Смыслы и ценности Партии нового типа: Конституция будущей России

Русранд 19.01.2018 9:28 | Политика 118

Какова новая постлиберальная ценностная повестка России? Как конкретно она будет отличаться от современной либеральной модели страны? Почему она будет целительной для нашей Родины? Есть ли общественный запрос на такие преобразования, инициируемые Партией нового типа?

Об этом новый цикл «Смыслы и ценности Партии нового типа», открываемый на портале Центра Сулакшина, в котором необходимые высшие ценности, отстаиваемые ПНТ, будут рассмотрены во всем поле жизнедеятельности страны по ее ключевым сферам: гуманитарной, социальной, внутри- и внешнеполитической и тд.

Начинает цикл анализ ценностной модели новой Конституции России от Партии нового типа в ее сравнении с действующей [*].

Фото: Монумент Рабочий и колхозница В.Мухиной на ВДНХ (Москва). Фото:  paratozor.livejournal.com


Ценности в жизни человека выполняют целеполагающую функцию. Собственно любой вид деятельности: мышление, намерения, действия — ценностно ориентирован. С позиций ценностного подхода все или почти все аспекты жизни человека, социальной группы и даже страны основаны на тех или иных ценностях. Определим ценность как критически важную характеристику предмета деятельности человека, социальной группы, страны в целом.

Зададимся вопросом — где аккумулируются аксиологические (ценностные) установки на макроуровне? Естественно, в законах, регламентирующих социальные отношения, деятельность граждан и характер их взаимодействия с государством.

Главным элементом правовой системы большинства современных суверенных государств, определяющим нормы социального, экономического, политического и любого другого взаимодействия, является Конституция. В ней ценностные постулаты должны обретать формальный статус, «упаковываться» в юридические термины и в идеале становиться принципами, регулирующими жизнь общества и государства. От того, какие смыслы и ценности заложены в главном законе страны, зависит направление и успешность ее развития, номинируемые приоритеты формируют облик государства и очерчивают границы модели, которая затем реализуется на практике. Ценности, формализованные в Конституции, по сути, определяют цели развития страны, обозначая приоритеты и задавая регуляторы, в том числе и для дальнейшего процесса законотворчества. В ст. 18 Конституции РФ говорится, что закрепленные в ней права и свободы человека «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Аксиологический анализ — практика устоявшаяся, поиск реляций о ценностных императивах допускается и в правовой сфере.

Само понятие «ценность» является элементом правовой системы, будучи конституционно закрепленной категорией в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Очевидна необходимость ценностного сопоставления правовых оснований двух моделей жизнеустройства страны — либеральной и постлиберальной. В первом случае анализируются ценности, заложенные в действующей Конституции РФ, во втором — в необходимом для успешного развития России, преодолевшей догматы либерализма, проекте новой конституции. Кроме того, важно понять, были ли ценности, заложенные в основном законе страны, приняты в обществе, закрепились ли соответствующие принципы жизни в общественном сознании за более чем двадцатилетний срок своего доминирования. Если предлагаемые населению императивы релевантны его ментальности, истории и глубинным нравственным установкам, то их принятие должно было произойти естественным путем, в противном случае навязываемые ценности являются источником «социальных болезней».

КАК СТАВИТСЯ ВОПРОС О ЦЕННОСТЯХ?

Прежде чем перейти к поиску ценностных отличий либеральной и постлиберальной моделей, посмотрим, как ставится вопрос о ценностях в рамках действующей Конституции страны. Принципиальный момент — в России конституционно запрещена идеология, т.е. тот активно-деятельностный посыл, который задает тон государствостроительству, любым сферам жизнедеятельности страны, обозначает спектр высших ценностей и их практический потенциал.

Вполне в духе либеральной идеи всеобщего равенства провозглашается идеологическое многообразие — вместо ценностно выверенной стратегии развития страны предлагается якобы спектр всех возможных мировоззрений, которые могут существовать где-то в быту, но быть общегосударственными не имеют права.

Отказ от ценностной манифестации на самом высшем уровне свойственен всего нескольким государствам мира. Кроме России запрет на идеологию существует в Болгарии, Молдове, Таджикистане и Узбекистане, еще в ряде стран (Украине, Белоруссии, Чехии) установлены частичные ограничения на идеологию. И это совсем не является отличительным признаком цивилизованного по европейским меркам государства. Кроме того, либеральную модель в принципе нельзя считать лишенной идеологии, несмотря на постулируемые санкции. Как было показано выше, страна существует по либеральным законам, которые фактически и являются проявлением идеологии. А конституционный запрет — своеобразная ловушка, идеологическая мимикрия, позволяющая защищать интересы богатого меньшинства, оправдывать тупиковые постулаты жизнеустройства, разрушающие российскую государственность, оставлять их неизменными и неприкасаемыми.

Совершенно иной подход предлагается для формулировки ценностных оснований в постлиберальной модели России.

Вопрос об идеологии должен быть одним из главных и принципиальных — Российскому государству необходима своя идеология, признаваемая законом: «Высшие ценности России формируют общую, объединяющую Народ России государственную идеологию»[19].

В обязательном порядке она, во-первых, поддерживается на государственном уровне посредством систем воспитания и образования, культуры, СМИ, науки, и, во-вторых, защищается от посягательств со стороны внешних или внутренних субъектов.

Авторами в 2014 г. было проведено исследование, посвященное экспертной оценке вероятности изменений в важнейших сферах жизни Российского государства и общества, связанных с деградационными тупиковыми векторами развития России. Эксперты, в частности, высказывали свои мнения по поводу необходимых в стране перемен. Формулировка и принятие национальной идеологии отмечена ими как одна из самых острых необходимостей на текущем этапе развития нашей страны (рис. 1.1.2.1 [20]).

Рис. 1.1.2.1. Что в первую очередь необходимо менять в РФ с учетом новой внешнеполитической ситуации

Обратимся к данным, отражающим мнения рядовых россиян. В 2013 г. было проведено Интернет-голосование по соответствующей теме [21]. Подавляющее большинство участников опроса высказались за необходимость государственной идеологии. Лишь 2% негативно восприняли эту идею, и один из десяти респондентов считает, что общество должно дорасти до того, чтобы обрести свою идеологию (рис. 1.1.2.2).

Рис. 1.1.2.2. Мнения россиян о том, нужна ли обществу государственная идеология

Таким образом, действующий конституционный запрет на идеологию страны находится в убедительной контрадикции с мнением большинства.


ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ СТРАНЫ?

И либеральная, и постлиберальная модели России предполагают наличие высших ценностей. О них, несмотря на очевидный диссонанс с постулатом запрета на идеологию, речь идет в ст. 2 действующей Конституции либеральной России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Обратим внимание на несколько очень важных моментов.

Во-первых, совершенно игнорируются вопросы ответственности, на необходимую связь которой со свободой указывалось в предыдущем разделе.

Во-вторых, не учитывается тот факт, что человек — личность, существо социальное, следовательно, коллектив, социум всегда накладывает ограничения, как на права отдельного индивида, так и на его свободы. Известное выражение «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» хорошо иллюстрирует невозможность абсолютизирования свободы конкретного человека в отрыве от общества.

В-третьих, никак не конкретизируется, о правах и свободах какого именно человека идет речь (конкретные характеристики и возможные ограничения не заявляются).

В-четвертых, не описывается роль государства, в том числе в процессе обеспечения прав и свобод. Государству лишь вменяется одна обязанность — «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина». Собственно больше никаких обязанностей на него Конституция не возлагает, ограничивая функцией «ночного сторожа».

В-пятых, высшая ценность оказывается таковой не всегда, т.к. в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ сказано, что в определенных случаях «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены». Тем самым фактически признается, что есть нечто более существенное, чем индивидуальные интересы, но открыто в ранг абсолютных ценностей не возведенное.

Следующий вопрос, требующий рассмотрения, заключается в том, ценность каких прав и свобод в рамках либеральной модели рассматривается как приоритетная. Несмотря на то, что все права и свободы человека объявлены высшей ценностью, среди них есть такие, которые имеют статус абсолютных и неподлежащих ограничению, и такие, которые можно ограничить. Среди последних, например, равенство перед законом и судом, право на национальную принадлежность, право участвовать в управлении делами государства, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и даже право на труд. А что предполагает постлиберальная модель? Абсолютно иной подход, основанный на выявлении фундаментальных ценностей, являющих собой основу цивилизационного бытия нации. Высшие ценности понимаются как «наиболее важные для жизнеспособности России качества и характеристики Народа России, территории России и государственной власти и управления в России, закрепленные в Конституции России»[22].

Какие конкретно высшие ценности предлагает постлиберальная модель?

Это:

а) единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России;

б) ответственность России за судьбы мира и человечества;

в) всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании;

г) забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния Народа России;

д) русская (российская) цивилизационная идентичность;

е) единство, дружба и солидарность русского и всех братских российских народов;

ж) служение государства Народу России;

з) народосбережение;

и) человеческая жизнь, достоинство и свобода человека;

к) патриотичность и любовь к Родине;

л) неприятие расовой, национальной, религиозной, языковой и социальной дискриминации;

м) любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений;

н) сочетание традиционности и прогресса;

о) коллективность и взаимопомощь;

п) социальная справедливость;

р) гуманизм и взаимное уважение между людьми;

с) альтруизм и сопереживание;

т) гармоничное развитие личности;

у) честь, совесть и нравственность;

ф) идейно-духовная мировоззренческая мотивированность человека и общества, устремленность к идеалу;

х) нестяжательство и преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами;

ц) трудолюбие;

ч) устремленность к творчеству [23].

Разница очевидна, вместо индивидуалистского акцента расставляются совершенно иные — страна, народ, территория, государство. Свободы человека, личности, при этом не отрицаются, а становятся в ряд с другими ценностями, соответствующими национальной и исторической специфике России. Кроме того, обозначается ценностная позиция относительно ответственной роли России в мире.

Иллюстративно общественное мнение относительно приоритета государственного порядка и соблюдения прав человека. Как показывает социологический мониторинг, для россиян соблюдение прав человека, прописанных в действующей Конституции, на протяжении всего постсоветского периода было менее важно, чем поддержание порядка на уровне страны в целом (рис. 1.1.2.3 [24]). То есть основной закон либеральной модели, постулирующий абсолютный приоритет прав и свобод человека, российские граждане как норму не воспринимают.

Рис. 1.1.2.3. Динамика ответов россиян на вопрос «Что сейчас важнее для России: порядок в государстве или соблюдение прав человека?»

Общероссийский социологический опрос [25], проведенный в 2014 г., показал, какие права россияне считают наиболее важными. Из всех прав, наиболее часто отмечавшихся нашими соотечественниками в качестве приоритетных, согласно либеральной Конституции только три не подлежат ограничению. Остальные в ранг высших ценностей возведены лишь условно (рис. 1.1.2.4).

Рис. 1.1.2.4. Наиболее важные права и свободы человека, по мнению россиян (место по частоте упоминания)

Как уже говорилось ранее, все поле жизнедеятельности страны может быть декомпозировано на шесть крупных ключевых сфер: гуманитарную, социальную, внутриполитическую, внешнеполитическую, экономическую и региональную. Соответственно выделенным сферам определим ценности, выдвигаемые в рамках либеральной и постлиберальной моделей.

[*] Публикация на основе раздела 1.1.2 фундаментальной коллективной монографии «Россию ждет революция? Вопросы перехода к постлиберальной модели России (алгоритм и сценарии)» (под. ред. С.С.Сулакшина. М.: Наука и политика, 2016), подготовленной сотрудниками Центра научной политической мысли и идеологии.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ПРИМЕЧАНИЯ

[*] Публикация на основе раздела 1.1.2 фундаментальной коллективной монографии «Россию ждет революция? Вопросы перехода к постлиберальной модели России (алгоритм и сценарии)» (под. ред. С.С.Сулакшина. М.: Наука и политика, 2016), подготовленной сотрудниками Центра научной политической мысли и идеологии.

[19] Научный макет новой Конституции России. М.: Научный эксперт, 2011. С. 34.

[20] Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н. А. Шанс на изменение курса развития России (количественная экспертная оценка) // Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 5. Сентябрь 2014 г. М.: Наука и политика, 2014. С. 18.

[21] В голосовании приняли участие 2,6 тыс. человек.

[22] Научный макет новой Конституции России. М.: Научный эксперт, 2011. С. 285.

[23] Там же. С. 288.

[24] Опросы Аналитического Центра Юрия Левады. См.: Общественное мнение. 2014. М.: Левада-Центр, 2014. С. 120.

[25] Опрос проведен 5—18 декабря 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1500 человек в возрасте 18 лет и старше.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Конституция РФ как конституция побежденного государства

Проект Конституции России от Партии нового типа

Ценностное измерение государственных и политических документов: высшие ценности государства как управленческая категория

Ценностное измерение государственных и политических документов: Конституция — I

Ценностное измерение государственных и политических документов: Конституция — II

Что такое ПНТ?

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина