Очередной шедевр бюрократии от образования: система ПФДО

Игорь Олин Общество 50

В средние века люди с больным воображением придумывали дыбу и прочие орудия пыток, а сейчас они подались в образование и принялись его «цифровизировать». Аббревиатура ПФДО расшифровывается как «персонифицированное финансирование дополнительного образования». Идея ПФДО была задекларирована в качестве системы стимулирования государством развития детских кружков, секций, музыкальных школ и т.п.

Через специально созданный портал государство выдаёт именной сертификат на ребёнка, и средства этого сертификата могут быть использованы родителями для оплаты посещения своим чадом кружка. Денег там с гулькин нос — менее 7 тыс. руб. (если сравнить с ценами репетиторов, то едва ли хватит на полгода занятий), но хоть что-то. А вот для общеобразовательных школ ПФДО стало новой головной болью.

Показатель охвата детей услугами дополнительного образования, фиксируемый единым порталом, включили в критерии эффективности работы регионов. Если раньше статистику по образовательным организациям собирали одной табличкой (количество кружков, количество посещающих эти кружки воспитанников), то теперь необходимо занести в интерактивную форму электронные версии программ и их подробное описание, там же сформировать календарные планы и списки детей.

Наверное, всем этим можно было бы с удовольствием заниматься, будь у школьных работников наличие какой-то доли свободного времени, а не сплошной его дефицит, однако чем больше выходит постановлений Минпроса о сокращении отчётности, тем отчаяннее реагирует бюрократическая машина. Уже первое посещение портала гарантирует стойкую неприязнь к нему. Креативные разработчики ограничили доступ до момента ознакомления с двумя десятками пространных инструкций, миновать которые невозможно. Каждая инструкция должна провисеть открытой от 5 до 15 минут, потому что при попытке её закрыть появляется ехидное предупреждение: «Вы читаете со скоростью 9578 знаков в минуту, мы тоже хотим так читать!».

Вместо того, чтобы создать дружелюбный интерфейс со ссылками, подсказками и прочими удобствами, отечественные программисты-бюрократы исписали гору простыней и составили массу малопонятных схем. Впечатление, что тебе дали толстый самоучитель игры на шестиструнной гитаре или на баяне, заставили прочесть от корки до корки и после сказали: «Ну давай, наяривай».

Через полтора-два часа вы, наконец, на портале ПФДО. На каждом шагу тут вас поджидают подводные камни. Вот, например, выскочила фраза, что невозможно организовать группу. И нужно опять лезть в инструкции, чтобы обнаружить, что сначала надо указать адрес и кабинет, и ключевые слова, и что-то ещё. Естественно, вся информация, какая была занесена до этого, пропадает. И так по кругу, снова да ладом. Особенно трудоёмким выдаётся процесс внесения данных об учениках, когда вручную нужно забить каждую фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер сертификата и т. д.

Кружки и секции в школах, как правило, бесплатные. Тому, кто их посещает, сертификат не нужен. Количество ставок педагогов дополнительного образования в общеобразовательных школах стремительно сокращалось все последние годы, и обуза в виде портала ПФДО никак не стимулирует их увеличение. Новый образовательный стандарт ввёл обязательную «внеурочку», которая входит составной частью в образовательные программы и к системе ПФДО отношения не имеет. Разве что какие-то перспективы получает платное дополнительное образование, но в прошедшем учебном году мне известны лишь случаи, что воспользоваться сертификатом в платных кружках возможности не было. Возможно, процедура сертифицирования программ затруднена.

После всей этой бурной деятельности на выходе мы имеем в школе тот же самый результат, что раньше получали в виде таблички (количество кружков, количество посещающих эти кружки воспитанников).

Игорь Олин

Источник


Автор Игорь Витальевич Олин — директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, публицист и блогер.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора