Плана борьбы с коррупцией у власти ещё нет? Зато у Сулакшина он уже есть!

Елена Светлая СНЖ 6.05.2021 0:22 | Политика 82

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Карикатура: источник

В своем  ТГ-канале известный журналист Илья Шуманов сообщил, что Россия уже пятый месяц живет без ключевого для страны антикоррупционного документа: Национального плана противодействия коррупции. Последний план прекратил своё действие в декабре 2020 года. После того, как новый Национальный план будет принят (по всей видимости к середине текущего года) еще несколько месяцев органы государственной власти будут принимать свои внутренние планы. Таким образом, 2021 год де-факто пройдёт «в планировании». Если бы это был бы разовый эксцесс, то можно было бы воспринять его как случайность, но подобная ситуация уже возникала в 2018 году. 

Пять месяцев нет важного и нужного документа? И это в то время, когда  уровень коррупции в России не только не снижается, но, напротив, продолжает расти. В чем же причина такой беспечности? Почему, признав коррупцию одной из угроз национальной безопасности и одним из самых серьезных препятствий на пути развития страны, государство практически ничего не может предъявить обществу в качестве реальных достижений в борьбе с коррупцией?

Центром научной политической мысли и идеологии (Центром Сулакшина) в  монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России» были исследованы основные проблемы, вызванные высоким уровнем коррупции и теневой экономики, рассмотрена и дана оценка действующей версии политики противодействия указанным явлениям, а также изложены основные идеи (концепты) предлагаемых авторами решений указанных проблем.

Первая причина — это отсутствие действительной политической воли. Коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы человеческой жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживается позиции, что коррупция — это вообще единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос — как можно заставить власть принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована?

Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом. Ни одну из представленных сегодня классификаций проявлений коррупции, включая законодательство и практику его применения, нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению.

Проект федерального закона «О Доктрине государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации» разработан рабочей группой С.С.Сулакшина при участии специалистов ведущих экономических, юридических и политологических научных центров страны.

Меры по борьбе с коррупцией (противодействию коррупции) будут эффективны только тогда, когда будут реализованы в комплексе. В этой связи особое значение приобретает стратегический подход к решению этой проблемы.

Коррупция не только самовоспроизводна, но также неоднородна и трансформативна. Признание невозможности полного искоренения коррупции не дает государству права ограничиваться лишь декларированием социально — негативного характера коррупции и наказанием коррупционеров. Российскому обществу нужна ясная и жизнеспособная политическая доктрина противодействия коррупции и теневой экономике, отвечающая заявленным амбициозным целям социально-экономического развития России, — Концепция государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в России, утверждаемая указом Президента РФ (политика декриминализации российской экономики). Итак, в целях борьбы с коррупцией и теневой экономикой  предлагаются следующие ключевые решения:

  1. Политическая воля и публичное политическое решение.
  2. Поэтапная программа (заданная нормативно) охвата категорий госслужащих новыми мерами борьбы с коррупцией.
  3. Создание федерального органа исполнительной власти по управлению госслужбой (с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией).
  4. Добровольный «колпак» (добровольное ограничение части конституционных прав госслужащих).
  5. Жесткая формализация деятельности госслужащих.
  6. Разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих.
  7. Введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность.
  8. Ужесточение наказаний.

Основополагающими из них являются: политическая воля и публичное политическое решение. Механизм противодействия коррупции учеными разработан, но  у режима нет ни политической воли, ни публичности в части политических решений, потому документы Центра Сулакшина сегодня не востребованы. Но это сегодня, завтра будет по другому.

Елена Светлая, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора