Либеральна ли Россия?

Русранд Политика 123

Может быть, правы апологеты либерализма, когда предъявляют формулу: в России либерализма недостаточно, его надо добавить, и тогда все неурядицы исчезнут и все дела пойдут хорошо. Насколько эта позиция правомочна? Здесь важно увидеть, что спор с «аргументами» типа «поверьте мне», «я так считаю» бессмыслен и бесконечен.

Для того чтобы ответить на вопрос: «либеральна ли Россия?», нужно ввести объективный и количественный критерий либеральности государства (рис. 1).

Это возможно сделать, если вернуться к схеме, характеризующей состояние государства как института, прежде всего, в его ресурсной базе и в соотношении государственные ресурсы / приватные ресурсы, если характеризовать возможности свободы предпринимательства. Наконец, если оценить политические свободы, свободы личности, развитость демократических институтов. Все эти показатели мерные, их можно количественно измерять.

Рис. 1. Критерии либеральности страны


ДИАГНОЗ ПЕРВЫЙ: ГОСУДАРСТВО ПРОТИВ ПРИВАТНОСТИ

Что происходит в России? Государство в этом зачете съежилось до уровня в три раза меньшего, чем полный объем ресурсов, и в два раза меньшего, чем приватный сектор. Доля государственных расходов в ВВП российского государства меньше, чем в сопоставимых государствах мира, и запланирована к дальнейшему уменьшению (рис. 2).

Рис. 2. Россия урезает ресурсы государственности в пользу приватного сектора до рекордных величин

По этому зачету Россия, безусловно, либеральна и даже суперлиберальна относительно мировых традиций и намеренно становится еще более либеральной.

Второй зачет: собственность. Растет количество частных предприятий, уменьшается количество государственных предприятий, падает объем произведенной государственными предприятиями продукции. В России иностранная собственность уже в разы больше, чем собственная государственная. То есть видно, что государственный сектор, как ресурсная база государства, тоже съеживается и сворачивается, и с точки зрения этой тенденции легко понять, где предел и в чем он заключается. В пределе, уже просматриваемом, российское государство попросту должно исчезнуть. Собственно, основная либеральная идея минимизации государства реализуется неостановимо и масштабно. В этом зачете Россия, как видно, тоже либеральна.

В современной России есть крупные государственные производства, но они неявно тоже приватизированы, поскольку их прибыль идет не в бюджет, а в частные карманы. Это вопрос о добыче основных природных ресурсов страны и о так называемых госкорпорациях. Это же касается Центрального банка России. Современная Россия порождает новое явление так называемого приватизированного государства. Это, конечно, фигура речи, «государство» — абстракция, абстракцию приватизировать невозможно, но термин и смысл, и модель вытекают из совершенно материальных, фактически существующих инфраструктурных и институциональных характеристик. Государственные ресурсы всех видов оказываются в «собственности», т. е. бесконтрольном со стороны общества праве распоряжения фактически частных лиц.

ВТОРОЙ ДИАГНОЗ: СОСТОЯНИЕ БИЗНЕСА

Сторонники позиции «Россия совершенно не либеральна, потому что для ведения бизнеса велики административные барьеры, потому что инвестиционный климат не такой, бизнесу не дают развернуться» — отчасти правы. Международный рейтинг «doing business» показывает, что Россия, во-первых, занимает место в середине мирового списка, что очень неприлично для прогрессивной страны, если уж она модель рыночной экономики реализует. Но оптимистично, что в последние годы примерно 10% позиций сдвинулись в сторону улучшения свобод предпринимательства, что говорит о том, что Россия либерализуется, тренд ее на либерализацию и в плане административных барьеров совершенно очевиден.


ТРЕТИЙ ДИАГНОЗ — СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ

Существует ряд индексов, которые делаются с помощью социологических и экспертных оценок. Часть из них являются манипулятивными по формуле: «Это сукин сын, но он наш, поэтому мы ему хороший индекс припишем» — например, в период Саакашвили для Грузии. А вот Россия это «не наш сукин сын», значит, мы ему плохой индекс припишем. Однако такие трюки можно верифицировать. Воспользуемся материалами Института Катона о так называемом индексе демократии и политических свобод. А верифицируем мы этот индекс своим собственным, авторским, который называется «политическая температура страны» (рис. 3).

Рис. 3. Индекс демократии и политических свобод и политическая температура в России

Главный вывод, который отсюда следует: политические свободы, демократические институты и их реальность, а не номинативность, в стране сворачиваются быстрыми темпами. С этой точки зрения либерализм в России как бы идет на убыль, и апологеты либерализма в этом отношении правы.

Подытоживая баланс либеральна-нелиберальна ли России, нужно сопоставить с помощью весовых множителей три позиции:

1) государственное, институциональное, ресурсное устройство;

2) свобода предпринимательства;

3) политические свободы.

Какие из этих трех кондиций наиболее весомы, наиболее важны?

В силу формальной логики очевидно, что, если государство исчезает, то все остальное исчезает автоматически. Критерий № 1 самый значимый. В части критерия № 2 развитие идет в сторону либеральных кондиций. Критерий № 3 показывает, что российский случай напоминает эволюцию диктаторского типа.


ТАК КАКОЙ ТИП ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА СКЛАДЫВАЕТСЯ В РОССИИ В XXI в.?

Если считать аксиомой, что государственные институциональные характеристики наиболее значимы и весомы, то Россия имеет суперлиберальный, экстремально-либеральный тип.

Второе: свобода предпринимательства и реализация рыночных принципов экономики. Да, Россия либеральна, хотя и неразвита, но стремится в сторону более либеральной модели.

Что касается демократических свобод, политических свобод и активности общества, то страна становится все менее либеральной. Так какая она в итоге, если нужно учитывать и то, и другое, и третье? Очевидно, что возникает поле вкусовых предпочтений и политических оценок-манипуляций. Но, с учетом основного критерия, Россия, безусловно, либеральна (рис. 4).

Рис. 4 По ключевым критериям постсоветская Россия — либеральна и продолжает либерализоваться

Вместе с тем если пытаться вписать тип государственности России, тип ее политического режима в справочные классические классификации, то этого не удастся сделать.

Рождается новый, необычный, совмещающий несовместимое, казалось бы, по историческому опыту, тип государственности и политического режима, который можно именовать по-разному. Самая важная составная часть диагноза характеризует эту версию как нежизнеспособную. России нельзя, исторически опасно сохранять эту версию конституции и устройства страны. Задача перехода к постлиберальной России ставится как задача спасения страны от деградации и развала.

Фрагмент из коллективной монографии Центра Сулакшина: Россию ждет революция? Вопросы перехода к постлиберальной модели России (алгоритм и сценарии). М.: Наука и политика, 2016. — 712 с.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора