктора на «круглом столе»:
Комментарий: как уже было показано выше, при использовании «классических обводов» при той же энергоустановке ту же скорость и дальность можно было получить на корабле много (в 1,5–2 раза) большим водоизмещением и возможностями.
На что реакция обсуждавших была: «это было по старому доллару» (и более экономичной западной энергоустановке). Причем заявленная стоимость эксплуатации ПК выглядит неоправданно завышенной на фоне дорогостоящих (в том числе в эксплуатации) корветов и фрегатов – совсем не дешевый к эксплуатации ПК получился, и дело здесь, возможно, все в том же «инновационном» «гидродинамическом уродстве».
Комментарий: зачем?! В сочетании с тем, что под мостиком находится «потенциальный хороший костер» в виде вертолета и размещения главной энергоустановки в одном отсеке (вопреки требованиям ВМФ). Очевидно, что флотоводцы, «игравшие в солдатиков» при выработке концепции этого корабля, для себя «разрешили» противников ему только в виде голодранцев с ржавыми автоматами. То, что у них может внезапно оказаться (и массово применяются в реальности) те же РПГ-7, им было, видимо, неведомо. Одно попадание из РПГ-7 в район машинного отделения и все…
При этом сектор стрельбы единственного сколько-нибудь эффективного оружия корабля – артустановки АК-176МА ограничен в корму, которая прикрыта… только парой пулеметов на ручном станке! В этих условиях «бронирование мостика на не поражение стрелковкой с 50 м», мягко говоря, отдает издевательством над здравым смыслом.
Суть всего этого в том, что даже при решении «вроде бы простых» антипиратских задач (не говоря уже о действиях против хорошо подготовленных террористов) нужен необходимый уровень характеристик и боевых возможностей корабля, его вооружения, летательных аппаратов и катеров. Хотя бы потому, чтобы не сорвать антитеррористическую операцию (и людей не загубить – в том числе гражданских).
Патрульные корабли прожекта 22160 не в состоянии надежно решать эти задачи, ибо в случае сильного и умного противника (например, группа хорошо подготовленных пиратов (террористов) на скоростных лодках с пулеметами, гранатометами и ПЗРК или банальный захват гражданского судна группой хорошо подготовленных террористов) шансов на успех ПК проекта 22160 практически нет. Его уровня не хватит даже на вводную типа захвата «Московского университета» даже среднеподготовленными пиратами. Не говоря уже о чем-то более серьезном.
Минимально нужны два вертолета (один высаживает, другой прикрывает) и не менее двух эффективных (скоростных, мореходных, с хорошей грузоподъемностью) бортовых катеров.
Из статьи автора «Модули «патрульники» не спасут»:
Однако и с бортовыми катерами у 22160 беда.
Здесь необходимо понимать, что для эффективного решения задач нужен не просто катер с хорошими характеристиками, нужен именно комплекс: «корабль – СПУ (спуско-подъемное устройство) – катер». Наиболее распространённая в мире конструкция штормового СПУ для катера предусматривает наличие двух замков при спуске и подъеме – центрального, принимающего на себя вес катера и носового (расцепного устройства), назначение которого фиксировать диаметральную плоскость катера близкопараллельной к диаметральной плоскости корабля при спуске и подъеме.
Вот как это работает у англичан:
А это норвежцы (патрульный корабль KV Nordkapp):
Австралийцы:
И пример, как не надо, нельзя делать (и как сделано у нас на проекте 22160, где спуск и подъем RIB на ходу заведомо не обеспечен, а на стопе значительно ограничен по волнению):
Конкретно на проекте 22160 СПУ формально есть, но в самом примитивном и дешевом исполнении, не обеспечивающем безопасного применения на ходу и при развитом волнении.
Здесь же стоит напомнить о, мягко говоря, весьма низких ТТХ поставляемых ВМФ (и ряд других организаций) лодок БЛ-860 ЛЦМИ 361462.001, подробнее – «Катерная афера».
