Одна из главных интриг следующего года заключается в том, как будет протекать политическая трансформация Беларуси. В феврале 2022 году в республике должен пройти референдум по изменению Конституции. Её итогом могут стать новые выборы главы государства.
В настоящее время Кремль поддерживает официальный Минск и признаёт итоги скандальных президентских выборов августа 2020 года, находясь по этому вопросу в конфронтации с США и Евросоюзом.
В то же время Москва, по всей видимости, осознаёт, что «Батьке» невозможно доверять. В связи с этим руководство РФ явно стремится перекрыть для Лукашенко любые возможные пути к отступлению, в том числе на Запад.
По российскому пути
На сегодняшний день ключевым вопросом будущего белорусской государственности является то, какой будет Конституция республики. Лукашенко клятвенно пообещал устроить по тексту документа широкую дискуссию.
Правда, времени на обсуждение в реальности будет не слишком много. Учитывая, что на суд общественности проект Конституции вынесут в середине или конце декабря, а уже в феврале 2022 года должен пройти референдум.
«Если не начнётся война. Господи, не дай Бог», — сказал белорусский лидер, отвечая на уточняющий вопрос генерального директора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселёва о возможных подвижках срока плебисцита.
Конечно, всерьёз говорить о какой-либо реальной дискуссии по Конституции не приходиться. В беседе с Киселёвым Лукашенко даже не стал скрывать, что единственным автором ныне действующего основного закона государства являлся он сам, а настоящие специалисты по праву лишь записывали набор его мыслей и оформляли их потом в юридически грамотный вид. С будущей конституцией, по всей видимости, обстоит примерно такая же ситуация.
«Сейчас он (проект) у меня на столе. Сейчас я сижу и смотрю. И каждую строчку, как это было прежде. Конституция — я её сам писал. Юристы писали пером, а я диктовал, потому что я видел, я — президент — какие мне нужны полномочия, чтобы удержать страну. И сейчас я смотрю, потому что мне её выносить на референдум», — сказал Лукашенко.
Формально над обновлённой редакцией основного закона государства трудится Конституционная комиссия во главе с председателем Конституционного Суда Петром Миклашевичем. Она намерена изменить 53 статьи, добавить 14 новых, а ещё три исключить.
В частности, предлагается сохранить президентскую форму правления, «уточнив» при этом полномочия главы государства, парламента и правительства. Также планируется внести в Конституцию статус Всебелорусского народного собрания (нечто вроде российского Госсовета) как высшего представительного органа народовластия.
Сам Лукашенко неоднократно повторял, что в Беларуси останется сильная президентская власть с сохранением права главы государства на формирование правительства.
На самом деле внутри Конституционной комиссии имеется ряд противоречий, но споры, которые выносятся в СМИ, касаются таких менее значимых вопросов как сохранение или отмена смертной казни, состав и порядок формирования Всебелорусского народного собрания и право трудовых коллективов выдвигать кандидатов в депутаты.
Многие политологи уверены, что обновлённая белорусская конституция будет, по сути, калькой с российского основного закона, который был изменён в 2020 году. Напомним, что голосование по конституции в прошлом году происходило «пакетно». Таким образом Кремль объединил в одном «флаконе» как вполне разумные инициативы, так и массу спорных (вроде обнуления президентских сроков).
По итогу в «модернизированном» основном законе российского государства был найден лукавый компромисс. С одной стороны, полномочия российского парламента несколько расширились, с другой — была сохранена сильная президентская власть с оговоркой на невозможность в принципе избираться больше двух сроков.
Скорее всего, политическую систему Беларуси, где парламент давно превратился в рудимент исполнительной власти, также не ожидают какие-либо серьёзные изменения. Лукашенко наверняка сохранит лазейку, которая гипотетически позволит ему переизбраться на новый срок.
Главная интрига заключается в том, пойдёт ли «Батька» на новые выборы или объявит о преемнике. Существуют и иные варианты трансформации или пресловутого транзита, как говорят в нашей стране. Например, Лукашенко может избраться, а потом (в рамках оговоренных в Конституции процедур) передать власть другому лицу.
Крымский манёвр
Перед Кремлём вряд ли стоит дилемма оставлять Лукашенко у власти или нет. Ответ на этот вопрос однозначен (если, конечно, в руководстве РФ ещё остались разумные головы): президента соседней страны в любом случае необходимо менять, мирно, без насилия, митингов и кровопролития, но непременно менять.
За почти 30 лет президентства Лукашенко проявил себя как крайне ненадёжный партнёр. Несмотря на продолжительное пребывание под санкциями США и ЕС и обидное прозвище «последний диктатор Европы», он никогда не стеснялся заигрывать с Западом, и там ему отвечали взаимностью, когда требовалось подразнить Москву.
В 1990-е годы Лукашенко активно втягивал Беларусь в интеграцию с Россией, но только, чтобы получить возможность возглавить Союзное государство. С приходом к власти Путина эти мечты рассеялись и между двумя лидерами возникла гигантская пропасть.
До августовских выборов 2020 года Лукашенко без всякого стеснения говорил о больших проблемах во взаимоотношениях с Путиным, каждый раз подчёркивая, что хозяин Кремля требует слишком многого от Минска.
1 февраля прошлого года состоялась историческая встреча Лукашенко с госсекретарем США Майклом Помпео, которая началась с шутки о диктатуре, а закончилась договорённостями о поставках американских энергоносителей. Пожалуй, это был пик лицемерия и двуличности «Батьки», ощутившего, что может доить Москву, получая дешёвые нефть и газ, и одновременно развивать отношения с Вашингтоном.
Без поддержки Кремля режим Лукашенко наверняка бы рухнул, но долго ли едва удержавшийся у власти белорусский лидер будет это помнить? Большая политика — шутка циничная и не терпит наивности, особенно в отношениях с таким изворотливым политиком как Лукашенко.
Судя по всему, план Кремля заключается в том, чтобы президент Беларуси посетил Крым и признал полуостров частью России. Из последних заявлений Лукашенко следует, что он не возражает против такого сценария развития событий.
«Мы все понимали, что Крым де-факто — это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским. Моё посещение Крыма, на что имею полнейшее право, под чьим бы он там протекторатом, руководством, и чей бы ни был Крым, это и мой Крым», — сказал в интервью Киселёву Лукашенко.
О готовящемся визите Лукашенко на полуостров разговоры идут с лета 2021 года и, скорее всего, он состоится до референдума по Конституции или даже до конца текущего года. В любом случае признание Крыма за Россией со стороны Минска будет точкой невозврата к прежде тёплым белорусско-украинских отношениях. Окончательно «нерукопожатным» Лукашенко станет и на Западе.
Однако, несмотря на очевидную выгоду, которую получает Москва от признания Минском Крыма частью России, конечной целью политики на белорусском направлении в ближайшей перспективе должна быть смена президента на «одновекторного» политика, пусть и с условием сохранения в руках Лукашенко определённых полномочий.