Украденная надежда

Дмитрий Николаев Общество 98

Внезапно я понял, что – в историческом и философском плане – будет победой над современным капитализмом. Нужно исходить из того, что у нас украл современный Запад. Украл он у нас много чего (и вовсе не без нашей слабости), но главное из украденного – украденная надежда. Он принёс устойчивое и необоримое убеждение, ставшее новой религией – о том, что не бывает счастья без чужого несчастья. А потому, утверждает его сумрачный гений – не могут быть все счастливыми. Счастье человека выплавляется из чужой беды, как металл из руды. Нет руды – нет и металла. Не разрушая чужой жизни – не получишь благополучия в собственной. Если в Сирии и Венесуэле станет лучше – то в США станет хуже, и наоборот.

Почему США и их последователи так нуждаются в несчастьях планеты, войнах и геноцидах? Здесь на макро-уровне проявляется природа капитализма, которую любой из нас прекрасно усвоил на микро-уровне: наш доход складывается из чужих убытков. Это абсолютное правило общества неопределённых доходов, которое и делает всех врагами всех. Рвачество, мародёрство – как источник личного благополучия. Этим сделали свои трёхэтажные особняки только наши приватизаторы? Или же разумнее говорить, что из этого материала вообще складывается любое экономическое превосходство?

Для того, чтобы тебе стало хорошо – надо кому-то сделать плохо. Кому конкретно – не так важно, как важен сам принцип «лоха-лимитрофа». Так мы и оказались в мире, в котором умерла надежда на счастье всего человечества. В мрачном мире нарастающей ненависти и, увы, оправданного взаимного недоверия.

Если я сантехник, и пришёл к вам лудить трубу, и, видя, что вы наивны – слупил с вас на 50 рублей больше, чем беру обычно («развёл лоха») – я стал на 50 рублей богаче. А если я обманул вас на 100 рублей, то в два раза больше я стал богаче, чем при обмане на 50. Чем страшнее я нанёс вам ущерб, воспользовавшись или вашей наивностью, или вашим горем, или вашей рассеянностью, или ещё какими-то, сработавшими против вас факторами – тем лучше мне. Да ладно мне! Подлее всего то, что лучше и моей семье, моим детям (а их люди любят сильнее себя), всем моим близким!

Совершенно адская система, в которой счастье одного и несчастье другого – как две стороны одной монеты. Как орёл и решка. Откуда взялся бы выигрыш в лотерею – если бы не было тысяч проигравших лотерейных билетов? Ведь у лотереи нет иного дохода, кроме платы за билеты, лотерея есть игра с нулевой суммой!

Богатство, уют, комфортная жизнь любого человека не берутся из воздуха: они же берутся откуда-то. Мы не всегда видим, откуда именно взяты эти завидные средства на личные бытовые удобства – но мы же понимаем (по закону сохранения вещества и энергии), что они откуда-то взяты, а не возникли из пустоты.

Если я тот же сантехник, но работаю по твёрдым расценкам, то у меня нет соблазна обворовать вас, а у вас – риска быть обворованным. Мы оба (как и вся страна) знаем – сколько это стоит. Стоимость работ утверждена на законодательном уровне, утверждена солидными экспертизами, обсуждалась и критически осмыслялась, не оставляя поля для произвола.

У меня есть только одна возможность лучше жить при твёрдых расценках – больше работать. Чтобы больше получить – больше сделать. Но ведь наш мир принципиально не такой. Он жестоко штрафует самых лучших, самых совестливых и добродушных, самых деликатных и отзывчивых людей, бьёт их рублём. И в то же время он цинично премирует самых наглых, самых лживых, самых хамоватых и нахрапистых – уж эти всегда «своё возьмут». И не своё тоже.

Мир в котором нельзя быть счастливым без чужого горя – всех нас делает несчастными, и лишёнными надежды. Мы живём во мраке, независимо от того, палачи мы или жертвы: ведь кровью заляпаны и те, и другие. Правда, одни собственной, другие чужой, но в целом – здесь нельзя жить, не выпачкавшись в этом липком зле недоброжелательности, подставы, жестокости и использования других в качестве расходных материалов.

В этом мире – нищета не спит от ужаса «чем завтра жить», а богатство – не спит с пистолетом под подушкой, постоянно обдумывая, кто может перекупить его охрану, превратив охранников в убийц. Благополучие, добытое в жестокой борьбе – перестаёт быть благополучием, превращается в его вымороченную видимость. Человек наворовал много, и, казалось бы, должен стать счастлив – ведь достиг своих целей. Но пока достигал – в его психике произошли уже необратимые изменения, сплав страха и ненависти, причины которых он знает лучше нас – пропитал всё своим свинцовым расплавом. Человек добывает свои «завидные» деньги ненавистью к людям – и раз сам так делает, то постоянно боится, что и с ним так сделают: придут в ночи ненавидящие (как он сам приходит) – и съедят (как он сам съедает).

Запад учит нас, что человеческое счастье иным не бывает. Нельзя взять, ни у кого не отняв, не бывает твоих доходов без чужих убытков. Не обманешь – не продашь. Пожалев жертву – возьмёшь с неё меньше, чем мог бы взять, и тем себя накажешь рублём. Отпустив заложника за половину суммы, которую он мог бы уплатить – получишь вдвое меньше, чем имел возможность…

Но человеческое счастье, конечно же, бывает другим, и более того: мы-то, в отличие от американцев, его ещё помним! Примитивный пример, но если люди собрались в колхоз, а у них вырос богатый урожай, то это ОБЩАЯ радость. Люди вместе радуются изобилию совместно собранного и совместно принадлежащего хлеба. Один другому не желает неурожая – потому что урожай общий.

А был бы раздельным? Для рыночной нивы богатый урожай, очевидный дар Бога – несчастье и проклятье. Когда хлеба много – он дешевеет, и разоряет хлеборобов. Банкротства фермеров, как ни парадоксально – учащаются именно в урожайные годы, когда предложение превышает спрос. А всё потому, что нет твёрдых цен, утверждённых расценок! Таких, которые сняли бы вопрос – кто кого обманывает, меняя рубль на килограмм пшеницы и наоборот.

Ведь если цены свободны – значит, кто-то кого-то обманывает, и только слепой этого не увидит! Или тот, кто с пшеницей, нашёл дурачка с рублями, или тот, кто с рублями, нашёл дурачка с пшеницей. Если ты взял много пшеницы за мало рублей – ты повысил своё благосостояние и понизил (вплоть до разорения) благосостояние хлебороба. Если наоборот – тогда уже фермер выстроил себе семейное счастье, дом-полную чашу на твоих костях и твоих бедствиях…

По-другому в этом мире, навязанном с Запада всем – не бывает. Здесь можно быть удачливым и сильным, можно много нахапать себе – но нельзя быть счастливым. Потому что чужая беда, источник твоего успеха, чёрной тенью ложится на все его «вкусняшки». И надежды на то, что когда-нибудь будет иначе, на то, что когда-нибудь у тебя будет изобилие, не помеченное чужим проклятием – нет. У тебя только один выбор: между нищим и упырём. Жалея людей – становишься со всех сторон обираемым «лохом», у которого вечно в кармане ни копейки. Не жалея людей – превращаешься (не сразу, постепенно) в расчеловеченного монстра, в каннибала с кровавой пастью, за которым тянется багровый след убийств и пожарищ. Посмотрите на Европу и США, уровню жизни которых вы завидуете – разве там не так? Разве убийство целых народов и континентов не вошло у них в привычку, о которой никто уже и не размышляет?

В этом мире, выстроенном Западом (не без нашей вины) – счастье не дано кротким и спокойным, добродушным и весёлым. Здесь нельзя жить, возлюбив весь мир и делая всем полезное дело. Человека, который попытается так жить (никого не подсиживать, не подставлять, не интриговать, не обирать и не злобствовать) – эта жизнь выбросит на самое дно лютой нищеты.

Мрачные упыри, идущие по головам и трупам – и правят этим мрачным миром и имеют в нём всё самое ценное. При таких отношениях, как в этом мире, вызов им может бросить только тот, кто и сам мрачный упырь.

А как иначе, если доходы человека не закреплены, не оговорены заранее, не утверждены? Если нет законодательной определённости – кому, за что и сколько нужно заплатить?

Или ты свои доходы защищаешь, защищая – становишься мастером боёв без правил. Или не защищаешь – но тогда мастера боёв без правил их у тебя отбирают до последнего донышка…

+++

Это мир украденной надежды. Победить его можно только одним образом: поверить в иное счастье, не за счёт чужого горя, поверить и доказать, что счастье, не выстроенное на несчастье других – возможно.

Мы пытались это сделать, и провалили экзамен истории. Но ставки слишком высоки. У нас нет иного пути, как попытаться снова, с учётом ошибок прошлого, доказать возможность всеобщего счастья без пожирания людьми друг друга.

Иначе нас погребёт нарастающее в мире озверение, в котором подлянки и гадости другим людям превращены в машину обогащения использующих этот метод упырей. Если ненависть в мире Запада – главное средство обогащения, то ненависть будет только нарастать, пока не опрокинет само отличие человека от хищных животных.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора