Кремлю выгодно пенять на «низы»

Волк В.В. Русранд Политика 142

Только на днях сделал для себя открытие, что внутригородские районы со своими администрациями и собраниями депутатов остались лишь в Челябинске, Самаре и Махачкале. Об этом сообщил ИА REGNUM. При этом в Народном собрании (парламенте) Дагестана по итогам совещания по проблемным вопросам столицы республики пришли к тому, что внутригородские районы Махачкалы могут быть ликвидированы в связи с их неэффективностью.

Об этом, в частности, заявил председатель комитета парламента по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению Алавудин Мирзабалаев. Такого же мнения придерживается и доцент кафедры конституционного права Даггосуниверситета Татьяна Беджанова. А председатель Народного собрания Хизри Шихсаидов предложил проанализировать опыт работы других регионов и определить наиболее эффективную форму управления городом.

Дагестанские функционеры констатируют, что в Махачкале, по сути, существует три (по муниципальному статусу) «города» в одном — это Кировский, Ленинский и Советский районы. Каждый со своим бюджетом, со своими депутатами, аппаратом, доходами, дотациями. Как итог — разбалансированность бюджетного обеспечения и управленческой консолидации.

Несмотря на то, что глава Ленинского района Махачкалы Магомед Алхасов утверждение о неэффективности внутригородского деления столицы назвал голословным, а свою работу эффективной, тут стоит посмотреть на вопрос с иной стороны. Например, с президентской. А Владимир Путин в вопросе организации самодостаточности местного самоуправления уже давно лавирует между обязательствами РФ перед западными друзьями и, собственно, возможностями самого государства.

Несмотря на постоянную критику советского строя, Путин, тем не менее, ностальгирует по выстроенной в СССР системе. И с сожалением обращает внимание (во всяком случае, в публичной плоскости), что по Конституции РФ муниципальный уровень власти отделен от государства, и это очень плохо. Правда, сие сожаление он высказывал осенью прошлого года на Совете по русскому языку. Это была его реакция на один из рассказов о плохом состоянии сельских школ. В непубличной плоскости отделённое от государства местное самоуправление в условиях путинской России — это прекрасная кормушка для федеральных чинов и финансовых структур. Посудите сами: сколько в России регионов — доноров? Тринадцать! Из 72-х!

Проблема неравномерности регионального развития идет в ногу с бесплодными попытками диверсифицировать российскую экономику. Все решения правительства, направленные на решение проблемы, не исправляют ситуацию.

На Дагестан, Якутию и Камчатку приходится около 27% всех дотаций. Дагестан получил из Федерального бюджета в 2019 году около 66 млрд. рублей, на 7,2 млрд. больше 2018 года. У Кабардино-Балкарской республики наибольший рост дотаций с 2017 года — 38%. На четверть возросли объёмы дотаций у 11 регионов России. У 50 субъектов из 72 дотационных возросли объёмы поступлений из федеральной казны, у 22 они, соответственно, сократились.

А местное самоуправление, как каждый из нас понимает, должно быть самодостаточным. Иначе это уже не местное самоуправление. Что приходится делать муниципалитетам, чтобы как-то сбалансировать свои доходы и расходы? То же самое, что и человеку, — брать кредиты.

На заседании Совета по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года Владимир Путин казённо объявил, что «наша общая задача — обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами». И тут же перешёл к вопросу денег: «Прежде всего, требуется упрочить финансовое положение муниципальных структур, именно здесь причины многих трудностей в их — в вашей — работе».

По словам Путина, по всей бюджетной системе муниципалитетов кредиты составляют где-то около 25 процентов. То есть, в России в долгах не только народ, но и так называемое (по конституции, конечно) местное самоуправление. Зато федеральным чиновникам очень удобно в любом провальном случае кивать на местных депутатов и мэров: «Это они враги народа». А как же, самоуправлением пользуются, а денег, как известно, нет.

Федеральная власть, конечно же, понимает, что со своими реформами они бравым маршем заходят в тупик, заводя и всю страну. Ведь на низовом уровне уже практически не осталось никаких механизмов реализовать хотя бы более-менее внятные и понятные народу проекты. Но, увы, Кремль не имеет представления, как развернуть оглобли назад.

Да, решили изобразить «тонкую настройку» властного инструмента с помощью внесения изменений в конституцию. Но никто не собирается убирать грабли местного самоуправления. Полтора месяца назад Путин заявил: «Обсуждаемые сейчас поправки к Конституции не затрагивают фундаментальных положений первой и второй глав нашего Основного закона, где, напомню, гарантируется самостоятельность местного самоуправления. Будем строго им следовать, обеспечивать такие условия для каждого муниципалитета в России, чтобы он мог работать эффективно, с максимальной пользой для людей и активно включаться в достижение национальных целей развития как надёжное, а не какое-то слабое или инертное звено во всей системе власти».

Спрашивается: каким образом президент собирается «следовать» и «обеспечивать», если радикально конституционно, статусно для ОМС ничего не меняется? Тем более, что Путин считает важным «обеспечить единство всех уровней публичной власти». Не улавливаете диссонанс? С одной стороны президент будет «обеспечивать» обособленные от государства ОМС, с другой «обеспечивать» их единство с государственной властью. Парадокс!

А ларчик открывается просто. Профессор Степан Сулакшин и группа учёных, работавшая над проектом новой конституции России (не путинскими поправками, а цельным документом), уже давно заключили, что управления, отделы, службы, созданные органами местного самоуправления, фактически превратились в нижний придаток государственной власти субъектов Федерации. А основная причина или проблема заключается в отсутствии прочной материально-финансовой базы развития местного самоуправления и экономической зависимости от федеральных и региональных органов государственной власти. Де-юре ОМС РФ есть, де-факто их нет. Это муляж местного самоуправления.

Ну, за исключением тех регионов (и нескольких городов\районов), которые в состоянии сами решать свои финансовые проблемы, а не клянчить у федерального центра. Ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления, РФ, по большому счёту, отдало дань моде или европейским ценностям. Данная хартия — это не обязаловка для государств, это руководство для территориальных общин. В состоянии они организовать, осуществлять, управление, финансировать проекты, контролировать исполнение обязательств государством — делайте. Не в состоянии — не надо заниматься имитацией.

То, что в Конституции РФ сейчас называется местным самоуправлением, таковым на самом деле не является, а представляет собой еще один уровень государственной власти, зачем-то выведенный из нее. Спрашивается, почему местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, если фактически оно ею является? И почему такой ущербный подход останется в конституции?

Ответ логичен: передача на местный уровень властных полномочий влечет за собой и федеральное финансирование местных органов самоуправления для реализации этих полномочий, что, несомненно, будет плюсом для местных органов управления, но минусом для Кремля. Потому что пенять на «низы», как это раз за разом происходит, уже не получится. Тормозить финансирование местных программ — тоже чревато, и не только имиджевыми потерями.

Всё, что происходит в Махачкале, это не вопрос Дагестана. Можно делить город хоть на сто районов, или триста районов города наделять полномочиями муниципалитетов, денег от этого не прибавится, проблем не уменьшится. Наиболее верное решение на пути обеспечения местных органов власти достаточными (или относительно равными) ресурсами и возможностями — это поддержка Программы Сулакшина, её проекта конституции России, как составной части.

Ждать, что путинские игры 22 апреля что-то улучшат для местных органов власти, не приходится. Местным органам власти стоит подумать над этим. Ведь если стремительно надвигающийся экономический и социальный кризис раздуют шторм народного гнева, то ОМС будут первыми, кто примет на себя первые и самые мощные волны.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы.

Фото: Махачкала / varlamov.ru

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора