Корни смыслов, без которых нельзя…

Александр Леонидов Альтернативное мнение 236

Я попытаюсь объяснить перспективность религиозной психологии языком, понятным атеистам. Понимаете, религиозность – это убеждение, что всё случается перед глазами Высшего Разума и с его согласия. А значит, всякое дело имеет смысл, явный или скрытый. Если скрытый – то его следует разгадывать.

В рождении каждого человека – видят железную необходимость, а его жизни придают вселенское, космическое значение. Покуситься на такую жизнь – значит, покуситься на промысел Божий. И так было, на этом строилось понятие о добре и зле, о грехе и правде, об истине и лжи. И наука, и культура выстроены назидательностью этой психологии, в которой всякое событие – непременно урок и знак свыше.

Но жизнь доказала, что может быть и другая психология. Эта, другая, психология – бесплодна и бесперспективна, пригодна только для разрушения, для низведения всего сложного к самому примитивному из возможных его состояний. Эта психология абсолютизирует случайность.

В ней всё, что происходит – могло бы и не происходить, причём никак не повлияв на итог. Это как к нолю прибавлять ноли, отнимать, умножать ноль на ноль или отказываться от такого умножения. Любые действия превращают ноль в ноль «и обратно».

Жизнь, человечество и отдельно взятый человек – не имеют в этой картине никакого смысла. Они могли бы вовсе не родиться, и запросто, они могли бы умереть в двадцать лет вместо восьмидесяти – и в этом нет ни урока, ни знака. Всё происходящее происходит не перед Высшим Разумом и не с его согласия, а нигде и в ничём.

Даже если вы считаете такую картину мира верной… – интересно, верной кому? Чему? То и в этом случае вы обречены признать, что она совершенно бесплодна и бесперспективна. Что можно построить при таком отношении к жизни, абсолютизирующем случайности, а следовательно, и бессмысленность? Культуру? Науку? Прогресс? Справедливое общество? Общая бессмысленность всего догонит и убьёт сомнениями любое ваше начинание. Какое вам дело, хорошо или плохо пролетариату, если этого пролетариата вообще могло не быть, как и человечества, как и зарождения жизни на Земле? Если вам больно жить в составе пролетариата – то вы выйдете из него в единственном числе, с кистенём на шлях, чтобы более не быть тем, кому бедно живётся. При чём тут судьбы мирового пролетариата?!

Есть множество доказательств бытия Божия, я сам люблю перебирать их, как чётки, они никого ни в чём не убеждают, лишь констатируют настроение философа. Но главным доказательством Бога является то, что вы – живы. Материя по определению – неодушевлённая вещь. Она может быть какой угодно – и бесплотной, в виде полей, волн, но она всегда мёртвая и бездумная.

Мёртвость – единственное качество, которое присуще всем без исключения формам материи, во всём ином ничем друг на друга не похожим. Если вы считаете себя живым – то тем самым признаёте себя одушевлённым. Признавая себя одушевлённым, попросту не мёртвым, вы признаёте и душу, нечто, существующее кроме смерти.

Признавая собственную душу – признаёте и её первоисточник, мировой дух. Ведь ничто не бывает беспричинным, правда? Это доказательство хорошо тем, что соединяет в себе абстрактный разум, предельное обобщение мысли – и личное, индивидуальное бытие. Это логическое построение не существует отдельно от вас, как существует отдельно от вас, например Антарктида. Это доказательство одновременно и объективно и субъективно, потому что касается всех вообще – но и вас, если вы желаете жить.

Из этой отправной точки мы сможем отложить всё: и науку с её преемственными усилиями многих поколений, и смысл жизни, и храмостроительство, и счастье пролетариев всего мира. Но без этой отправной точки, в мире абсолютной неодушевлённости, нам нечего и некуда будет откладывать. Изначально признаваемая итоговая бессмысленность убьёт любое человеческое занятие – будь то лабораторные опыты или революционные преобразования.

Под гнётом признанной бессмысленности вы станете всё больше и больше экономить время и силы, затухать, как гаснущая амплитуда. Любое из занятий становится всё менее добровольным, всё более принудительным. Такой человек идёт лишь туда, куда гонят, а если гнать некому – то он только лежит.

Всякая вера требует поклонения. Вера в мёртую материю – требует поклонения смерти, неподвижности, покою. Человек и сам не заметит, как превратился в смертопоклонника, и свёл всё своё поведение, все свои мысли к мертвечине.

-Я не спрашиваю вас, верите ли вы в Бога. Я спрашиваю вас, верите ли вы в то, что живы? И если вы отвечаете утвердительно, то вопрос о вашей вере в Бога уже решён. Разум, Истина, Добро, Смысл – это просто разные имена Бога, а я хочу, чтобы вы ушли от слов к тому, что стоит за ними.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора