Прототип российского однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate (Су-75) доставили на международный авиасалон Dubai Airshow-2021 в ОАЭ и установили в одном из павильонов.
«Самолёт доставлен в Dubai World Central самолётом Ан-124 и в настоящий момент готовится к показу на выставке. За рубежом перспективный авиационный комплекс демонстрируется впервые. Планируется ряд закрытых презентаций для потенциальных заказчиков и открытый показ с участием СМИ», — цитирует ТАСС пресс-службу «Ростеха».
Прибытие Checkmate в ОАЭ было предсказуемым событием. Данный самолёт в большей мере ориентирован на спрос на богатом ближневосточном рынке. Если верить «Рособоронэкспорту», то арабские государства проявляют большой интерес к этой машине.
Checkmate впервые был представлен широкой публике на международном авиакосмическом салоне МАКС-2021 в подмосковном Жуковском. Данное событие вызвало немалый резонанс во всём мире. Правда, зарубежные СМИ и эксперты разошлись в оценках перспектив данного проекта.
Ключевая особенность Checkmate заключается в скромной по современным меркам цене и достаточно высоких боевых качествах. Рыночная стоимость самолёта должна составить порядка 25-30 миллионов долларов. При этом подавляющее большинство современных машин стоят от 50 до 100 и более миллионов долларов.
Одним из самых дорогих в мире считается французский истребитель Dassault Rafale. Он представляет собой достойное воплощение инженерной мысли, оснащён прекрасной авионикой, имеет высокую полезную нагрузку, но по карману далеко не всем.
Скептики настаивают на том, что ОКБ Сухого не удастся загнать Checkmate под обозначенную ценовую планку. Вполне возможно, что за 25-30 миллионов долларов заказчикам будет предлагаться планер с двигателем, на который за дополнительные средства будет монтироваться бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), либо покупатель сам будет его закупать.
Такое объяснение косвенно подтверждают слова на презентации в Жуковском генерального директора Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря. Топ-менеджер заявил, что истребитель будет иметь «открытую архитектуру». Говоря простыми словами, на Су-75 можно будет устанавливать различные типы БРЭО, в том числе иностранного производства.
Также в комплект Checkmate вряд ли будет входить ударное вооружение. К тому же оно в российские экспортные контракты на сбыт самолётов в принципе не всегда включается. Отметим, что такой подход является весьма спорным с точки зрения удобства эксплуатации. Например, ранее Армения приобрела у России истребители Су-30СМ без ракет «воздух — воздух» и в итоге не смогла применить их в прошлогодней карабахской кампании.
В то же время продажа самолётов без комплектов ударного вооружения априори снижет стоимость контракта, делая номинальную цену более привлекательной. Но даже без БРЭО торговать самолётом с характеристиками пятого поколения за сумму в пределах трёх десятков миллионов долларов будет непросто.
Самый дорогостоящий элемент практически любого самолёта — это двигатель. Во-первых, в Checkmate он вряд ли будет продаваться отдельно (на глобальном рынке так делается крайне редко). Во-вторых, для детища ОКБ Сухого явно создаётся новая силовая установка.
Однодвигательная схема за счёт компактности позволяет сэкономить на материалах, но в её разработку придётся вложить немалые инвестиции. К тому же почти все российские боевые машины летают на двух двигателях — одномоторная школа в РФ не настолько хорошо развита, как на Западе.
При этом существует предположение, что однодвигательный агрегат для Checkmate уже существует. В частности, на нём летает тяжёлый разведывательно-ударный беспилотник С-70 «Охотник». Однако, учитывая размерность и взлётную массу Су-75, для него требуется более мощная силовая установка. Впрочем, ничего не мешает отечественным специалистам доработать мотор «Охотника».
Если данная версия соответствует действительности, то за вычетом БРЭО создатели Checkmate имеют возможность уложиться в 25-30 миллионов долларов, открыв для себя не только богатый рынок стран Персидского залива, но и более скромные в плане военных расходов государства Ближнего Востока, Южной Америки и Восточной Азии.
Наверняка, Checkmate заинтересуется Индия, нуждающаяся сейчас, особенно на фоне недавних воздушных инцидентов с Пакистаном, в кардинальном обновлении Военно-воздушных сил. В свою очередь богатые арабские государства могут закупить Су-75 скорее из привычки пополнять свой пёстрый авиапарк различными типами боевых машин.
Согласно имеющимся данным, Checkmate будет обладать следующим набором характеристик: боевой радиус — 1,5 тысячи километров, практический потолок — 16,5 километра, масса боевой нагрузки ЛТС — 7400 килограмма, максимальная скорость — 1,8—2 чисел Маха.
Су-75 будет способен применять как традиционное ракетно-бомбовое вооружение, так и малогабаритные БПЛА. Опция с дронами — важное конкурентное преимущество российского самолёта. На сегодняшний день на глобальном рынке боевой авиации пока нет подобных изделий.
Между тем, как показывает практика ливийского и карабахского конфликтов, БПЛА способны выполнять ключевую роль при вскрытии противовоздушной обороны, поражении зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и радиолокационных станций (РЛС).
Так, в ходе первых дней шестинедельной войны в Карабахе азербайджанские войска использовали лёгкие советские транспортные самолёты Ан-2 для того, чтобы армянские огневые средства израсходовали имеющийся у них боекомплект.
Бытовало мнение, что азербайджанцы умудрились каким-то образом переделать «кукурузники» в БПЛА, но они проявили смекалку и поступили ещё проще. Экипажи Ан-2 попросту выпрыгивали из самолётов при подлёте к линии разграничения. Ракетами от ЗРК армяне сбивали пустые машины, которые не несли им никакой угрозы.
После этого по огневым средствам ПВО Карабаха наносились удары артиллерии и уже настоящих БПЛА. Подобная тактика не является каким-то ноу-хау. Российские ВКС последние годы работают над тем, чтобы беспилотная авиация применялась для противодействия ЗРК. Однако в виде Checkmate впервые на международном рынке появляется готовое предложение, позволяющее вскрывать систему ПВО и, по всей видимости, атаковать самолёты противника по крайней мере на ближних дистанциях.
Условным недостатком концепции применения дронов с Су-75 можно назвать наличие одного пилота.
Даже самые современные средства управления пока не позволяют координировать одному лётчику полёты БПЛА. Такой вывод следует из того, что ОКБ Сухого создаёт двухместную версию самолёта пятого поколения Су-57. Место второго лётчика как раз отводится под функционал, связанный прежде всего с управлением БПЛА.
Поэтому Checkmate будет способен только выпускать дроны в заданном районе. Чтобы беспилотники смогли выполнить боевую задачу, их потребуется программировать на земле, либо разместить в относительной близости сухопутные пункты управления.
В целом у проекта Су-75 хорошие шансы на успех, но забегать наперёд тоже не стоит. Первый полёт истребителя должен состояться только в 2023 году. У конструкторов ОКБ Сухого впереди ещё очень много работы.