Привыкай к корпоративам смолоду

Надежда Волкова СНЖ Общество 267

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото: кадр из х/ф «Раба любви», 1975. Реж. Н. Михалков. «Господа! Господа, вы звери. Господа, вы будете прокляты своею страной».

Сам факт — еще не все, важны интерпретация и общественная реакция. И вот вам факт: на малой сцене Самарского академического театра оперы и балета (САТОБ) состоялась закрытая вечеринка для трехлетней девочки.

По сюжету юная именинница мечтает о балете. Преодолеть все страхи и воплотить мечту в жизнь девочке помогают воспитанницы Самарского хореографического училища (колледжа). Юных балерин буквально заманили на частную вечеринку, сорвав с уроков, они пять часов провели в душной гримерке, где их заставляли носить маски и репетировать танец.

Журналистам НТВ юные балерины заявили, что так и не поняли, для чего находились на этом дне рождения. Взрослые смотрели в тарелки, а не на них, а трехлетняя девочка периодически плакала и не понимала, что вообще происходит.

А потом началось странное. На своей странице в Twitter депутат Госдумы Александр Хинштейн попросил ответить интернет-пользователей на вопрос: «Как вы воспримете, если вашего ребенка без вашего ведома отправят выступать на частный корпоратив, как в Самаре?» Результаты спонтанного соцопроса удивили народного избранника: 71,7% опрошенных обрадуются тому, что их чада будут развлекать богатых сверстников на частной вечеринке, 27,4% возмутятся, если узнают о таком, 0,9% опрошенных остались равнодушны к данному вопросу.

Не знаю, чему так сильно удивился видный единорос г-н Хинштейн, если десять лет назад Д.А. Медведев со свойственной ему безбашенной откровенностью заявил, что бедный человек не может быть свободным, и с тех пор ничегошеньки не изменилось. Кому и каким способом в эпоху развитого путинизма понесут свое искусство, которое призвано облагораживать человечество, балерина, художник, певец, музыкант из обычной семьи, без полезных связей, без спонсоров? На какие сцены больших и малых театров им удастся прорваться, еще смолоду не завязав влиятельные знакомства? Об этом г-н Хинштейн не задумывался?

А корпоратив — как раз способ не только развлечь заскучавшего буржуя, заработать денежку на хлебушек, но и понравиться важным дяде или тете, а там, глядишь, и по карьерной лестнице попрет. Конечно, выбор есть всегда. Чересчур гордый или близко к сердцу принявший слова «святое искусство» музыкант, танцор, актер или певец может демонстрировать публике свои таланты и мастерство в подземном переходе за соответствующее вознаграждение. А может увеселять богатеньких буратин, кочевать по элитным свадьбам и юбилеям, телевизионным ток-шоу и если повезет, из разряда представителей творческой профессии взлететь на мутной волне к сияющим высотам «светских львиц», секс-символов, гламурных тусовщиков и прочих граждан без определенного социального статуса и места работы.

Однако, видимо какой-то смутный и неосознанный осадочек у достигших успеха работников шоубиза и гламура остается, потому что они предпринимают самые невероятные попытки оправдать не столько само существование эпохи частных вечеринок, сколько, наверное, самих себя. Вот, например, вполне состоявшаяся светская львица, российская модель, певица, актриса и участница популярных отечественных ток-шоу некто Алена Кравец заявила, что вопрос «почему одаренные дети должны ублажать богатых» вообще не вопрос, ибо артист обязан быть готов выступить в любой ситуации и обстоятельствах. И в качестве примера она привела — внимание! — работу полевых агитбригад, которые ездили с гастролями на фронт в Великую Отечественную войну.

«Народная артистка СССР Лидия Русланова 2 мая 1945 года пела на ступенях Рейхстага, хотя тоже предпочла бы концертный зал. Поэтому я бы не судила строго тех, кто приглашает к себе домой артистов. И наказывать никого не надо»— отметила светская львица.

Я даже не знаю, как это прокомментировать: сравнивать современную частную вечеринку для випов и выступления фронтовых бригад вообще за гранью добра и зла.

Как известно, а может кому-то и неизвестно, но к работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде — на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч — не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады, прошедшие вместе с советскими войсками весь военный путь. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад, а в них принимали участие 42 тысячи артистов, многие выступали на фронтах по 300 раз. И они считали свой труд не только долгом, но и высокой честью, участием в народном подвиге, посильной лептой в общую Великую Победу.

Неизвестно, одна ли такая уникальная на всю Россию Алена Кравец, которая не видит особой разницы между российским корпоративчиком и выступлением фронтовой бригады, кроме того, что «сцена не та». Не исключено, что 71,7% желающих отправить своего ребенка в качестве живого развлечения на частную вечеринку «трех толстяков» тоже не очень понимают, из-за чего сыр-бор: если мир таков, что либо прибыльный корпоратив с перспективой карьерного роста, либо благородная бедность на хлебе и воде, так нечего выпендриваться и строить из себя «порядочных». Это раньше честь и достоинство берегли смолоду, а сейчас надо с детства приучаться к тому, чтобы не просто стать «украшением стола», но и уметь извлечь из этого статуса максимальную выгоду.

Понимаете ли, граждане, в чем ужас существующего положения? Уж если родители говорят своему чаду, мол, завтра у гипотетического Васи Пупкина, сына нашего мэра днюха, так ты не ломайся, сходи, изобрази ему на рояле «Мурку» или какую там пошлятину он предпочитает, мы люди бедные, а талант по-другому дорогу себе не пробьет, — то это очень плохой симптом. Мы часто говорим о том, что нынешнее общество безнравственное, бездуховное, насквозь купле-продажное, потребительское, порочное и пошлое, забывая о том, что общество — это мы. К этому же приучаем и своих детей, желая им добра и понимая под добром исключительно деньги, успех, медийную раскрученность, а других ценностей в современном российском обществе, собственно, и нет.

Эффективные устроители корпоративов тридцать лет нам заряжают про равенство возможностей, ценность прав и свобод человека и гражданина, но, поскольку стартовые условия не оговариваются, к реальному равенству людей этот набор слов отношения не имеет.

И если вспомнить ранее приведенное высказывание Д.А. Медведева, то путинская Россия — для богатых, а остальные пусть продираются к высотам успешности по головам друг друга, не только развлекая талантами господ, вписавшихся в рынок, но и потешая конкурентностью, как это бывало во времена мрачного средневековья:

«Крестьяне, в посконных рубахах, с обмотанными тряпьем ногами, ожидали у паперти выхода свадебного кортежа.

Желая угодить супруге, Людовик приказал своему камергеру Матье де Три швырнуть в толпу несколько пригоршней мелкой монеты. Крестьяне бросились подбирать деньги, и перед глазами новобрачной разыгралась дикая драка. Слышно было, как трещат посконные рубахи, как ударяются соперники лбами, глухо ворча, словно кабаны. Бароны от души забавлялись, глядя на эту свалку. Один из крестьян, выше и крепче всех прочих, наступал пяткой на чужие руки, успевшие схватить монету, и те невольно роняли добычу.

– А этот смерд, видать, умеет взяться за дело, – с хохотом воскликнул Робер Артуа. – Чей он? Я бы его охотно купил».

(Морис Дрюон. Яд и корона).

Поколение родителей в большой своей части смирилось, притерпелось, наступило на горло и песне, и чести, и достоинству, принюхалось к миазмам развитого путинизма, лишь бы хуже не было, а лучше не будет — понятная позиция, хоть и глупая, рабская и трусливая. Но законсервировать эту, пардон, клоаку как вечную неизбежность, еще и сызмала учить детей в ней обустраиваться и преуспевать? Простят ли наши дети нас за такое сомнительное наследство или проклянут — не только устроителей корпоративов и хозяев жизни, а именно нас за то, что мы не только не сумели, но и малодушно не захотели воспользоваться шансом мирно и законно преобразовать РФ путинскую в Россию постпутинскую — справедливую, трудовую, нравственную, оцепенев как безвольная жертва в ужасе перед днем сегодняшним в ущерб дню завтрашнему?

М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Пошлость имеет громадную силу; она всегда застает свежего человека врасплох, и, в то время как он удивляется и осматривается, она быстро опутывает его и забирает в свои тиски. Всякому, вероятно, случалось проходя мимо клоаки, не только зажимать нос, но и стараться не дышать; точно такое же насилие должен делать над собой человек, когда вступает в область, насыщенную празднословием и пошлостью. Он должен притупить в себе зрение, слух, обоняние, вкус; должен победить всякую восприимчивость, одеревенеть. Только тогда миазмы пошлости не задушат его».

Но нельзя же всю жизнь не дышать? Или можно, если начинать смолоду?

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора