На повышении пенсионного возраста государство сэкономило 10 триллионов рублей

Игорь Николаев Экономика 21

Подсчитаны потери россиян от более позднего выхода на заслуженный отдых.

Решение о повышении пенсионного возраста для миллионов людей в нашей стране стало незаживающей раной. И понятно почему: многие рассчитывали, что скоро начнут получать пенсию, а им вдруг объявили, что срок выхода на заслуженный отдых сдвигается, а потому на выплаты от государства они пока могут не надеяться. Так что хочешь не хочешь, а давайте работайте дальше.

И сегодня это решение о повышении пенсионного возраста вспоминается как-то особенно остро — потому что в последние месяцы резко ускорилась инфляция. Казалось бы, какая связь между сроком выхода на заслуженный отдых и ростом потребительских цен? А вы вспомните, как власти в 2018 году аргументировали необходимость повышения пенсионного возраста. Пожалуй, важнейшим аргументом у них был следующий: повышение пенсионного возраста необходимо для того, чтобы в опережающем темпе по сравнению с инфляцией увеличивать размер пенсий. Именно для этого нужны дополнительные деньги, а их можно взять, только если повысить пенсионный возраст.

Так вот к середине марта 2021 года текущая инфляция в годовом выражении достигла 5,8%. Замечу, что официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на текущий год — 3,7%. А вот индексация пенсий по итогам 2021 года должна составить 6,3%. То есть по сравнению с «бумажной» инфляцией опережающий рост налицо, а по сравнению с реальной его практически нет — разве что на доли процента. И как тогда воспринимать обещания властей по индексации пенсий? Получается, что обман?

В связи с этим мне как экономисту и финансовому аналитику уже давно хотелось сделать следующее: оценить, сколько денег потеряли люди в масштабах страны из-за повышения пенсионного возраста. Цена вопроса — это всегда важно и интересно. Стоило ли вообще все это затевать и можно ли было обойтись без повышения срока выхода на заслуженный отдых?

Каждый человек, который попадает под повышение пенсионного возраста, легко может сам оценить собственные потери. Так, если назначение ему пенсии сдвинулось на один год, неполученные выплаты составят его прямые денежные потери. При пенсии, к примеру, в 17 тыс. рублей в месяц годовые потери человека превысят 200 тыс. рублей. Ну, а каковы масштабы потерь несостоявшихся вовремя пенсионеров в масштабах всей России? По идее, конечно, расчеты оценки должны были сделать правительство и Пенсионный фонд РФ еще при подготовке этой так называемой реформы. Однако что-то я не видел, чтобы они обнародовали подобные цифры. И понятно почему: очень уж высокой могла получиться эта оценка потерь для людей.

Отправная точка для наших расчетов — это прогноз численности населения трудоспособного возраста в двух вариантах (если пенсионный возраст увеличивается до 60 лет у женщин и до 65 лет у мужчин и если он остается прежним — 55 и 60 лет соответственно). Соответственно, мы будем знать и данные по прогнозируемой численности пенсионеров. В 2018 году в России насчитывалось 36,3 млн пенсионеров по старости. А в 2028 году их будет, исходя из демографического прогноза Росстата, 32,3 млн человек с повышением пенсионного возраста и 40,8 млн человек в варианте, если бы пенсионный возраст не был повышен. Разница, как видим, достаточно существенная — 8,5 млн человек. Одна эта цифра уже заставляет предположить, что для государства получается огромная экономия в результате повышения пенсионного возраста.

Отталкиваясь от этих цифр, а также принимая во внимание другие важные прогнозные параметры (количество работающих пенсионеров, размер среднемесячной страховой пенсии по старости, величину индексации пенсий по годам, показатели инфляции и пр.), можно рассчитать, какова будет для государства и Пенсионного фонда России экономия на выплате пенсий в результате повышения пенсионного возраста. Она составит более 11 трлн рублей. Если мы учтем, что, как было обещано, индексация пенсий будет превышать величину инфляции, то потеря для государства от повышенной индексации может составить в период до 2028 года более 800 млрд рублей. Уменьшим на эту величину полученную ранее цифру общей экономии на выплате пенсий в результате повышения пенсионного возраста и получим 10,2 трлн рублей, которые мы можем смело назвать «чистой» экономией для государства.

И это минимум, потому что вряд ли государству, судя по тому, что происходит с инфляцией сегодня, удастся так индексировать размер пенсий, чтобы это значительно превосходило инфляцию. Но 10,2 трлн рублей экономии для государства — это одновременно и потери для людей. А если это так, в чем не приходится сомневаться, то получается, что повышение пенсионного возраста — это самая что ни на есть конфискационная реформа.

В одах потери людей были, по понятным причинам, еще не столь значительными. Для мужчин, родившихся в 1959–1960 годах, и женщин, родившихся в 1964–1965 годах, была предусмотрена льгота — выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. Но даже за эти два года люди потеряли суммарно из-за повышения пенсионного возраста более 200 млрд рублей. Далее с каждым годом величина потерь будет возрастать, и, к примеру, в 2028 году она составит уже огромную сумму — почти в 2,5 трлн рублей.

Много это или мало — 10,2 трлн рублей суммарных потерь? Для сравнения: все расходы федерального бюджета на образование в 2021 году должны составить немногим менее 1,1 трлн рублей. То есть суммарные потери людей из-за повышения пенсионного возраста на период до 2028 года почти в 10 раз превышают величину всех расходов федерального бюджета на образование в 2021 году.

Продолжать сравнивать еще с чем-либо, наверное, не стоит. И так понятно, что люди теряют из-за повышения пенсионного возраста колоссальные деньги. Но, может быть, без этих денег государству было никак нельзя обойтись?

Что же, тогда еще одно сравнение: в Фонде национального благосостояния (ФНБ) — этой «заначке» в масштабах государства — по состоянию на 1 марта 2021 года, по данным Минфина России, было накоплено более 13,5 трлн рублей. Таким образом, в фонде денег сегодня на несколько триллионов больше, чем государство получит за весь переходный период до 2028 года от повышения пенсионного возраста. Важно и то, что этот фонд изначально создавался государством именно для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Ну вот вам и ответ на вопрос, можно ли было обойтись без повышения пенсионного возраста. Безусловно, можно!

Но Фонд национального благосостояния у нас, судя по всему, создан для другого. Его сейчас собираются активно тратить на разного рода инфраструктурные проекты. А Минфин на днях так вообще предложил кредитовать за счет средств ФНБ иностранцев, чтобы они на эти деньги могли закупать продукцию российского экспорта. Понятно: деньги на пенсионерах сэкономили, можно и так…

Таким образом, деньги у государства были и есть. Никакой неотложной необходимости повышать пенсионный возраст не было. Плохо еще и то, что эта пенсионная реформа (на самом деле, конечно, никакая это не реформа, а просто повышение пенсионного возраста) наложилась на общую тенденцию снижения реальных располагаемых доходов населения. Выпадающие из-за повышения пенсионного возраста доходы людей сегодня сами вносят вклад в то, что общие доходы россиян падают. С 2014 года реальные располагаемые доходы населения в стране снизились, согласно Росстату, на 10,6%.

А тут еще пандемия коронавируса с экономическим кризисом! Понятно, что об этом никто не мог и подумать в 2018 году, когда принималось решение повысить пенсионный возраст. Однако о том, что у нас беда с реальными располагаемыми доходами населения, знали.

И тем не менее решение было принято. Решение непросчитанное и несвоевременное. Что же, приходится считать задним числом. Цена вопроса ясна: 10,2 трлн рублей составят потери людей от повышения пенсионного возраста.

Игорь Николаев

Источник


Автор Игорь Алексеевич Николаев — доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора