Изображая жертву

Саша Кметт 6.09.2017 6:43 | Общество 9

«Если такие, как вы, творцы –
Мне наплевать на всякое искусство» (с).

/Владимир Маяковский/

А тем временем в мутном болоте современной российской культуры разбушевался шторм. Виданное ли дело: в застенки кровавого режима попал не какой-то там представитель черни, а целый режиссёр столичного театра г-н Серебренников. Модный, креативный, либеральный. Да ещё и по делу о коррупции. «Хищении социалистического имущества», как сказали бы во времена далёкие, почти былинные. Возмущение творческой и не творческой интеллигенции хлещет через край и даже перехлёстывается через государственную границу: своё категорическое «руки прочь!» уже сказали немецкий режиссёр Остермайер, американская актриса Кейт Бланшетт и ещё целый ряд тамошних властителей дум. Правда, на их собственной территории деятелей культуры так же периодически привлекают за экономические преступления (например, за неуплату налогов), но то там. Там нельзя, а здесь можно  здесь же варвары. И, не смотря на то, что больше половины населения России вообще не знает, кто такой г-н Серебренников, наше культурное болото громко булькает и возмущается.

Скажу прямо: в сваре «кровавый режим vs. г-н Серебренников» я искренне не сочувствую ни тому, ни другому. Причём, по одной и той же причине: из-за их лицемерия. Одни считают, что им всё дозволено по причине их принадлежности к «людям искусства», другие карают уж больно избирательно. И всё вместе это придаёт истории такой оттенок неискренности и фальши, что сочувствовать любой стороне в этом споре как-то не хочется. На рефлекторном уровне. Так что сама по себе эта мышиная возня мне, в общем-то, безразлична. Но, к сожалению, она вскрывает целый ряд очень весомых проблем в нашей культуре. А вот это уже серьёзно. Культура – она ведь формирует будущее. Потому, что формирует людей. И вот это действительно не может не беспокоить.

Так что ж мы имеем? Ну, давайте рассматривать проблему с двух сторон (раз уж в разборке этой две стороны). Г-н Серебренников, как таковой, мне не интересен. Потому что, друзья мои, он совершенно банален. Банальный русофоб, банальный хипстер, банальный пропагандист и пользователь нетрадиционных взглядов на взаимоотношения полов. Это всё уже давно старо и неоригинально. В нём нет ничего, что могло бы вызвать хоть какой-то интерес что к его личности, что к его, так сказать, «творчеству». Но он представляет определённое сообщество. Настолько же неинтересное, как и он сам. Но, волею судеб, сообщество это оказывает влияние на формирование культурной повестки моей страны. И влияние это, мягко говоря, не созидательное. Так уж сложилось, что в нашей стране был выращен целый пласт ненавидящей её интеллигенции. Огромный пласт. И выращивание это совершил отнюдь не только тот самый уже почти сказочный «госдеп». Нет, он конечно поучаствовал. Но был, отнюдь, не на первых ролях в этом «добром деле». Его коллеги по эту сторону «железного занавеса» поучаствовали здесь куда более активно и широкомасштабно. О причинах говорить у меня сейчас желания нет. А вот о результатах – есть. В сухом остатке мы имеем упрямый факт, что на том месте, где должна была быть национальная интеллигенция, у нас отросла антинациональная. И теперь вот активно колосится. Вместо сохранения культурного кода, она занимается его разрушением. Вместо сбережения духовных ценностей цивилизации, она активно их демонтирует. И вместо защиты национальной государственности, она занимается её подрывом. При том, что без этой государственности она сама существовать не может и не будет. По сути, она ведёт себя, как тот самый скорпион из притчи, который взобрался на спину черепахи, попросил перевезти его через реку, и на самой середине реки решил черепаху убить. А когда она резонно заметила, что если она погибнет, то он утонет, скорпион ответил: «Я знаю, но ничего не могу поделать – такова уж моя природа». Ссылаться на иностранные гранты и искать причину явления в них может только самый ограниченный куратор, которому не приходит в голову даже прогуглить слово «метафизика». А дело здесь действительно в ней. Только в ней. И она у этой «интеллигенции» настолько отличается от метафизики народа в целом, что она откровенно себя от этого народа отделяет, считая себя кем-то вроде «избранных», которым, по причине этой самой избранности, всё дозволено. А интеллигенция, отделяющая себя от нации – это действительно уникальное явление. Дело г-на Серебренникова обеспокоило их очень сильно. И, вы будете смеяться, но задаются они сейчас двумя, пусть и противоречащими друг другу, но вполне резонными вопросами. Первый вопрос: «А почему одних сажают, а других нет?». Второй вопрос: «Ну, если можно его, то, значит, можно и нас?». Впрочем, подобная шизофрения вполне соответствует сложившейся ситуации. Удивляться ей не имеет смысла. Дело здесь вообще не в ситуации, а в положении в целом. Ведь антинациональная интеллигенция – это огромная проблема, ставящая под вопрос и будущее страны, и будущее народа. И что с этим делать – совершенно не понятно.

С другой стороны, тот самый «кровавый режим». Который, не далее, как вчера, устами своего министра культуры Мединского, фактически констатировал свой же культурный крах, сообщив о полнейшем провале российских лент в прокате. Оно и понятно: была поставлена задача снимать коммерческое кино. «Успешное». «Конкурентоспособное». Но даже в таком «высоком жанре» ребром стоит проблема вкуса. Того самого, который художественный. А у чиновников со вкусом всегда было особенно хорошо. Не только у наших – у любых. Но наши граждане из 90-х коммерческое кино понимают только в одном ключе: исключительно как похабнейшие комедии такого низкого пошиба, что культурный шок они способны вызвать даже у того самого «гопника с «Ягуаром» и семками». А иногда ещё коммерческое кино понимается ими, как дурацкие, но очень бюджетные фильмы про отечественную историю. Настолько запредельно тупые и безвкусные, что самим фактом своего существования эту историю порочащие. А ведь, периодически, задача её опорочить там ставится вполне намеренно. К чему радостно подключаются граждане из той самой «креативной интеллигенции». И так во всём. Ведь с культурой у нынешних «ответственных граждан» всё обстоит точно так же, как с идеологией: они её не понимают, не чувствуют, не знают, что с ней делать, и единственным известным решением проблем для них является всё то же «залить всё баблом». Которое потом доблестно растаскивается в четыре руки со всё той же «креативной интеллигенцией». С которой у «кровавого режима», на самом деле, очень «высокие отношения». Он ведь совершенно с ней не борется. И, глядя на то, как они сосуществуют, складывается вполне определённое впечатление, что его всё устраивает. А как иначе расценивать полное отсутствие каких-либо системных мер? Давайте говорить честно: даже того же г-на Серебренникова сейчас приняли в оборот не за то, что он русофоб и предатель, и даже не за то, что он вор. А за то, что он имеет дурную привычку кусать руку тех, кто всё это время закрывал глаза и на его русофобию, и на его воровство. И вот уже г-н Серебренников «изображает жертву», как в собственном старом фильме. Ну, решили сделать ему показательную порку. Лично я только за. Но вот в плане решения накопившихся проблем это всё даже не смешно. Это грустно. Ведь, для выживания нации и страны, поступить здесь можно только одним образом: полностью снести всю старую интеллигенцию и создать новую. Такие примеры в истории были. И, в первую очередь – в истории нашей страны.

Вот только кто этим заниматься будет? Такие же персонажи, как те, кто сидит в Министерстве культуры и Фонде кино? Если честно – мне уже заранее страшно. Потому, что, в итоге, получится у них нечто схожее с теми самыми похабными комедиями, провалившимися в прокате.

А раз так, то вынужден констатировать: ситуация в нашей культуре зашла в тупик. Полнейший. Выхода из которого в нынешней системе координат просто нет. Просто потому, что система эта на принципиальные решения такого масштаба, похоже, не способна вовсе. Не рассчитана она на них. Для другого создавалась. А раз так, то каких-либо изменений ожидать не имеет смысла. Нам и дальше будут штамповать лицемерные фальшивки.

Пока одни изображают жертву, другие изображают правосудие.

…А тем временем пришла весть, что дело г-на Серебренникова курирует служба по защите конституционного строя ФСБ. Диктор, сообщивший об этом с голубого экрана, радостно отметил, что эта доблестная структура так же надзирает за всеми театрами, музеями и прочими культурными учреждениями, с целью поиска возможного вражеского влияния в сфере тонких материй. Видимо, хорошо ищут, раз до сих пор не заметили целый «Ельцин-центр».

Так что я искренне рад за г-на Серебренникова.

 Павел Раста (позывной «Шекспир»).

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...
Партия нового типа
Центр сулашкина