НЕТ СПАСЕНИЯ В ОДИНОЧКУ

soiz [1231402] Общество 51

Наша погибель в том, что в нас не осталось любви

«Каждый побрел в свою сторону
И никто не спасет тебя».
         (Исайя)

Не могу сказать, что мне нравится поэзия Зинаиды Гиппиус. Листая ее сборник я находил стихотворения интересные и не очень. Но вдруг нашел одно, поразившее меня, даже не столько поэтической формой, сколько своим смыслом. Оно называется «Ограда».

В пути мои погасли очи.

Давно иду, давно молчу.

Вот, на заре последней ночи

Я в дверь последнюю стучу.

Но там, за стрельчатой оградой ‒

Молчанье, мрак и тишина.

Мне достучаться надо, надо,

Мне надо отдыха и сна…

Ужель за подвиг нет награды?

Я чашу пил мою до дна…

Но там, за стрелами ограды ‒

Молчанье, мрак и тишина.

Стучу, кричу: нас было трое,

И вот я ныне одинок.

Те двое выбрали иное,

Я их молил, но что я мог?

О, если б и они желали,

Как я ‒ любили… мы теперь

Все трое вместе бы стучали

Последней ночью в эту дверь.

Какою было бы отрадой

Их умолить… но все враги.

И вновь стучу. И за оградой

Вот чьи-то тихие шаги.

Но между ним и мной ограда.

Я слышу только шелест крыл

И голос, лёгкий, как прохлада.

Он говорит: «А ты любил?

Вас было трое. Трёх мы знаем,

Троим вам быть здесь суждено.

Мы эти двери открываем

Лишь тем, кто вместе и одно.

Ты шёл за вечною усладой,

Пришёл один, спасал себя…

Но будет вечно за оградой,

Кто к ней приходит не любя».

И не открылись двери сада;

Ни оправданья, ни венца;

Темна высокая ограда…

Мне достучаться надо, надо,

Молюсь, стучу, зову Отца ‒

Но нет любви, темна ограда,

Но нет любви, и нет Конца.

Мы живём в эпоху распада. Мы, как камни разрушенного собора: каждый валяется по отдельности, и свою отделенность почитает за благополучие. И даже духовность наша пронизана этим духом отделенности. Тот, кто ещё спасается, уже этот факт считает за великий подвиг и спасается в одиночку, словно бы выгребая на своей персональной лодочке от обреченного «Титаника», уходящего в темную пучину. И даже не задумываясь о том, что спасение в одиночестве, быть может, есть всего лишь форма утончённого эгоизма.

«Махабхарата» — это индийский эпос о героях и богах. Один из ее героев — старший из братьев-Пандавов, сын царицы Кунти и царя Лунной династии Панду, царь Индрапрастхи и, позднее, Хастинапура – Юдхиштхира.

Когда пришло время для великого исхода Пандавов, то облачившись в одежды отшельников, пятеро братьев вместе с Драупади покинули навсегда Хастинапур. Они дошли до гор Хималая, за ними открылась обширная пустыня, а за пустыней — гора богов Меру, упирающаяся вершиной в небосвод. Миновав пустыню, они стали подниматься в гору тропой, ведущей на небо. Вскоре, не вынеся тягот пути, упала Драупади, и дух ее отлетел. Потом упал мертвым Сахадева, потом настал черед Накулы, следующим пал Арджуна, а после него — Бхимасена. Только Юдхиштхире, царю справедливости, удалось взойти на вершину, где его встретил Индра, чтобы доставить на своей колеснице в рай.

Юдхиштхира ступил было на колесницу, но Индра сказал оставить его спутника пса, создания, которому вход на небеса не был позволен. Юдхиштхира не пожелал оставлять в одиночестве существо, однажды взятое под его опеку. Индра спроисил: «Ты можешь оставить братьев позади без кремации… И ты отказываешься покинуть бродячего пса!» Юдхиштхира ответил: «Драупади и братья покинули меня, не я их» и отказался пойти далее без собаки. В этот момент пёс превратился в бога Дхармы, испытывавшего Юдхиштхиру в образе животного. Старший из Пандавов с честью выдержал последнее испытание.

По прибытии в рай он не нашёл ни одного из своих братьев или жены Драупади. Полубоги объяснили ему, что его братья в аду за свои грехи. Юдхиштхира отправился в ад, чтобы увидеть своих братьев. Там его ужаснули стоны и реки крови, пролившиеся в битвах, но овладев собой он услышал голоса любимых братьев и жены. Они звали его и просили разделить с ними страдания. Юдхиштхира рассудил, что лучше остаться в аду. В этот момент все преобразилось, оказавшись иллюзией и ещё одним испытанием сына Дхармы.

Готовы ли мы, ценой своего спасения, принять ад ради любви? И можно ли спастись, если жажда спасения больше любви.

Помните притчу о луковке, рассказанную в «Братьях Карамазовых»?

Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели.  Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала.

И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь.

Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись.

И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули.

А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“.

Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день.

А ангел заплакал и отошел.

Так и нас наверное покинул ангел-хранитель из-за того, что остыла в нас любовь…

И каждый прочь побрел, вздыхая,
К твоим призывам глух и нем,
И ты лежишь в крови, нагая,
Изранена, изнемогая,
И не защищена никем.
(М. Волошин, «Родина).
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора