Нефть с родины мазохизма

www.profile.ru 4.07.2018 22:38 | История 23

Как сосед Мазоха пробурил первую скважину в Центральной Европе

В 1853 году львовский фармацевт Игнатий Лукасевич и жестянщик Адам Братковский сконструировали первый удачный образец керосиновой лампы. К концу года Лукасевич заключил первый большой контракт на продажу своих ламп и 500 кг керосина. В 1854 году на средства польских предпринимателей он пробурил первую нефтяную скважину в предгорьях Карпат, а еще через два года построил первый в Центральной Европе нефтеперегонный завод.

В наши дни город Львов никак не ассоциируется с нефтедобычей, в мире он широко известен лишь как родина Леопольда фон Захер-Мазоха, чье имя и творчество породили термин «мазохизм». Между тем в XIX веке именно Галиция (современная Западная Украина) была одним из центров мировой нефтедобычи, а в 197 метрах от львовского дома, где родился Мазох, располагалась аптека «Под золотой звездой», в которой будущий первый бурильщик Европы сконструировал первую в мире керосиновую лампу. Случилось это в 1853 году, когда фармацевт Игнатий Лукасевич, увлекавшийся опытами с нефтью, привлек к работе местного жестянщика Адама Братковского. Вместе два львовских поляка сконструировали первый удачный образец керосиновой лампы. Дело в том, что уже известный в Европе керосин, хотя горел ярче, был опасен при использовании в прежних лампах, работавших на растительных жирах и маслах.

Фармацевт и жестянщик создали удобную и безопасную конструкцию. Изначально она предназначалась всего лишь для освещения витрины аптеки, в которой работал Игнатий Лукасевич. Но новинку быстро оценили медики – их работа требовала стабильного и яркого освещения в темное время суток. Уже в ночь на 31 июля 1853 года во львовской больнице провели первую в мире операцию при свете керосиновой лампы, экстренно вырезав пациенту аппендицит. К концу года фармацевт Игнатий Лукасевич заключил первый большой контракт на продажу своих ламп и 500 кг керосина – продукт перегонки нефти перестал быть аптечным товаром и шагнул в мир…

Лукасевич не только запатентовал свое изобретение на три года раньше, чем производство аналогичных ламп начали в США, но и в полной мере оценил коммерческие перспективы нефти. Уже в 1854 году он на средства польских предпринимателей пробурил первую нефтяную скважину в предгорьях Карпат и начал первые работы   по освещению городских улиц керосиновыми фонарями. Спустя два года он построил и первый в Центральной Европе нефтеперегонный завод.

Природные источники нефти в Карпатах были известны с древности, но только в середине XIX века они приобрели коммерческое значение. Уже к 1870 году вокруг Львова (тогда населенного поляками австрийского Лемберга) работали десятки нефтяных вышек и 38 нефтеперегонных заводов. Австро-Венгерская империя благодаря Галиции тогда стала третьей страной в мире, после США и России, по объемам добычи нефти. Некоторое время даже казалось, что Галиция по добыче нефти обгонит регион Баку. Ведь первые рельсы соединили карпатские нефтяные месторождения с железнодорожной сетью Европы еще в 1872 году. Тогда как в Баку первая железная дорога появилась на 8 лет позднее, а прямая рельсовая трасса к центральным регионам России заработала только в 1900 году. Однако «Галицийской Пенсильвании», как называли ее современники по примеру первого нефтеносного штата США, обогнать каспийскую нефтедобычу все же не удалось. К началу XX века в мире появились и новые центры массовой нефтедобычи, оставившие Галицию далеко позади, – голландская Индонезия и Румыния. Однако и тогда Карпаты давали внушительные 5% всей мировой нефтедобычи.

В австрийской Галиции в те годы работали около 300 акционерных обществ, занимавшихся бурением и переработкой нефти. Большинство из них контролировались германским капиталом, меньшая часть – английским и французским. За десятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне, здесь добыли более 13 миллионов тонн нефти.

Галиция стала и местом первой по-настоящему массовой стачки нефтяников Европы. В 1904 году здесь целый месяц бастовали более 10 тысяч рабочих нефтепромыслов, требовавших повышения зарплаты и сокращения рабочего дня с 14 до 8 часов. Собственники карпатской нефти согласились повысить зарплату, но категорически отказались сокращать чудовищный рабочий день, вызвав для подавления забастовки австрийские войска.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина