ДОКТРИНА ТРЕТЬЕГО РУМА

Лев Вершинин Общество 60

Я воздержался от комментариев к теме об отмене г-ном Эрдоганом указа Ататюрка, превратившего Св. Софию из главной мечети Порты, каковой она была при Османах, в музей, и возвращении Айя-Софии статуса молельного дома, поскольку о «политическом факторе» этого шага писали все. А вот сейчас есть повод разобрать, скажем так, экзистенциальный аспект проблемы,- и это очень интересно…

Ни для кого не секрет, что г-н Эрдоган горячий сторонник идеологии «нео-османизма», то есть, «нового османизма». А что такое «османизм» вообще? Это идеология Порты, идеология универсальной, наднациональной империи, скрепленной единой и единственно верной идеологией, — Исламом. При этом не исключено существование государств, где Книгу чтут по-другому, но такие государства (христианские) должны пребывать

в подчиненном положении. Обоснование: Рум — это Идея. Первый Рум был языческим, и пал, когда великий пророк Иса принес новую, правильную Идею, а Второй Рум (христианский) пал, уступив место носителям Ислама, то есть, Идеи Исы, но в уточненном, окончательном виде. Таким образом, в понимании «османистов» именно Порта, где султан титуловался  кайсар аль-Рум (кесарь Рима), была Третьим (мусульманским) Румом,

а четвертому не быти. И вот от этой-то идеологии наотрез отказался Ататюрк. Он, рассудочный человек ХХ века, отринул «османизм» и предложил обществу идею «турецкого этатизма». Суть: мы — турки, экзистенциализм — фигня, прагматика — наше всё; нам не нужна империя (дорого и ни к чему), нам не нужны чужаки и их коренные территории, которые только обуза; нам нужно наше, турецкое государство, но не гнилое, а сильное,

современное, влиятельное. Именно реализуя эту Идею, Мустафа Кемаль лишил Айя-Софию статуса второго после Каабы символа духовной победы Ислама и первого символа его политической победы,  придав храму Юстиниана рациональный статус музея. И так было долго. Пока Турция не стала, как и мечтал г-н Ататюрк, сильным, современным, влиятельным государством. А когда это случилось, неглупые люди, размышляя

о миссии Турции в XXI веке, вернулись к «османизму». В варианте «нео». Проф. Давутоглу, доведший доктрину до блеска, исходит из того, что Идея Империи, как universum, никуда не может деться, Рим экзистенциально обречен быть Римом, а следовательно, Турция не может не вернуть себе статус Империи, покровителя не только всех тюрок (эту мечту Ататюрка под сомнение не ставят), но и всей  интернациональной уммы,  —

а увидеть флаги Ислама над соборами Св. Петра, Св. Стефана, Св. Павла и Нотр-Дам, как завещали Фатих и Кануни,   конечно, желательно, но не обязательно добиваться этого мечом; со временем будет все, а пока что нужно просто быть альтернативой умирающему христианскому миру. В этом смысле, изменение статуса Св. Софии — декларация возрождения Империи и претензий на ее зону влияния. Это понимают многие. Но не все:

«В Святую Софию были довольно дорогие билеты. Теперь билетов не будет. В этом плане наши туристы выиграют…», —  говорит г-н Песков, то есть:

Собственно, всё. Яснее не истолкуешь. От себя остается добавить одно. Уж кто-кто, но г-н Песков не «каждый утюг«. Он лучше кого угодно осведомлен об истинных приоритетах Верховного, и может позволить себе, не принимая всерьез  лабуду про «сакральные смыслы», озвучивать истинные экзистенциальные ценности Кремля, в частности, насчет бесплатного входа в бывший музей. И это абсолютно логично. Тем паче, сейчас, после триумфа Поправок, четко определившего, что для «глубинного народа» важно, а что до фени…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора