Плана борьбы с коррупцией у власти ещё нет? Зато у Сулакшина он уже есть!
Карикатура: источник
В своем ТГ-канале известный журналист Илья Шуманов сообщил, что Россия уже пятый месяц живет без ключевого для страны антикоррупционного документа: Национального плана противодействия коррупции. Последний план прекратил своё действие в декабре 2020 года. После того, как новый Национальный план будет принят (по всей видимости к середине текущего года) еще несколько месяцев органы государственной власти будут принимать свои внутренние планы. Таким образом, 2021 год де-факто пройдёт «в планировании». Если бы это был бы разовый эксцесс, то можно было бы воспринять его как случайность, но подобная ситуация уже возникала в 2018 году.
Пять месяцев нет важного и нужного документа? И это в то время, когда уровень коррупции в России не только не снижается, но, напротив, продолжает расти. В чем же причина такой беспечности? Почему, признав коррупцию одной из угроз национальной безопасности и одним из самых серьезных препятствий на пути развития страны, государство практически ничего не может предъявить обществу в качестве реальных достижений в борьбе с коррупцией?
Центром научной политической мысли и идеологии (Центром Сулакшина) в монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России» были исследованы основные проблемы, вызванные высоким уровнем коррупции и теневой экономики, рассмотрена и дана оценка действующей версии политики противодействия указанным явлениям, а также изложены основные идеи (концепты) предлагаемых авторами решений указанных проблем.
Первая причина — это отсутствие действительной политической воли. Коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы человеческой жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживается позиции, что коррупция — это вообще единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос — как можно заставить власть принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована?
Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом. Ни одну из представленных сегодня классификаций проявлений коррупции, включая законодательство и практику его применения, нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению.
Проект федерального закона «О Доктрине государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации» разработан рабочей группой С.С.Сулакшина при участии специалистов ведущих экономических, юридических и политологических научных центров страны.
Меры по борьбе с коррупцией (противодействию коррупции) будут эффективны только тогда, когда будут реализованы в комплексе. В этой связи особое значение приобретает стратегический подход к решению этой проблемы.
Коррупция не только самовоспроизводна, но также неоднородна и трансформативна. Признание невозможности полного искоренения коррупции не дает государству права ограничиваться лишь декларированием социально — негативного характера коррупции и наказанием коррупционеров. Российскому обществу нужна ясная и жизнеспособная политическая доктрина противодействия коррупции и теневой экономике, отвечающая заявленным амбициозным целям социально-экономического развития России, — Концепция государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в России, утверждаемая указом Президента РФ (политика декриминализации российской экономики). Итак, в целях борьбы с коррупцией и теневой экономикой предлагаются следующие ключевые решения:
- Политическая воля и публичное политическое решение.
- Поэтапная программа (заданная нормативно) охвата категорий госслужащих новыми мерами борьбы с коррупцией.
- Создание федерального органа исполнительной власти по управлению госслужбой (с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией).
- Добровольный «колпак» (добровольное ограничение части конституционных прав госслужащих).
- Жесткая формализация деятельности госслужащих.
- Разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих.
- Введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность.
- Ужесточение наказаний.
Основополагающими из них являются: политическая воля и публичное политическое решение. Механизм противодействия коррупции учеными разработан, но у режима нет ни политической воли, ни публичности в части политических решений, потому документы Центра Сулакшина сегодня не востребованы. Но это сегодня, завтра будет по другому.
Елена Светлая, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина
Лента новостей
- Движение по Транссибу полностью восстановлено
- Мишустин пообещал инвесторам на Курилах беспрецедентный набор льгот
- Новости экономики. 26.07.2021
- В Сирии запущена антироссийская кампания, дискредитирующая российское военное присутствие
- Сибирского шамана Габышева отправили на принудительное лечение
- Россия заплатит ЕС €1,1 млрд в год углеродного налога
- Украина заявила о разрыве Минских договоренностей по Донбассу
- Новости экономики. 24.07.2021
- В Белоруссии задержаны десятки причастных к нападению на российскую военную базу
- Внутрибольничная смертность от COVID-19 среди ВИЧ-положительных пациентов была на треть выше
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