Первые советские инвестиции в кино

Алексей Волынец История 47
©Lebrecht Music Arts/Vostock Photo

Наверное, многие еще помнят популярную в советское время фразу Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Некоторые вспомнят, что реальная фраза первого вождя СССР звучала несколько иначе: «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас являются кино и цирк».

Мы же напомним, что первые советские банки отнюдь не сразу прониклись ленинской мыслью о важности кинематографа. Вскоре по окончании Гражданской войны, в 1923 году, народный комиссариат просвещения обратился в Госбанк СССР с запросом на ссуду в 2 млн рублей золотом для развития кинематографа. Сумма по тем временам была крайне велика, и обсуждение дошло до уровня правительства. В Кремле, учитывая тяжкое положение страны, решили создать комиссию для уточнения размеров и методов кредитования отечественной кинопромышленности.

Журнал «Пролетарское кино» тогда писал: «Киноработники требовали 2 000 000 руб. зол. Сумма ныне уменьшена в два раза, и мы думаем, что ее можно уменьшить еще, указав только на желательное в будущем расширение банковского кредита… Экономно снимать картины, не замахиваясь на американский лад, мы еще не научились, поэтому огулом решать, что Госбанку надлежит дать тому-то и тому-то 1 000 000 руб., – вещь весьма рискованная, и взять эту сумму с легким сердцем, хотя бы в порядке долгосрочной ссуды, нельзя».

Не лучше в тот момент обстояли и дела у частных кинотворцов с коммерческими банкирами. 2 января 1924 года в Российском коммерческом банке (первом акционерном кредитном учреждении эпохи нэпа) рассматривалась заявка на кредит от кинематографического товарищества «Русь». Возникшее задолго до революции на деньги купца-старовера Михаила Трофимова товарищество просило у банкиров не 2 миллиона, а всего 2 тыс. червонцев для съемок фантастического фильма по только что вышедшему роману Алексея Толстого «Аэлита». Заметим, что в наше время предприятие, начинавшееся с кинематографического товарищества «Русь», известно всем как Киностудия имени Горького.

Российский коммерческий банк, или Роскомбанк – дальний предшественник современных Внешэкономбанка и корпорации ВЭБ – в кредите кинематографистам отказал. Спустя год, 13 марта 1925-го, банк все же выдал кредит тому же просителю. Впрочем, кинематографическое товарищество «Русь» стало уже не совсем тем: крупный пай в дореволюционном детище купца Трофимова к тому времени приобрел «Межрабпом» – созданная немецкими и итальянскими коммунистами благотворительная организация «Международная рабочая помощь».

«Межрабпом» по факту был тесно связан с Коминтерном и, соответственно, правительством СССР. Кредитный отдел Роскомбанка счел нецелесообразным отказать такому просителю и выдал акционерному обществу «Межрабпом-Русь» 25 тыс. долларов на срок два месяца. Кредит предназначался для организации проката за рубежом первых советских кинолент, еще черно-белых и немых, – фантастической «Аэлиты», сказки «Морозко», драмы о борьбе с туберкулезом «Особняк Голубиных» и комедии «Папиросница от Моссельпрома».

Вероятно, в решении дать кредит сыграл и факт возвращения из эмиграции основателя кинематографического товарищества: купец Трофимов, во время Гражданской войны пытавшийся снимать кино в Одессе и Ялте – на территориях, занятых белыми армиями, – к 1925 году вернулся в СССР и стал одним из управляющих АО «Межрабпом-Русь». Первый выход советских немых картин на международный рынок оказался удачным, и создатели фильмов стали постоянными клиентами советских банкиров.

К тому времени экономическая ситуация в стране улучшилась, и правительство решило активнее поддержать отечественный кинематограф. Еще летом 1924 года учредили Всероссийское акционерное общество «Советское кино», а в апреле 1925-го постановлением Совнаркома РСФСР ему открыли внушительную для той эпохи кредитную линию в 650 тыс. руб. Кредиторами решением правительства назначались Госбанк, Промышленный банк и акционерный Роскомбанк.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора