Сохраним великое произведение ХХ века «Реквием холокосту»

Елена Светлая СНЖ Общество 171

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

27 января весь мир отмечал скорбную дату — Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день 76 лет назад советские войска освободили узников крупнейшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенциме, в котором зверски уничтожены от 1,5 до 4 миллионов человек.

Германский нацизм является беспрецедентным проявлением зла, величайшей трагедией XX века. У таких преступлений нет и не может быть срока давности. Им нет ни прощения, ни забвения.

Горе, что принес фашизм, глубокими ранами отложилось в сердцах людей, познавших ужасы войны. Не обошла стороной эта тяжелая доля и известного ульяновского художника Вагиса Адельшина, автора картины «Реквием холокосту», которая стала главной работой всей его жизни. Эта грандиозная картина написана масляными красками на холсте, имеет размеры десять метров в ширину и семь метров в высоту, и претендует на статус самой большой картины XX века.

Масштабная работа на тему ужасов концлагерей писалась автором 10 лет. Художник-живописец Вагис Адельшин работал над картиной в Европе, изучал исторические материалы, которые хранятся в музеях в местах бывших лагерей смерти.

К созданию этой величественной картины Вагис Адельшин пришел не сразу, его подвигло тяжелое детство, годы войны. Пропустив эту трагедию через свое сердце художник вложил свои чувства, память и скорбь в это произведение, чтобы потомки могли знать и помнить, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. Память о невинных жертвах геноцида всегда будет служить предостережением об опасностях, которые таят в себе агрессивная нетерпимость к другим народам, фанатизм, расизм, антисемитизм и ксенофобия.

«Я решил написать эту картину пока жил в Европе. Я сам дитя войны и видел своими глазами слёзы матерей, которые получали похоронки. Это было страшно, больно и осталось на всю жизнь в моём сердце»

Для маленького Вагиса эту страшную трагедию нес деревенский почтальон, хромая по мосту через реку, таща черную брезентовую сумку полную писем. Когда солнце поднималось высоко, все женщины и дети выходили навстречу почтальону. Из его детских воспоминаний: «Женщины были высокие, худые, в выбеленных холщовых платьях. Казалось, что это ангелы спустились с небес. Подходил почтальон, из черной сумки вынимал треугольные письма и раздавал белым ангелам. Письма читали вслух, радовались вместе, если у кого муж в госпитале или у кого получил высокую награду, значит живы. Потом наступал самый страшный момент, он раздавал серо-голубые листочки – похоронки. Женщины начинали истошно кричать таким криком, что невозможно описать»

Мальчик на всю жизнь запомнил эти крики  и став известным художником, создал необыкновенное произведение искусства «Реквием холокосту».

На юбилейной выставке, посвященной  80-летию автора, уникальная картина вместе с другими работами художника были выставлены в залах Союза художников в Санкт-Петербурге. Сейчас картина находится на рабочем складе, свернутая в рулон. Художник очень обеспокоен тем, что со временем масляная живопись может осыпаться, картина повредится и его десятилетний труд окажется никому не нужен. Российскими музеями картина оказалась невостребованной, хотя посмотреть полотно желают многие люди.

Вагис Адельшин, по просьбе желающих увидеть картину, со списком подписей, обратился в Министерство Культуры с просьбой помочь найти выставочный зал для её показа, но получил равнодушный отказ. Картина написана для людей, её необходимо сохранить для потомков, и художника сильно возмутило безразличие чиновников, которые едят хлеб налогоплательщиков, а в ответ ничего не хотят делать, придумывают только всевозможные предлоги и отписки. И это длится уже много лет.

Не заинтересовались этим произведением искусства общественные организации и фонды, в том числе и еврейские. Нет дела до этой картины членам российского списка Форбс, да и меценатство на Руси перевелось от слова совсем. Теперь бизнесменов интересуют только яхты и недвижимость, до вечных истинных ценностей им дела нет. Перед уже немолодым художником стоит задача сохранить свою картину, которую он решает самостоятельно, без помощи государства, озабоченного только газопроводами. В будущей России, переустроенной на основе научного проекта, что заложен в Программе Сулакшина, за  все сферы культуры, за духовное наследие и духовные ценности, за памятники истории и культуры, будет отвечать государство. Именно культурная  оболочка отличает человека от животного, формирует его как человека истинного, нравственного, служащего делу добра.

Культура – это сфера бытия, творческой деятельности человека по отражению мира средствами искусства, литературы, закрепляющая высокие нормы истинно человеческого начала в его бытии, нравственные нормы, социализирующая, т.е. формирующая и воспитывающая  поколение, входящее в жизнь, закрепляющая в своих особых формах искусства, литературы лучшие и цивилизационно идентичные практики, выработанные народом и творческими людьми в веках истории данной страны — профессор СС.Сулакшин.

А пока Вагис Адизянович своими силами переустраивает старый дом в Ульяновске, делает пристрой под выставочный зал для этой картины. Это строительство на сегодня непосильное для художника, потому как имеется сложность с проектно-строительными документами, строительными материалами и большими финансовыми затратами. Если в России ещё остались неравнодушные люди, готовые внести свой вклад в дело сохранения культурного наследия, контакты для связи с Вагисом Адельшиным в Редакции «Народного журналиста»

Творческая биография художника:

Об авторе картины «Реквием холокосту», изображение №1

Родился Адельшин 19 января 1939 года в селе Богдашкино Ульяновской области в большой, многодетной семье. Его тяжелое детство пришлось на период Великой Отечественной Войны. Вагис работал подпаском, был учеником столяра и одновременно учился в вечерней школе. В 1962 году приехал в Ленинград и поступил в Художественное училище им. В.А. Серова. С этого времени начался новый этап в жизни художника.

В 1976 году окончил высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Получив профессию дизайнера, занялся живописью. Главными учителями и наставниками Адельшин считает живописца, Народного художника РФ А.А. Пластова и ленинградского акварелиста Г.К. Малыша.

Об авторе картины «Реквием холокосту», изображение №2

Вагис Адизянович пишет картины на исторические и современные животрепещущие темы, городские и сельские пейзажи, натюрморты.

Первая выставка художника состоялась в 1958 году в Ульяновском краеведческом музее им. Гончарова.

В 2002 году Адельшин стал членом Союза художников России. Также участвовал во Всесоюзных выставках РФ. За 15 лет работы в Европе представил свои работы на экспозициях в различных галереях Швеции, Германии, Франции, Польши, Италии. Работы были приобретены в частные галереи многих стран мира.

Елена Светлая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора