Не узнаю тебя, Россия или Шапко-кот вне политики

Любовь Донецкая СНЖ Альтернативное мнение 266

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото: Instagram.com/@olympic_russia

Неумолимо приближаются летние Олимпийские игры в Токио, и чаша унижений, которую суждено испить России, продолжает наполняться тошнотворным содержимым: помимо «альтернативного» гимна и белого флага с российской сборной едут ее талисманы. Когда я впервые увидела «мишку-неваляшку», которого острословы в соцсетях уже окрестили «синей клизмой» (надо признать, определенное сходство есть), и «шапко-кота», изукрашенного разноцветными закорючками, первая мысль была о том, что наверное опять шутники из ИА «Панорама» над беззащитной аудиторией прикалываются.

Оказалось, что реальность уверенно обошла на поворотах истории самые смелые игры воображения. На официальной странице соревнований в Instagram задорно и весело сообщили: «Мишка — настоящий весельчак и компанейский парень, который не упустит возможности пошутить. Кот достаточно серьезный, основательный. Иногда может, конечно, и подколоть, но всегда по-доброму». Сейчас даже не столь важно, сколько бюджетных денег получили создатели этих увражей (если больше нуля, то это в любом случае неоправданно много, глядя на результат трудов), не менее важен посыл, который наши талисманы несут всему миру.

Как известно, всякий символ  — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта, условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Но какие идеи, понятия и явления призваны выразить талисманы российской сборной? Синий медведь-мутант с агрессивно-глупой мордой — это олицетворение того самого «медведя, который свою тайгу не отдаст», а синий он потому, что выпил лишнего или замерз, так как до его глубинки газификация страны не дошла? Шапко-кот (ушанка из кота) работы неизвестного таксидермиста, по которому ползают разноцветные черви, что именно символизирует — что мы всех шапками закидаем, или наоборот, нас на шапки пустят? И самый главный вопрос: при чем тут Россия? Что собственно нашего, родного, исконного можно разглядеть в этих безликих фигурах, которые с тем же успехом могут представлять любую страну мира, при условии, что она на этот позор согласится?

Живописными талисманами, сложный символизм которых не представляется возможным разгадать, вышеупомянутая чаша унижений не ограничена: Олимпийский комитет России (ОКР) подготовил для российских спортсменов специальную методичку с «наиболее возможными вопросами» и желательными на них ответами, мол, зарубежные «партнеры» славятся своими провокациями, а мы от них красиво будем уходить. С одной стороны, подобный подход говорит о том, что чиновничество не уверено ни в адекватности спортсменов, ни в их патриотизме, коль скоро любой западный писака может простым вопросом загнать их в тупик. С другой же — считать скользким и неоднозначным вопрос вроде «чей Крым?» уже ни в какие рамки не лезет, кажется, для россиянина вариант ответа существует только один: «Крым наш, и точка», а заграничные провокаторы могут по этому поводу бесноваться сколько угодно. Мы угадали? Нет, не угадали: на вопрос о Крыме российскому патриоту за рубежом следует заметить, что  «спорт должен оставаться вне политики», еще лучше «No comment», и уж совсем хорошо — вовсе отморозиться и сделать выражение лица как у «мишки-неваляшки», чтобы раз и навсегда отпугнуть назойливых интервьюеров.

В этой связи невольно вспоминается недавний скандал на Евро-2020, где сборная Украины по футболу представила свою форму с картой Украины, которая включает в себя полуостров Крым и националистическим лозунгом «Слава Украине — героям слава». Президент РФС Александр Дюков выступил с просьбой разобраться со столь вопиющей политизацией спортивного состязания, и господа из УЕФА приняли половинчатое решение: футбольная ассоциация Украины должна убрать с воротничка футболки надпись «Героям слава!». Остальные же элементы дизайна формы — карта страны с Крымом и надпись «Слава Украине!» — не противоречат правилам и могут оставаться неизменными. Мне категорически отвратительно агрессивное украинство бандеровского разлива во всех его проявлениях, но приходится признать тот неприятный факт, что постмайданная киевская хунта в отличие от чересчур мирных российских «шапко-котов» прекрасно понимает, что выражение «спорт вне политики» — это бред альтернативно одаренного. Соответственно, и свою повестку выставляет на всеобщее обозрение при любой возможности, нагло, вызывающе, демонстративно и без всяких стыдливых «No comment».

Представитель МИД РФ Мария Захарова тогда заявила: «Спорт не поле боя, а поле состязаний; не политическая арена, но арена достижений физической культуры. Становитесь спортивными героями, и будет вам слава. Именно так, а не националистическими лозунгами следует прославлять Родину». Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков был еще более сдержан: «Это прерогатива УЕФА. Спорт должен быть без политики». Спортивный комментатор Дмитрий Губерниев выразился в том же духе: «Меня бесит то, что все обсуждают форму сборной Украины, а не российский спорт. Мы должны заниматься собственной страной, а мы обсуждаем форму, которая никак не связана с нашей страной. Крым — наша земля, и точка. Все равно, что они там намалюют. С ластиком мы к ним подбегать не будем». Он правильно сказал: как показала практика, мы, россияне, ни к кому с ластиком подбегать и доказывать свою правоту не будем, но это не значит, что не подбегут к нам и не сотрут нашу идентичность просто потому, что могут.

Помните знаменитую Олимпиаду-80 в Москве? Ее бойкотировали 65 стран, включая США, Китай, Канаду, Турцию, Японию, ФРГ, американский президент Картер и вовсе настаивал на переносе Олимпиады в другую страну. В СССР и тогда находились любители лозунга «спорт вне политики», например журналист В. Познер говорил: «Я, вообще, сторонник идеи де Кубертена, который говорил, что Олимпийские игры — это торжество отдельно взятого спортсмена. Будь моя воля, не было бы никаких флагов, я бы праздновал победу отдельного спортсмена, но тут уже ничего не изменишь. Это так и воспринимается в мире: слава Америке, России, Китаю и так далее». Даже он сообразил, что слава спортсмена-победителя — это слава страны, которую тот представляет, показатель ее жизнеустойчивости и успешности, а значит, политика в чистом и незамутненном виде. Несмотря на международный «вой на болотах» московская Олимпиада вошла в историю как грандиозное спортивное событие мирового масштаба, в котором приняли участие 80 стран, было установлено 74 олимпийских и 36 мировых рекордов. А незабываемым талисманом игр стал знаменитый Мишка, прощальный полет которого на закрытии состязаний вызвал слезы у тысяч людей — и спортсменов, и болельщиков.

Фото © ИТАР-ТАСС
Что случилось с Россией — ядерной сверхдержавой, богатейшей страной мира, правопреемницей Советского Союза, которая будто стесняется самого факта своего существования на мировой арене и готова отступать, вилять, юлить, идти на компромиссы и демонстрировать свою покладистость там, где это совершенно неуместно и более того, вредит национальным интересам и государственному престижу страны?

Профессор С.С. Сулакшин, автор Программы мирного, законного переустроения страны «Настоящий социализм. Новая стратегия успешной России» указывал: «Наша страна не только самая большая в мире, не только страна с длительной историей, не только этнически, культурно и цивилизационно разнообразная, и при этом объединенная русской доминантой, наличием уникальных скреп и особенностей. Страна прошла колоссальные испытания, подарив миру открытия и уроки, опыт созидания, жертвенности и высоких духовных прорывов. Но в нашей истории было немало и проблемных периодов. Сейчас перед Россией вновь встает вопрос о путях развития, об угрозах народосбережению, передовому характеру экономики, социальному устройству, науке, культуре и образованию, вопрос об авторитете и влиятельности в мире, о ее устойчивом развитии в будущем». О каком же развитии при путинизме может идти речь, если даже на примере олимпийских талисманов налицо катастрофическая деградация символов и смыслов — от любимого всеми дружелюбного, волшебного, обаятельного Мишки до «синей клизмы», которая если что и символизирует, то хроническое и усугубляющееся нездоровье смыслов, достоинства, культуры общества и государства?

Если вспомнить недавнюю битву за боевую и героическую песню «Катюша», с которой наши спортсмены в отсутствие гимна планировали выступать на соревнованиях, но всемогущий МОК сказал веское «нет», и ОКР молча утерся нейтральным флагом, то складывается впечатление, что путинские чиновники поставили себе задачу держать россиян в состоянии перманентного «испанского стыда». Правда, нам в порядке компромисса «уважаемые западные партнеры» любезно разрешили использовать фрагмент концерта для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского в качестве музыкального сопровождения протокольных мероприятий, что внезапно повысило интерес к творчеству Петра Ильича в самой РФ, так что нет худа без добра.

В советское время часто передавали Первый концерт для фортепиано с оркестром по телевидению и радио, пластинки фирмы «Мелодия» выпускались миллионными тиражами, особо любимой и ценной в среде меломанов считалась запись в исполнении американского пианиста Ван Клиберна (Клайберна), первого победителя Международного конкурса имени Чайковского. Когда транслировали концерт по телевидению, видно было, как в огромном концертном зале люди слушали музыку, затаив дыхание, и так же слушали тысячи людей возле экранов. Концерт звучал как гимн торжества величия России — культурного, исторического, цивилизационного, гимн победы добра над злом, света над тьмой. И это настроение было созвучно каждому гражданину, атмосфере жизни того времени, поэтому Первый концерт Чайковского был так всенародно любим не только в нашей стране, но и за ее пределами, универсальным языком музыки провозглашая миру миссию, идеал, саму суть русской российской цивилизации, объединяя сердца, умягчая нравы и стирая границы непонимания между людьми доброй воли.

Но будет ли грандиозное произведение русского гения звучать так же органично, величественно и жизнеутверждающе на фоне слабоумного «мишки-неваляшки», червивого «шапко-кота» и белого флага капитулянтов, которые не знают, чей Крым?

P.S. Оказывается, зарубежные пользователи стримингового сервиса Spotify слушают сочинения композитора Петра Ильича Чайковского, а также песни рэпера Моргенштерна и группы «Тату» чаще других российских музыкантов. И вот смотрю я на унылых синего мишку-неваляшку, шапку из несчастного кота (кот-то вам чем помешал, ироды?) и думаю — может нашим спортсменам все-таки Чайковского не трогать, а под актуального Моргенштерна выйти, он ведь своего рода герой нашего времени и знаковый символ эпохи развитого путинизма, проходящей под девизом «чем хуже, тем лучше»? Уж если начали позориться, то надо идти до конца — быстрее, выше, сильнее.

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора