Россияне не увидят дешевой рыбы: почему цены на сайру бьют рекорды

Михаил Светлов Экономика 33

Пока чиновники Росрыболовства думают, куда реализовать невостребованный на рынке КНР российский минтай, отечественный потребитель уменьшает рыбную корзину. Самый народный продукт — консервированная сайра подорожала так, что на ее фоне подъем цен на сахар и масло выглядит несерьезным. Сайровый супчик, традиционно выручавший небогатых людей, в последний год пробивал одну психологическую отметку за другой: 100, 150, 200 рублей.

Не заметили SOS 

Российские рыбаки предсказывали такую ситуацию 6 лет назад, когда промысел сайры начал медленно умирать. Чиновники Росрыболовства безучастно наблюдали, хотя шансы на спасение были. Первый сигнал SOS поступил в органы власти еще в 2016 году. Уже тогда ситуация с тихоокеанской сайрой вызвала сильные опасения, так как типичные районы ее концентраций стали занимать сардина и скумбрия, а пути миграции сайры сместились в открытый океан. Представители ведущих промысловых компаний заявили, что для обнаружения и облова сайровых скоплений не хватает флота. Компании «Дальморепродукт», «Доброфлот», Рыбокомбинат «Островной», «ПБТФ», РК «Ленина» и ряд других предупредили чиновников Росрыболовства, что в районах Мирового океана, где нагуливается эта рыба, российский флот замещается иностранным.

Миграция поменялась 

«В годы, когда сайра плотно группировалась у побережья Шикотана, шансы на высокие уловы имели даже экипажи неспециализированных судов с минимумом технологического оборудования и осветительных люстр. Это были универсальные суда типа СРТМ и РС, которые вместе с плавбазами работали также на других направлениях. Общее количество судов в сайровой экспедиции доходило до 60 и более. Они вылавливали за сезон до 120 тысяч тонн сайры. С 2015 года эта рыба начала с Южных Курил пропадать. Теперь сайровые запасы начинают формироваться в открытом море, и фактически основное время промысла ложится на все северо-западное пространство Тихого океана. Начинают ловить сайру в мае. В это время добычу осуществляют суда не только России, но и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По мере миграционного смещения косяков флот до декабря продвигается в заданном направлении. Эти косяки должны облавливать суда свыше 75 метров длиной. Они могут добывать сайру в момент концентрации рыбных косяков, и, таким образом эта путина будет выгодна для рыбаков. Но у российских рыбаков таких специализированных судов нет, о чем руководство отрасли было информировано еще в 2015 году», — рассказывал руководитель группы компаний «Сайра» Василий Сахарнацкий.

В 2016 году на заседании Ученого совета ТИНРО-Центра руководитель координационной группы по оперативному регулированию добычи сайры Дмитрий Антоненко сообщил, что заявки на участие в промысле стали подавать на треть меньше судов. В сайровой путине 2015 года участвовали 45 добывающих судов. В 2016 на помысел вышло 20.

Ситуацию усугубляло то, что промысел этой рыбы в открытых водах стал почти бесконтрольным, что привело к уменьшению запасов рыб, мигрирующих из Мирового океана в российские воды. Из-за обострения конкуренции за конкретные промысловые скопления участились случаи нарушения границы исключительной экономзоны России иностранными судами. Только Тайвань прислал для облова сайровых косяков около 80 специализированных среднетоннажников.
Тем не менее, российский флот добыл 24 тысячи тонн сайры. Этого хватило, чтобы обеспечить часть перерабатывающих производств сырьем. Стоимость самой дорогой консервы в одах не превышала 50 рублей.

Но уже в следующие два года худшие прогнозы сбылись. Сайра уходила дальше от традиционных районов промысла (Курилы), где ее ждал современный и многочисленный китайский, японский, тайванский флот. На 20 российских траулеров приходилось около 800 иностранных шхун, которые не стеснялись заскакивать в ИЭЗ РФ.

Суды убили кооперацию 

Российские рыбаки предприняли отчаянную попытку уйти в Мировой океан. Так, компания «Доброфлот» отправила в открытые воды плавзавод «Всеволод Сибирцев», который на принципах кооперации принимал японский сырец, изготавливая из него продукцию. Сотрудничество обернулось огромными проблемами: таможня посчитала, что компания ввозила в страну иностранную продукцию, хотя по факту она была российской. Против «Доброфлота» возбудили уголовные дела, которые после были прекращены. Но история выявила в российском законодательстве пробелы, из-за которых российским рыбакам невыгодно работать за пределами ИЭЗ.

Тем не менее, «Доброфлот» закрыл часть потребительского рынка. Его усилия сдерживали рост цен на консервы из сайры по всей стране. А вот многочисленные совещания по организации сайровой путины, проводимые регулятором в одах, к увеличению добычи не приводили. В дальнейшем в отношении сайры у чиновников ФАР сформировалась четкая позиция — объект для российского рынка не так важен, так как впереди у России 15-летний цикл ловли сардины и скумбрии.

Вот только специфика промысла пелагических объектов (кальмар, сайра, скумбрия, сардина) такова, что ловить сайру и сардину одним флотом невозможно. Часть предприятий перешла на промысел иваси, а добывать «ночную жемчужину» остались несколько компаний.

Спасти ситуацию могли бы меры государственной поддержки. Впервые анонсированная в 2016 году  топливная дотация для предприятий, ведущих океанический промысел пелагических объектов, до сих пор в стадии проекта. Никаких иных стимулирующих мер для сайровиков ФАР и правительство не предусмотрели.

Были и поручения президента, которые распространялись и на сайровую проблему.
В 2018 году член Комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Пронюшкин доложил министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, что количество специализированного флота России, занятого на промысле сайры, сократилось до пяти единиц.

«За прошлый год российские компании добыли всего около 7,5 тыс. тонн сайры, в то время как японские, китайские и тайваньские рыбаки взяли от 90 до 175 тыс. тонн на страну. Мы даже не приблизились к освоению половины рекомендованного объема добычи этой рыбы в исключительной экономической зоне России, который составлял 130 тыс. тонн. Сейчас большинство российских заводов для выпуска консервов покупает сайру в Китае и Японии, а переработчики европейской части страны целиком живут на этом импортном сырье», — сказал сенатор.

В 2019 году компании добыли всего 2,4 тысячи тонн сайры. При этом потребности страны находились на уровне 70 000 тонн. Переработчики почти полностью перешли на производство консервов из азиатского сырья. От взрывного роста цен спасало то, что иностранные компании пока не заломили цены, так как ловили почти 200 тысяч тонн. Но стало ясно, что российская переработка полностью зависит от импортных поставок. Оставалось ждать, когда иностранцы осознают, что теперь они диктуют условия на сайровом рынке.

Цена на сайровые консервы выросла в 2019 году. С рынка ушла сайра от компании «Дальморепродукт», которая имела в составе плавбазу. Руководство предприятия, насмотревшись на проблемы «Доброфлота», отказалось выходить на работу в конвенционные районы за пределы экономической зоны РФ. Кроме того, выпуск консервов из сайры сократили или прекратили совсем такие предприятия как рыбокомбинат «Островной», «РК им. Ленина», «ПБТФ», «Славянка 2000» и ряд других.

«Дальморепродукт» ушел с промысла сайры в 2019 г., — рассказывает представитель компании Татьяна Пекут. – На тот момент цена у лидера оптового рынка была 48 рублей за банку, у нас 75 рублей. Сегодня, несмотря на то, что мы уже два года не производим консервы из сайры, розничные торговые сети пытаются заказать нам большие партии сайры. Оптовые компании предлагают купить сайру по цене выше 100 рублей за банку. Представители торговых сетей не скрывают, что консервы из сардины и скумбрии не заменили народную сайру. Остатки нашей продукции продаются по 175 рублей за банку».

Компании «Доброфлот» и «Островной» сумели снизить напряженность на потребительском рынке, за счет поставок консервированной сардины и скумбрии. Но российский потребитель замену сайры сардиной не оценил — предложить нормальное качество продукции смогли всего несколько компаний.

«Качество консервов из сардины зависит размерного ряда рыбы, — объясняют переработчики. – В оду суда добывали рыбу размерного ряда 25-30 см. Из нее можно было делать нормальные консервы. В оду рыбаки поймали мелкую сардину, она практически не подходит для производства консервов. Отрезав голову и хвост, переработчики получают всего несколько кусочков рыбы. Мало того, что потребителю не нравятся мелкие куски рыбы в банке, так еще и мелкая рыбы значительно повышает себестоимость продукции».

Высокие цены на консервированную сайру породили вал контрафакта. В банки с этикеткой «сайра» стали класть сардину, сельдь, мелкую скумбрию и другие более дешевые виды рыб. Продукция стоимостью ниже 120 рублей за банку, как правило, — подмена вложения либо просрочка. Бороться с ней должен Россельхознадзор, который обещал, что система «Меркурий» позволит сразу раскрыть обман потребителя в сегменте рыбной продукции.

— В 2021 году почти все консервные заводы столкнулись с дефицитом сайры и качественной сардины, — говорит генеральный директор компании «Доброфлот» Александр Ефремов. – Российский вылов сайры всего 400 тонн, а иностранные продавцы реализуют на российском рынке мороженную сайру по 3000 долларов тонну. В этих условиях вернуть цены до уровня 60-80 рублей за банку возможно только поставками на российский берег сайры, выловленной российскими добытчиками. Если отрасль вернет себе вылов в 50 тысяч тонн, цена на консервы снизится».

Но, скорее всего, в ближайшие годы российские рыбаки лов сайры не возобновят, так как государство не заинтересовано в его реанимации. Оказалось, что создать административные барьеры для отдельного промысла легче, чем помочь бизнесу накормить людей полезной и доступной рыбной продукцией. Вместо сайрового потребителю предлагают сардиновый супчик, благо, цена на консервы из иваси до сих пор 60 рублей за банку.

DEITA.RU

Сейчас на главной
Статьи по теме