«МУЛЯЖ ОБРАЗОВАНИЯ»: ЗАКАЗЧИКИ ТЬМЫ

Александр Берберов Общество 108

Очень многие исследователи вопроса отмечали, что жажда превосходства биологической особи – инстинкт. Один из базовых инстинктов, отличающих для особи жизнь (функционирование организма) от смерти (ощущения небытия). Человек инстинктивно хочет быть впереди, быть лидером, авторитетом, признанным мастером своего дела. Он в силу инстинкта хочет ощущать уважение окружающих. Точно так же, в силу инстинкта, он не хочет быть поругаем, унижен, ему инстинктивно неприятно подавление и чужое превосходство. Когда христианские монахи-аскеты пошли наперекор этому течению – это сразу же было признано подвигом, святостью – то есть противоестественным, доходящим до сверхъестественного…

От гениального путаника Шафаревича до неглубоких современных либералов – люди исследовали как громадные, так и мелкие признаки человеческой жажды превосходства и уважения. Шафаревич писал, что полное равенство нивелирует не только личность, но и стремление к жизни. Когда человеку нет подъёма, пути к превосходству над другими хоть в чём-нибудь (хотя бы в аскетизме, превосходящем чужой аскетизм) – человек утрачивает вкус к жизни, инстинкт размножения, энергию производительных начал, и т.п. Либералы красочно описывали, как солдат-сверхсрочник пытается микроскопическими знаками превосходства украсить военную форму, которую сам устав воинской службы запрещает изменять. Он делает какие-то смешные, но для него очень важные подкладки под петлицы, под погоны, и т.п.

Ну, инстинкт, так инстинкт, мы поняли! Давайте смотреть динамику его проявления дальше…

+++

Когда биологический инстинкт превосходства – жаждущий уважения, поклонения от ближних – совмещается с развитием абстрактного мышления, способного к широкому обобщению идей, то рождается что?

Правильно: представление о превосходстве человечества! Не одной биологической особи, а всего её вида, принятого инстинктом при сложении с развитым абстрактным мышлением за «новую особь».

Человечество поднимается над животным миром, над мёртвой природой, над законами естества (для всех – да не для нас!), человечество в целом, исходя из идеи собственного превосходства – намеревается господствовать в Космосе и всё для этого делает. И даже снимает фантастические фильмы – как оно сражается с инопланетянами и побеждает их. Потому что мы – лучшие, потому что мы – первые…

За этим гимном человечеству нетрудно увидеть преломленный инстинкт доминирования, инстинкт превосходства, свойственный биологическим организмам, и совершенно не свойственный, например, механическим предметам. Механика не думает, кому служит, и не тяготится своей служебной ролью «винтика» в машине. Человек – тяготится.

+++

Именно развитие абстрактного мышления, породившего через практику обобщения идей приоритет универсалий над частными случаями, типового закона над индивидуальной уникальностью – разделило жажду превосходства на «добрую» и «злую».

В животном мире воины за себя очевидным образом не являются воинами добра или воинами зла! Эти определения нелепы по отношению к жаждущим внутривидового и межвидового доминирования животным. Воин за себя – он и есть воин за себя. Он сражается, как крокодил, за своё личное превосходство в водоёме, и категории добра, зла, истины и лжи к этому случаю просто не применимы.

Почему? Да потому что нет развитого абстрактного мышления, которое формулировало бы универсалии (общие понятия), защита которых считается «добром», а покушение на них – «злом». В ситуации, когда «гадина пожирает гадину» — нет места объективной оценке. Всё сводится сугубо к личным симпатиям, ко вкусовщине. Ну, не сожрёт эта – ту, тогда та сожрёт эту, и чем это лучше или хуже первого варианта?!

+++

Инстинкт доминирования, превосходства, прирождённая жажда уважения – пройдя через очистительное горнило абстрактного мышления, через универсализацию – на выходе выдаёт сплав по имени «доброе превосходство». Это когда особь доминирует не лично, а добивается уважения делами и достижениями, способствующими всеобщему благу. За это и получает лавровый венок почёта, купается в славе, наслаждается ей (и тем отличается от механизма, которому этого всего не нужно).

Доброе превосходство является по сути своей, отцовством и учительством, на которых взращена вся человеческая цивилизация. Человек лично очень многое познал, многого добился, многое умеет. Но использует это не для подавления себе подобных (как сделало бы, и делает животное), не для подчёркнутого унижения окружающих, а наоборот: поднимая, приближая их к себе.

Нужно ли говорить, что доброе превосходство лежит в основе традиционных науки и образования? Без такой формы инстинкта превосходства они не смогли бы ни возникнуть, ни функционировать! Зачем мне нужен глупый учитель, что мне читать у глупого писателя или философа? Зачем мне учёный, который знает меньше меня?

Превосходство лежит в основе авторитета.

Но, естественно, не любое превосходство.

Мне не нужен глупый учитель – но ещё меньше мне нужен умный людоед!

Тот, который всё своё превосходство использует для моего подавления, порабощения и просто убийства!

Злое превосходство рождает страх и ненависть – но не авторитет в цивилизованном понимании этого слова.

+++

Отражая (и сознательно, и поневоле) человеческую цивилизацию, математика, как предельное обобщение практики, отражает и базовые действия в дуализме биосоциальности. Это прибавление, умножение – естественно противостоящие отниманию, делению. Но в то же время, диалектически, составляющие единство математики и биосоциальности. В рамках закона «единства и борьбы».

Что есть, говоря философски, фигура ученика в человеческой цивилизации? Это, в предельном обобщении – слабый, обогащаемый сильным. С одной стороны, ученик слабее учителя, иначе учитель был бы ему не нужен. С другой – учитель не отнимает у ученика его достояние, а наоборот, от непонятных зоопсихологии щедрот, умножает его.

То есть превосходство того, кто знает больше – используется не для его доминирования в животном смысле, а для восхождения всего человечества, ставшего для человека с развитым абстрактным мышлением его собственным «Я».

Когда «Я» — не особь, а вид, то благо всего вида воспринимается (в том числе, и «обманутым» инстинктом) как личное, персональное благо человека. И сила тратится уже не на попирание ближних, как у животных (у которых внутривидовая конкуренция острее межвидовой), а на комплексное развитие единого, коллективного Разума.

+++

«Доброе превосходство» — это качество силы, не подавляющей, а наоборот, развивающей всё, что слабее её. Сила, безусловно, есть (не будь её – не о чем было бы и говорить) – но она не используется во зло. Сильный технически может разрушить дом вдовы и ударить сироту, но сознательно не делает этого. Наоборот, он с высот свой мощи – помогает и вдове, и сироте, и всем, кто нуждается в помощи. При этом получает авторитет, уважение, даже поклонение – удовлетворяя свой биологический инстинкт превосходства.

Вы, друг-читатель, уже поняли, что «доброе превосходство» без развития абстрактного мышления и приоритета универсалий – невозможно.

Как только уровень абстрактного мышления, склонности и способности к широким обобщениям идей падает ниже критической отметки – в свои права тут же вступает зоологическое, заквашенное на внутривидовой конкуренции, «злое превосходство».

С одной стороны, оно ближе к дикой природе, проще, безусловнее – потому что развития разума не требует, включается даже в крысе. С другой стороны – оно совершенно бесперспективно, разрушительно, оно ведёт цивилизацию в тупик, и загубило уже множество перспективных ветвей цивилизации. В буквальном смысле слова втоптав их в землю, где останки их пожарищ, их скорбные руины находят археологи…

+++

Падение качества образования и проституирование науки в рыночной среде – не какая-то гримаса или временный перегиб этой среды. Оно, если задуматься, неизбежно в приложении к неограниченной частной собственности и злой конкуренции собственников.

Жажда доминирования особи, базовый инстинкт живого существа, пробуждающийся сам собой, прирождённый – если его не пропустить через «фильтры» абстрактного мышления, не может быть совмещен с успехом и достижениями особей-конкурентов.

В рыночной, конкурентной среде неограниченных частных собственников усиливать других людей, всех людей – безумие, всё равно, что дарить новейшее оружие собственному врагу!

Доминирование особи в его зоологическом формате неотделимо от подавления и деградации других особей. Наиболее хитрые и сильные особи по этим правилам игры не сокращают, а всеми средствами наращивают отрыв от «тёмной массы». Ведь ключ к личному домированию – в том, чтобы окружить себя слабыми недоумками, не только не умеющими, но и неспособными бросить вызов зоо-вожакам, «альфам».

Как говорят в народе, «коготок увяз – всей птичке пропасть». Как только в обществе упал уровень абстрактного мышления и исчез приоритет универсалий (общих понятий) – все прикладные науки, вся культура и высокое искусство уже обречены.

И в данном разрезе нет особой разницы между теоретической физикой, например, поэзией или народной нравственностью, им поровну выйдет хана. Потому что жажда личного доминирования у хозяев жизни – не хочет дать презираемым и попираемым низам ни знания физики, ни поэтического языка, ни моральных устоев. Всё это укрепило бы род людской, а сила многих – враг доминанта.

Человеческий разум, сложная членораздельная речь, познание – последовательно и преемственно слагались в голове отдельного человека множеством поколений его предков и современников. Человеческий разум – коллективный, и другим быть не может. Ведь учебник – это мысли многих из прошлого, явно инородного для особи происхождения!

И в таком качестве человеческий разум оказывается биологическим врагом (как цесарка – колорадскому жуку) и для неограниченной частной собственности, и для той частной особи, которую такая частная собственность обслуживает.

+++

Потому первое, что пытается сделать господство доминирующих частников – ликвидировать традиционное образование и традиционные науку, культуру. Иногда это делается напрямую, грубо и открыто – как указ о запрете учиться «кухаркиным детям». Нечего им мозги развивать – они рождены, чтобы их ели, к чему курице изучать птицеводство?

Но сталкиваясь с цивилизацией, ненависть неограниченного собственника к общей культуре завихряется, преобразуется в нечто гибридное, хитрое и скрытное.

Если прямо запретить учиться людям нельзя (да и опасно – запретный плод сладок, они, наоборот, усилят своё стремление к знаниям) – тогда нужно ввести…

Ну, то, что и ввели! Муляж образования, подделку под образование, про которую наивный человек думает, что его учат – а его за нос водят. Предмет ему не объясняют, а наоборот, запутывают. Его десятилетиями держат в учебных заведениях, откуда в итоге выходит дурак дураком.

Школа стала не местом обучения детей – а местом их содержания, местом, где их занимают бессмысленной, но тяжёлой работой, заставляя зубрить бессистемные и бессвязные горы ничем не помогающих в понимании жизни фактов.

Главная особенность массовой рыночной педагогики – её бездумность. Апогей такой бездумности – в форме «тестов». Человека не учат знаниям, его «натаскивают на ЕГЭ». У такого человека пропадает понимание связи между знаниями и жизнью, памятью и практикой. Он громоздит в уме аморфные и бессмысленные горы фактических материалов, которые сразу же после экзамена забывает, потому что ни для чего, кроме как для ЕГЭ, они непригодны. И в жизни никак не помогут. Они – с познавательной точки зрения – бесполезны.

Бессвязная педагогика – простое и прямое отражение падения абстрактного мышления и культа универсалий в обществе. Когда их нет – то нет и системности, связности мышления в бормотании педагогов. Структуру знания они дать бессильны (или не хотят – чтобы конкурентов не взращивать). Потому насыпают мёртвую шелуху бессвязной информации, в стиле «в огороде бузина, а в Киеве дядька».

Сперва эта шелуха человеком заучивается, чтобы пройти тесты, а потом беспощадно выметается, за ненадобностью. Человек думает, что окончил школу – а никакой школы он не оканчивал, он просто протирал штаны 10 лет в «местах лишения свободы». Потом человек думает, что окончил университет – но он и университета не заканчивал. Он просто отсидел ещё 5-6 лет среди балагуров и кривляк.

Человеку 15 лет загружали голову фигнёй и химерами – а он думает, что 15 лет учился. Такой человек опаснее неграмотного, потому что он про себя не знает, что неграмотный. И та естественная опасливость, с который неграмотный берётся за сложный вопрос – у псевдообразованного начисто отсутствует.

Нет ничего примитивнее майданов и Навального! Но базовый костяк поддержки этого примитива составляют вовсе не комбайнёры и не грузчики. Вы, наверное, уже заметили, что базовая опора НАИБОЛЕЕ ПРИМИТИВНЫХ И ДИКИХ ИНИЦИАТИВ (типа «разнести страну в клочья – тут-то и жизнь хорошая начнётся») – это псевдо-образованщина и псевдо-студенчество.

Это «псевдо», с одной стороны, функционально неграмотно, как самый тёмный мужик. Но, с другой стороны, оно уверено в себе, полагая, что «закончить ВШЭ» и «знать экономику» – одно и то же. К тому же «псевдо» лишено той житейской производственной практики, которая есть у тёмного мужика, и которая даёт мужику здравый смысл. Мужик читать, может быть, и не умеет – но его обмануть о природе хлеба невозможно! Образованщина же в своём социальном паразитизме оторвана от реальности, лишена вменяемой практики, в силу своих занятий неадекватна. Амбиции псевдостудентов стремятся к бесконечности, а её представления о реальности – к нолю.

+++

Как стрелка компаса тяготеет на север, так и общество частных собственников тяготеет к форме рабов и господ. А где рабы и господа, разделённые непроходимой кастовой переборкой, там уже нет общества, потому что нет общего.

Задумайтесь: и наука, и культура строятся на общих идеях, действительных для всех и каждого! Нельзя же разделить физику или химию на разные версии, это же будет (и есть!) профанация науки.

Разная нравственность для разных каст, двойная мораль – на самом деле аморализм и полное лицемерие.

Нельзя деградировать социально – и при этом не допустить роковой деградации науки и культуры, школы и образования. Разумеется, общество регресса (каковым глобальное общество ныне и является) – обречено заменять науку и культуру, образование – муляжами, манекенами.

Потому что настоящее знание (в отличие от муляжей ВШЭ) – сила.

Его сила, проявляющаяся в приложении к реальности – главный признак того, что оно настоящее, а не мусор головного мозга и не бред миражей.

Но если знание – сила, то кто же захочет делиться силой с конкурентами?

Их ведь каждый, по мере своих сил, обессиливать, а не усиливать пытается!

Как?

В области образования скрывая или подменяя химерами, муляжами – знание об устройстве реальности. По формуле «мы знаем – а вам незачем знать».

Если отнять у Разума его коллективизм, если попытаться поставить Разум на службу частным интересам – то наступит распад разума, очевидная его шизофрения (расщепление) «двойных стандартов» во всём.

Что мы и видим…

Частная собственность противоречит основному закону логики, закону тождества[1]. Если «своя рубашка ближе к телу», то при двух абсолютно одинаковых рубашках наш разум перекосит. С точки зрения восприятия собственника – «моё» – конечно же, не равно «чужому». Даже если тождественно. «А» не равно «А»!

Большое воспринимается малым, мелкое – крупным, важное – пустяками, пустяки – важными. Человек предпочитает выгодное истинному, а раз так – то какая же наука?

И какая школа – при доминировании в обществе зоологических понятий и ценностей?

————————————————————-

[1] Закон тождества – является одним из законов классической логики. Впервые закон тождества сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…если у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». В формальной логике закон тождества принято выражать формулой: A есть A, или А = A, где под А понимается любая мысль. Как нельзя разные предметы принимать как одинаковые, так нельзя и одинаковые принимать как разные – чтобы не сойти с ума.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора