Роскошь политической порядочности

Лев Вершинин 14.03.2018 4:33 | Политика 88

«Бездоказательные обвинения России во всех грехах продолжают множиться. Сегодня вброшен очередной фейк-ньюс о якобы российском следе в трагических событиях в Великобритании… Неужели здесь уже забыт образ Колина Пауэлла, трясущего пробиркой с белым порошком в зале СБ ООН? Когда порядочность вернется в политическую жизнь Вашингтона?«, — спросили российские дипломаты, и таки их можно понять, но…

Что такое порядочность? Это, если по Ушакову и по Ожегову, «честность,  неспособность к низким поступкам«, а если в более широком, восходящем к κοσμιοτης Платона и четко конкретизированном в Заповедях Христовых, понимании, — нравственно-этическая категория, входящая в  общее широкое этическое понятие Добра, и подразумевающая ощущение человеком  глубокой ответственности за произнесенные слова и совершённые поступки.

Здесь, однако, речь идет не о личной или общественной, но конкретно о политической жизни, в политике же, — вспомним хотя бы Бисмарка: «Тому, кто любит колбасу и политику, не стоит видеть, как они делаются«, —  акценты  смещаются к формулам Цицерона, определявшего probitas как «соблюдение установленных правил на основах взаимности» и   Макьявели, рассматривавшего decenza как «сознательное воздержание от обмана, если обман не приносит пользы«.

Иными словами, на уровне т.н. «элит» обычные нормы порядочности, — не убий, не укради, не солги, не желай чужого, — меняют смысл: все это допустимо, если оправдано продуктивным результатом, и в этом смысле парни из Вашингтона, ссылаясь на множество прецедентов, хотя бы связанных с Донбассом или коррупцией , могли бы ответить российским партнерам что-то типа «Сам дурак» или (если помягче) «В чужом глазу соломинку видишь» etc.

Но  вековой  практикой определено два вида probitas и decenza — «вертикальный» и «горизонтальный«. В первом случае, речь идет о порядочности в отношениях между «высшим» и «низшим» (клиент обязан быть почтительно послушным, в обмен на что патрон оказывает ему снисхождение, а если клиент  забывается, его карают),  во-втором же (порядочность в отношениях между равными)   быть порядочным продуктивно, поскольку непорядочность может быть вредна.

То есть, как ответил Талейран герцогу Баденскому, сетовавшему на похищение принца Эниенского, «Император сам определяет, что нравственно для него и для тех, кто не имеет сил его разубедить«. Иначе говоря, в политике при наличии единственного источника силы вступает в свои права Jus gladii, когда сильный определяет, что нравственно, а что нет, и всем, не имеющим реальной силы, чтобы, определив точку невозврата, опротестовать его волю, приходится принимать его трактовки.

Ergo, учитывая, что отказ от обозначения точек невозврата и признание приоритета единственной силы зафиксированы на  высших уровнях Российской Федерации, ни о каком «горизонтальном» понимании порядочности  речи нет. Ситуация определяется по нормам «вертикальной» трактовки, и в этом смысле, главному на Москве стоило бы одернуть зарвавшихся дипломатов, подводящих его под удар. А тот факт, что главный этого не сознает,  лучше всего объяснил весьма им уважаемый Борис Ельцин

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за неделю

Партия нового типа
Центр сулашкина