То, что сегодня под видом принятого на вооружение изделия поставляется совсем другое, притом фактически без РКД (то, что есть, можно считать таковым только при значительном воображении), это уже из категории «на флоте и не такое бывает».
В противоположность этому на новых кораблях БОХР (больших ПСКР типа «Океан» и новых «Светляках») установлены правильные СПУ для применения в условиях волнения мореходных скоростных катеров.
Подчеркну еще раз – катер и СПУ на борту корабля единый комплекс, при этом масса СПУ грубо в 1,5 раза больше массы катера. Наглядный пример этого в БОХР – первоначально на старые ПСКР устанавливались крупные катера типа СК-860, но на старые шлюпбалки (со значительными ограничениями по волнению). В итоге на новых кораблях, даже таких крупных как «Океаны» проекта 22100, пошли на размещение меньшего катера, но с СПУ, обеспечивающим его применение в условиях развитого волнения.
Крупный катер требует себе очень тяжелого бортового СПУ, вследствие чего на ряде кораблей ВМС и БОХР применяются кормовые слипы. С учетом килевой качки корабля решение не идеальное, но во многих случаях единственно возможное для обеспечения применения в условиях волнения тяжелого катера. При этом, с учетом значительных вертикальных колебаний транца корабля, очень важными становятся величины заглубления слипа и наличие необходимого запаса до корабельных конструкций по высоте слипа сверху.
Примеры таких, «правильных» слипов на западных кораблях:
Одним из классических примеров «правильного патрульного корабля» являются новые корабли береговой охраны США типа Legend, см. статью А. Тимохина «Когда люди думают головой. Пример правильного океанского патрульного корабля».
У проекта 22160 слип есть, но, как и все в этом прожекте – в «декоративном» виде. Главное – категорическое желание любой ценой впихнуть «модульные контейнеры» привело к мизерной высоте слипа, что было усугублено грубой конструкторской ошибкой – применения вместо «распашных ворот» поворот закрытия слипа вверх (вследствие чего катер, при сколько-нибудь серьезном волнении, будет просто биться в него снизу). При этом, как следует из первоначальных рекламных материалов по проекту, планировали установку «классического» крупного мореходного катера-RIB.
Однако тут «инициативу проявили» «особо креативные» (но высокопоставленные) флотские «представители заказчика», и вместо «классического RIB» появилась «бронечерепашка» – десантно-штурмовая лодка (ДШЛ).
Примечание: разработчик ДШЛ – «Трайдент» к замыслу «черепашки» отношения не имеет, это именно «фантазии некоторых ВИП от ВМФ». Более того, «Трайдент» провел большую работу, чтобы результат получился максимально удачным, но… с учетом изначальной порочности исходной идеи ДШЛ. Главное – крайне низкая реальная мореходность – «зажатый» неадекватными требованиями заказчика «вертикальный габарит», соответственно – малая килеватость (и мореходность) и высота десантного отсека. То есть для речных условий этот катер очень хорош, и может хорошо зайти и на экспорт (например, для Амазонки или Меконга), но вот в море он имеет крайне жесткие ограничения.
Проблема здесь в значительных ударных нагрузках на скорости на корпус малой килеватости, соответственно, и на экипаж. При этом крайне зажатый вертикальный габарит катера не обеспечивает необходимого запаса высоты для эффективной работы средств амортизации.
И это не «мелочи», а очень серьезная проблема.
Пример из ВМС США – и ударные нагрузки катера, и статистика последствий для их экипажей.
И еще раз подчеркну, проблема реально существует, причем не только в ВМС США (откуда эти цифры по частному (!) эпизоду, причем уже удаленные в США из публичного доступа). Представители «специальных эксплуатирующих органов» уже обращались к автору за материалами по тематике, ибо «проблема возникла», что неудивительно. Несмотря на пиар лубочных СМИ, у наших «зеленых человечков», разумеется, нет «не имеющих аналогов» титановых противоударных позвоночников, экзоскелетов, устройство организма примерно одинаково у всех «гомосапиенсов», вне зависимости от их госпринадлежности. Аналогично – нет «национальной физики», наука по определению интернациональна.
И есть физическая (техническая) проблема, которую у нас усиленно «заметают под плинтус», стараясь не замечать. Сотрудники спецподразделений – это «золотой фонд» наших Вооруженных Сил, и их состояние здоровья не просто их «личное дело» а одни из факторов решения специальных задач ВС РФ.
Здесь остро встает проблема испытаний наших катеров. Фактически мореходные испытания так, как надо их проводить (с регистрацией ударных нагрузок и замером напряжений в связях), у нас просто не проводятся!
Инсайдер:
Подчеркну – все, о чем говорилось выше, специалистам было известно еще до того, как началась афера с прожектом 22160.
Соответственно, простой вопрос: почему нельзя было не заниматься «вырезанием гланд с другого конца», а сразу делать (и со стороны заказчика, и разработчика) по уму и нормально?
Зачем нужны эти упоительные «скачки на граблях», причем не просто за щедрое бюджетное финансирование, а за бюджетирование, отобранное в том числе от реальных острых проблем и потребностей обороны страны?
Если даже вопрос стоит в том, чтобы «просто подкормить» финансированием Северное ПКБ, что мешало дать ему обоснованную и нужную работу для ВМФ?
Зачем было нужно делать заведомых «калек и уродов»?
ВМФ наконец-то «дошел» и осознал потребность в корветах ОВР?
ЦМКБ «Алмаз» не желает признавать ошибки и делать массовый и дешевый «мобилизационный» вариант корвета проекта 20385 для массовой серийной постройки?
Хорошо, пусть разработчиком будет Северное ПКБ, но корабль должен иметь нормальный корпус, безо всяких «гидродинамических инновационных уродств» прожекта 22160!
- Автор:
- Максим Климов
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…2 945 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 943 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…2 197 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…1 364 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…2 449 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…1 248 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…1 367 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…803
- Альтернативное мнениеОлин И.В.
Иностранный агент рассказал несколько историй из жизни патриотов
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал материал под названием «Документы Пандоры» (The Pandora Papers), в котором собрана информация о владельцах офшорных компаний со всего мира. Проект стал одним из самых масштабных расследований в истории мировой журналистики, над которым работали 600 репортёров из почти 120 стран мира. Единственным его участником из России были «Важные истории»** — СМИ, недавно признанное минюстом иностранным агентом. «Важные истории»** оперативно рассказали…52 - Альтернативное мнениеЛюбовь Донецкая СНЖ
Россия умеет ждать?
Холодны рубиновые звезды, Что мерцают в предрассветной мгле. Где-то там, в дали кроваво-грозной Вспоминают люди о Кремле. Вспоминают в ледяных окопах, В дребезжащих окнами домах. И растет над Русским миром ропот: «Царь торгует газом на костях». (Автор — народ) Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Анатольевич Медведев внезапно порадовал заскучавшую без его неподражаемых «отливов в…166 - Альтернативное мнениеsoiz [1231402]
АГОНИЯ
История нашего государства заканчивается Книга Льва Платоновича Карсавина «Культура Средних веков» открывается картиной упадка Западной части Римской империи. Оно читается, как аналитическое описание состояния современной России. Я для лучшего восприятия разбил этот текст на отдельные пункты, снабдив комментариями. 1. НЕОГРАНИЧЕННАЯ ДЕСПОТИЯ Карсавин пишет: «Во главе падающей Западной Империи стоит “божественный” “государь, разрешенный от уз закона”, разрешенный…65 - Альтернативное мнениеАлександр Лежава
Ликвидировать бедность
Фото отсюда Европейцы выбрали довольно оригинальный способ борьбы с бедностью. Точнее ее ликвидации. Вместе с ее носителями. Из двух возможных вариантов – создание рабочих мест и возможности людям обеспечить себе достойное существование или уничтожение бедности вместе с самими бедняками – ЕС, похоже, избрал второй вариант. Пандемия и борьба с ней положили начало этому процессу, а…41 - Альтернативное мнениеЛюбовь Донецкая СНЖ
Это страшное слово «стабильность»
В новом госбюджете Правительство пустит «под нож» расходы на экономику, медицину и социальную поддержку россиян. Проголосовали? Получите! (С.С. Сулакшин) Выборы в Госдуму прошли, причем вполне ожидаемо, информационная пыль улеглась, счастливые обладатели депутатских мандатов допили шампанское и вновь, как говаривал Н.В. Гоголь, перед нами пошла по-будничному щеголять жизнь. Щеголять в том же направлении, что и последние…123 - Альтернативное мнениеАртем А. Кобзев
Я вижу костры из книг…
Фото отсюда «Возьмем теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них – любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных…28 - Альтернативное мнениеАлександр Лежава
Больше сахара, меньше горечи
Фото отсюда Минфин РФ предложил внести некоторые изменения в налоговую систему в период одов. Льготы для налога на вклады – это ни о чем. Изменение НДФЛ для работающих в России иностранцев вообще мало интересует наших граждан. В то же время ведение акциза на газировку может затронуть интересы многих россиян. Тем более, что…36 - Альтернативное мнениеsoiz [1231402]
УПЛОТНЕНИЕ
Фото отсюда У наших господ вдруг возникла тема строительства новых городов-миллионников. Первым об этом заговорил Шойгу. «Столицу России нужно перенести в Сибирь, кроме того, здесь следует построить пять новых городов с населением до миллиона человек. Об этом заявил на встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН министр обороны России Сергей Шойгу, говорится на сайте военного…47 - Альтернативное мнениеСтанислав Смагин
ФИЗРУК ХОРОШИЙ И УПРАЖНЕНИЯ ИНТЕРЕСНЫЕ: ВНОВЬ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Национальная политика молодой Российской Федерации отличается примерно такой же своеобразной и альтернативно-привлекательной стабильностью, что и российские выборы. Применительно к ней тоже легко можно перефразировать известную фразу «Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу — пьют и воруют» в что-нибудь типа «танцуют лезгинку, берут дотации, заставляют извиняться». Соответственно, и…2.10.2021 5:21 46 - Альтернативное мнениеИгорь Левитас
Паспорта «неграждан», по проспекту Бандеры к Бабьему Яру…
Игорь Левитас. Коллаж: EADaily В сегодняшних новостях глупость и подлость явно побеждают здравый смысл. Скучные новости… 1. «Реакция Венгрии вообще наглая, потому что они заявляют, что Украина посмела сунуть нос в ее внутренние дела, которыми являются ее определенные коммерческие обязательства. Только коммерческие обязательства по поставкам газа предусматривают три стороны, а не две», — заявил бывший депутат Верховной рады Тарас Черновол. И так на Украине думает не он один….22 - Альтернативное мнениеРедакция "Народного Журналиста"
Госкреатив шагает по стране
На днях Правительство РФ утвердило «Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Как минимум эта концепция — прорыв в канцелярите, поскольку вводит такие понятия, как «креативный кластер», «креативная экономика», «экосистема творческих креативных индустрий», которые до этого дня в официальных документах не приветствовались….50 - Альтернативное мнениеВазген Авагян
Украина как зеркало пост-советизма (экономика ноля)
Пока внешнеполитическое ведомство РФ призывает Украину держаться скромнее — в паре с МИДом выступает «Газпром». Компания снова отказалась выкупать у Киева дополнительные объёмы прокачки своего голубого топлива через украинскую ГТС — на этот раз в октябре. Из-за низкой заполненности хранилищ цены на газ в Европе взлетели выше 900 долларов за 1000 куб. м — и…53 - Альтернативное мнениеНовый Век
МИНЭКРАЗВИТИЯ ПЫТАЕТСЯ ВЕРНУТЬ КОНТРОЛЬ НАД РОССИЙСКИМИ ТОРГПРЕДСТВАМИ
Чрезвычайно странная инициатива минэкразвития Решетникова получила одобрение целого президента: у министерства появятся собственные представители в 52 странах. Ну, что МИД у нас окончательно превратился в пиар-контору, причём, в основном, для внутреннего пиара, создающего у населения ощущение нашей внешней крутизны, – это давно не секрет. Реальных внешнеполитических целей это специализированное ведомство добиваться не в состоянии, да…22 - Альтернативное мнениеПавел Пряников
Варианты решения проблемы
Картины Васи Ложкина Работодатели из гостиниц, ресторанов и торговых сетей опять истерят, что не хватает работников , и призывают «Путиииин! Ввези мигрантов из Средней Азии!» Приводят пример про гостиницы, что повысили зарплаты горничным на 10-30%, а россияне всё равно не идут на эти зарплаты. Друзья, но это же рынок. Вы же рынка хотели, а не командно-административной…32 - Альтернативное мнениеРоман Скоморохов
Импортозависимость России от Украины продана Индии
Вот теперь можно с чувством уверенности констатировать, что у России нет больше зависимости от Украины. Она (зависимость) продана Индии. Как говорится – с глаз долой, из сердца вон. О чем идет речь в столь радостном сообщении? О судьбе фрегатов проекта 11356Р типа «Адмирал Эссен». Как известно, проект 11356 – это очень хорошие корабли. Как раз…33 - Альтернативное мнениеАнтон Ходасевич
Лукашенко придумывает, как уйти, чтобы остаться
Александр Лукашенко обсуждал с конституционной комиссией, когда назначить референдум. Фото с сайта www.president.gov.by Белоруссия вернулась к обсуждению содержания конституционной реформы, хотя эксперты уже начали сомневаться в том, что она состоится. Однако из доступной информации контуры Основного закона пока не прорисовываются. По мнению экспертов, Александру Лукашенко не удается найти себе безопасное место в новой архитектуре государственной…21 - Альтернативное мнениеАлександр Лежава
Обеспечить лояльность
Фото отсюда Почётна и завидна наша роль, Да наша роль, Да наша роль, Да наша роль. Не может без охранников король. Когда идём — дрожит кругом земля. Всегда мы подле, подле короля. Ох, рано встаёт охрана! По сообщению пресс-службы Кремля, на совещании по экономическим вопросам президент РФ заявил, что денежное довольствие сотрудников ФСИН, МВД, Росгвардии…37 - Альтернативное мнениеПавел Пряников
Если кратко…
Огромный текст с научной и экономической критикой производства «мяса из биореактора». Если кратко. Все стартапы по производству эрзаца «мяса» обманывают в своих ТЭО что скоро-скоро они снизят его себестоимость с нынешних $10 тыс. за фунт до $2,5. Никто даже теоретически не приблизился к цене этого эрзаца в $1000 за килограмм. И они всё время сдвигают…41 - Альтернативное мнениеРедакция "Народного Журналиста"
Вопрос дня
Событие или никакое не событие все то, что собрались учинить над губернаторским корпусом Клишас и Крашенинников? С одной стороны, российские губеры застроены Москвой настолько сильно, что непонятно, осталось ли в них ещё хоть что-то от политической субъектности, которую чисто теоретически можно дополнить или ущемить? Но с другой-то стороны, куцые, административно-дирижируемые, но губернаторские выборы с новыми…61 - Альтернативное мнениеsoiz [1231402]
ЦИРК ЗАКРЫВАЕТСЯ
Черная дыра все ближе Накануне выборов развернулась целая полемика: участвовать или нет. Ее градус был очень высокий. Я старался не сильно перед выборами в эту тему влазить, чтобы не распалять ненужные страсти, но и мне досталось от пламенных сторонников голосования. Но мне нравится эта яростность. Мне хотелось, чтобы она не угасла так же быстро, как…39 - Альтернативное мнениеПавел Кухмиров
Ещё одна война: куда идут языковые патрули
Ну, вот и закончились выборы. И многие темы, которые активно форсировались правящим сообществом РФ перед ними, как-то незаметно перестают звучать и в речах, и в эфире. Я могу, конечно, ошибаться, но именно такое впечатление у меня и складывается, а я как-то привык верить собственным глазам больше, чем чьим-то уверениям. И в первую очередь проседать начал…38 - Альтернативное мнениеНовый Век
ПЕНСИОНЕРОВ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ ТУПО ОБМАНУЛИ
Подкуп избирателей – мероприятие разовое. В противном случае он просто лишен смысла. Одно дело – заплатить гражданам один раз и дальше продолжить их стричь. Совсем другое – платить им постоянно: ради чего тогда вообще эта власть нужна. И вообще, постоянная плата больше похожа уже не на подкуп, а на регулярные выплаты шантажисту. Никто, конечно, нашу…38 - Альтернативное мнениеиз блогов
В российском уголовном кодексе есть отдельная статья «Наемничество»
Российские власти официально признали существование в стране частных военных компаний. И это при том, что деятельность ЧВК не регулируется законом, а вот за наемничество есть уголовное наказание. Это могло быть оговоркой, но вчера глава МИД Сергей Лавров дважды подчеркнул формулировку «частная военная компания из России». Его слова передал «Интерфакс». «Они (власти Мали — ИФ) обратились…44 - Альтернативное мнениеМарат Селезнев
Личинки на столе: когда россияне перейдут на еду из насекомых и искусственное мясо
Жареные насекомые, Камбоджа ©Frank Bienewald/ imageBROKER.com/ GLOBAL LOOK PRESS Через 30 лет все люди на Земле могли бы питаться правильно, качественно и вкусно, считают в ООН. Но для этого человечеству придется пройти длинный путь и решить чуть ли не все свои главные проблемы, что маловероятно. Тем временем производители продуктов питания предлагают потребителям еду из личинок…31 - Альтернативное мнениеanlazz
Парадоксальное о коррупции
Фото отсюда Интересно – но на «проблеме выборов» «аномальность» буржуазного общества не ограничивается. Наоборот, она постоянно «вылезает» в самых неожиданных местах, показывая, насколько условным выступает господство подобной системы. (И насколько глупо считать ее «естественной» даже в рамках классового общества.) Возьмем, например, давно уже набившую оскомину тему «коррупции», которая так же является изначально присущей буржуазному мироустройству….42 - Альтернативное мнениеРедакция "Народного Журналиста"
Никакого движения из этого застойного болота пока не предвидится
Согласно проекту бюджета на оды, составленному Минфином, содержание всех ветвей власти обойдется казне приблизительно в 1,5 триллиона руб за три года. Затраты на президента и его аппарат составят более 45 млрд (почти на миллиард больше, чем в прошлом проекте бюджета), а на правительство — 26,6 млрд (на три миллиарда больше). Самой затратной для…42 - Альтернативное мнениеНовый Век
Таинственные рычаги, которых нет
В ответ на угрозы Захаровой в адрес Турции, мол, Москва дескать сделает далеко идущие выводы, коллеги отметили: «Похоже, ответ на вопрос «Как Москва накажет Анкару за непризнание выборов в Крыму?», известен. С большой долей вероятности можно сказать — никак». «Любопытно, что имела в виду Мария Владимировна, угрожая туркам. Перекроет вентиль на магистральном газопроводе «Турецкий поток»?…30 - Альтернативное мнениеПавел Кухмиров
Угроза голубая и розовая
Есть темы, которые имеют налёт несерьёзности по причине своей серьёзности. Как бы парадоксально это ни звучало. Происходит это из-за того, что данные темы культурно табуированы и что бы ни происходило с нашим менталитетом в крайние десятилетия — на психологическом уровне это табу сохраняется. Связано такое зачастую бывает с вопросами, имеющими многовековой культурный (а то и…39 - Альтернативное мнениеСтепан Зайцев
Долгий путь к контрактной армии. На каком этапе находится Россия?
Фото: Urvoenpravo.ru Минобороны РФ предпринимает очередную попытку увеличить количество военнослужащих-контрактников. В пояснительной записке к проекту федерального бюджета на оды сообщается, что на эту задачу в ближайшие три года будет направлено 73 млрд рублей. «На увеличение численности офицеров и военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в 2022 году на 28 443,0…40 - Альтернативное мнениеМарат Селезнев
«Важнее полета Гагарина»: когда в России запустят цифровой рубль
©Shutterstock/ FOTODOM Новая форма денег в России появится неизбежно. По крайней мере, в ЦБ сейчас не видят препятствий для внедрения цифрового рубля. Эксперты считают, что единственной значимой проблемой станет его популяризация. Населению придется объяснить, зачем он нужен, а затем простимулировать к использованию третьей формы денег. Меж тем Банк России зачищает поляну от конкурентов и ведет…24
- Альтернативное мнениеМаксим Климов
«Инновационный маразм» патрульных кораблей проекта 22160
Обстановка требует поднять тему патрульных кораблей снова, тем более что есть риск возобновления их строительства. Нижеприведенная цитата уже неоднократно приводилась в публикациях о корветах и патрульных кораблях ВМФ, но она (точнее – крайне тяжелые ее последствия для обороноспособности страны) стоит того, чтобы повторять ее снова и снова: Февраль 2014 г. Командование Военно-морским флотом России отказалось от концепции…16.09.2021 9:58 34 - ОбществоМаксим Климов
«Подводные камни» «Северодвинска-М» (АПКР «Казань»)
5 мая был подписан приемный акт на головном серийном атомном подводном крейсере (АПКР) «Казань» проекта 885М (юридически именно это дата начала службы в ВМФ), а 7 мая состоялось публичное мероприятие по подъему военно-морского флага. Сотрудники «Севмаша», члены экипажа и комиссии после подписания приемного акта. Фото: forums.airbase.ru, пользователь VKoshkin, ссылка В 2014 году автором в «Военно-промышленном…89 - ОбществоМаксим Климов
Беспилотные «рои» готовятся к бою
Этот колокол звонит по тебе. Эрнест Хемингуэй Оружие массового поражения Эксперт по роям дронов (и противодействию им) Зак Калленборн считает, что США должны официально занять позицию, согласно которой большие рои автономных смертоносных беспилотных летательных аппаратов должны рассматриваться как оружие массового уничтожения (ОМУ): «Рой с 10 000 или более вооруженных дронов должен быть классифицирован как оружие массового поражения»….233 - ОбществоМаксим Климов
Куда «бежит» адмирал Евменов?
«Князь Владимир» стал первой субмариной в отечественной истории, экипаж которой освоил устройство корабля и сдал все необходимые задачи ещё до того, как лодка вошла в состав ВМФ. Этот процесс шёл параллельно с заводскими и государственными экзаменами. Министру обороны генералу армии Сергею Шойгу доложил об этой новации командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов. Очередной успех? Как сказать……26.05.2019 9:08 839
Лента новостей
- «Картофель остался только в одном магазине». Камчатка и Чукотка более трех месяцев ждут продуктов
- Новости экономики 18.10.2021
- Разные новости 18.10.2021
- Почему у граждан при въезде в страну изымают домашние продукты
- Инфляция в Сибири превысила общероссийскую. Дорожают овощи и шины
- Разные новости 17.10.2021
- Новости экономики 16.10.2021
- В России с 17 октября вступит в силу новый порядок вывоза детей за границу
- Разные новости 16.10.2021
- Правительство Центральноафриканской республики чествует российских инструкторов за поддержку в борьбе с террористами