Лукашенко придумывает, как уйти, чтобы остаться

Антон Ходасевич Альтернативное мнение 21
Александр Лукашенко обсуждал с конституционной комиссией, когда назначить референдум. Фото с сайта www.president.gov.by

Белоруссия вернулась к обсуждению содержания конституционной реформы, хотя эксперты уже начали сомневаться в том, что она состоится. Однако из доступной информации контуры Основного закона пока не прорисовываются. По мнению экспертов, Александру Лукашенко не удается найти себе безопасное место в новой архитектуре государственной власти.

«Референдум состоится не позднее февраля будущего года», – заявил Александр Лукашенко во вторник в ходе расширенного заседания конституционной комиссии. Он сообщил, что многие их тех, кто «много сделал для государства», считают идею изменения Конституции неактуальной, но он с этим не согласен. «Это не принимается. Мы пообещали провести референдум по Конституции. От нас требовали «перамен» (перемен, бел. – «НГ») и не только.

Мы сами понимали, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно меняться», – пояснил Лукашенко. Он уточнил, что под переменами понимает «нормальное движение вперед», а «не с бухты-барахты».

Из той информации, которая была доведена до сведения общественности, о конституционных новеллах можно узнать немного. При том, что, по словам председателя Конституционного суда (КС) Петра Миклашевича, изменению подвергнутся статьи 53 Основного закона, появятся 14 новых и три будут исключены. Со слов Миклашевича также известно, что президентская форма правления сохранится, но функции ветвей власти будут перераспределены. Как и планировалось ранее, конституционный статус «высшего представительного органа народовластия» получит Всебелорусское народное собрание (ВНС). При этом пока нет ответа на вопрос, как будет формироваться это собрание. «Большинство членов комиссии полагает, что в состав ВНС должны входить президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, областных и минского городского совета депутатов, а также президент, прекративший исполнение полномочий, – пожизненно. Всего 585 членов», – рассказал Петр Миклашевич. Напомним, что сейчас ВНС собирает около 2700 человек. «По поводу избрания других делегатов ВНС единых подходов не выработано», – отметил глава КС.

«Александр Лукашенко позитивно оценил закрепление в Конституции ценностных ориентиров общества, в том числе сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», – пишет Белта. Он также согласился с тем, что необходимо оставить незыблемыми «конституционные принципы, направленные на обеспечение суверенитета и территориальной целостности Беларуси». Не нашел он в представленном проекте «переходных положений, дающих ответы на вопросы, как будут действовать органы власти после принятия Конституции, как будет формироваться ВНС, как будет работать уполномоченный по правам человека, а также что будет с уже принятыми декретами президента в свете планов по их отмене.

Говоря о содержании Конституции, Лукашенко сделал довольно интересное заявление – ее содержание должно закрыть возможность для его политических оппонентов прийти к власти. «Мы после прошлого года понимаем, что их допустить к власти нельзя. Потому что это не только нас ликвидируют. Ладно бы нас… Уничтожат страну! Поэтому Конституция новая должна учитывать эти нюансы. И это больше будет относиться к органам власти, их полномочиям, функциям», – сказал он.

Как следует из резюме, сделанного Лукашенко, проект пока довольно сырой. «Администрация президента подготовит распоряжение президента, которым будет создана группа, которая доработает проект Конституции и выйдет на более совершенный проект», – сказал он. Потом конституционная комиссия соберется еще раз, а затем проект будет вынесен на всенародное обсуждение, а потом его еще «дошлифуют юристы». Группа по доработке должна быть создана в течение недели, сама доработка – уложиться в месяц.

Напомним, что тему конституционной реформы Александр Лукашенко затрагивал еще до выборов, обещая внести такие изменения, которые заберут у президента нынешние «царские» полномочия. Такое решение мотивируется тем, что к власти могут прийти не такие порядочные люди, как нынешний глава государства, и нанесут стране вред. Особенно активно тема изменений в Конституцию стала обсуждаться после прошлогодних выборов. Тогда впервые прозвучало, что в Конституции будут прописано ВНС, которое будет выполнять задачу сдерживания нового президента и обеспечивать гарантии старому. Идея продавалась как выход из политического кризиса. Эксперты утверждали, и это подтверждалось публичными заявлениями президента РФ Владимира Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова, что на таком варианте настаивает Россия. Главным результатом конституционной реформы должен был стать контролируемый транзит власти и уход из нее Александра Лукашенко.

Однако белорусский руководитель к теме Конституции возвратился неохотно. «Сам Лукашенко уходить не хочет и пытается представить Путину какие-то аргументы в пользу своей точки зрения. В частности, пугает тем, что в случае его ухода Белоруссия повернет на Запад. С учетом уже имеющихся геополитических потерь (Грузия, Молдавия) Россия может принять эти аргументы», – рассуждал, в частности, в беседе с «НГ» политолог Валерий Карбалевич.

Нежеланием идти на реальный транзит власти эксперты объясняют и отсутствие четких параметров грядущих конституционных изменений. «Конституционалисты» столько намешали в «Конституции», что сейчас и сами не могут разобраться в том, как будет выглядеть новая структура авторитарного режима», – пишет в своем Telegram-канале о совещании с участием Лукашенко политолог Павел Усов. По его словам, предложенные «поправки» не решают ключевого вопроса, а именно где в этом всем место Лукашенко. Ведь он, задумывая изменения, ищет вариант уйти так, чтобы остаться. «Все манипуляции с Конституцией и тем более референдум должны были решить два вопроса:

1) оформить гражданина А. Лукашенко пожизненным президентом с неограниченными полномочиями; 2) исключить его дальнейшее участие в избирательных кампаниях. Соответственно функцию назначения-избрания президента должно было бы взять на себя Всебелорусское собрание», – рассуждает Павел Усов.

Сырость документа также может быть связана с тем, что при его подготовке ставится задача «сочетать несочетаемое» – отдать власть, фактически ее не отдавая, заметил политический аналитик Артем Шрайбман.

Минск

Антон Ходасевич,
Cобственный корреспондент «НГ» в Белоруссии

Сейчас на главной
Статьи по теме