Улицы СССР 40 лет назад без автомобилей: сравнительная историческая урбанистика

antiseptic История 400
К середине 1970-х автомобилизация СССР значительно продвинулась благодаря производству лицензионных итальянских автомобилей ФИАТ.

Если в 1965 г. в СССР на 1000 жителей страны приходилось 4 личных легковых автомобиля, то в 1975 г. – уже 16 (сейчас в РФ – около 300).

Для сравнения,  в странах Западной Европы к середине 1970-х на 1000 жителей приходилось порядка 250 личных автомобилей, а в США – почти 500.

Советские ФИАТы (получившие местное название «Жигули») быстро стали самым распространённым автомобилем на главных улицах СССР.

В 1976-м в Москве уже можно было увидеть такую привычную нам теперь картину, как припаркованные вдоль тротуаров в ряд автомашины:

Однако даже в Москве такие сцены были редкостью, а про другие советские города и говорить не приходиться. Проблемы с парковкой там появятся лишь в нашем, 21 веке.

Судя по представленным ниже фотографиям, в большинстве городов СССР 40 лет назад личного автотранспорта на улицах почти не было видно.

И ЭТО БЫЛО ПРЕКРАСНО!

Ещё одна парковка в Москве 76-го на снимке Жака Дюпакье:

КРУПНО

Опять советские ФИАТы и «Волги».

Но в целом московские улицы 76-го довольно пустынны:

Кажется, что на улице Горького примерно столько же транспорта было в 1936-м или 1946-м, а в 1966-м — даже побольше.

Уличная в Москве 76-го:

КРУПНО

Приметой советских улиц в крупных городах СССР становятся подземные переходы. В других странах мира они встречались реже, потому что строить было дорого, проще нарисовать «зебру». В Москве первый появился в 1959 году, в Киеве — в 1963-м. Потом начали строить в массовом масштабе.

Обратите внимание, что переход на снимке построен в самом сердце исторического центра Москвы и не под какой-то 8-полосной автострадой, а под относительно неширокой и спокойной улицей, где вполне можно было обойтись светофорами.

Если переходы под (над) автострадами — неизбежность, то в исторических центрах городов подземный переход — абсолютное зло, создающее огромные неудобства пешеходам и велосипедистам ради дополнительного комфорта автомобильного меньшинства.

Советский урбанизм имел две стороны: светлую и тёмную.

Ещё одно зло советского урбанизма — эстакады в исторических центрах городов. Для машин удобно, а для городской среды и исторического облика — смерть.

На этом снимке около 1976 года видно, как одна эстакада исключила из общегородского пространства Калининграда территорию целого острова, на котором когда-то размещался Старый город Кнайпхоф с 19 улицами:

Киевский Крещатик 76-го с невероятным количеством троллейбусов (чешские «Шкоды») и автобусов:

Оцените ширину тротуара, достойную главной улицы исторического центра!

В то время на тротуарах автолюбители не парковались.

Таллинский траффик 76-го также показывает господство общественного транспорта над личным:

В областных центрах СССР (не говоря о райцентрах) даже к 1976-му на улицах крайне мало автомобилей.

У Прижелезнодорожного почтамта в г. Иваново только трамвай и такси:

Почти пустая магистраль у Текстильного ин-та:

Не видать личных автомобилей в Калуге 76-го:

Симферополь 76-го почти без автомобилей:

Пустынный проспект Южный в Кривом Роге 76-го:

В центре Хабаровска из легковушек в кадр Дюпакье попали только «Волги»:

КРУПНО

Обратите внимание, что советские города тогда ещё не были загажены россыпями дорожных знаков!

У ж.д. вокзала в Чите только троллейбус, «козлик» и одинокий «Запорожец»:

У вокзала в Новосибирске только такси:

И ЛиАЗы:

У вокзала в Одессе — одни трамваи:

В Одессе 76-го осталось ещё много брусчатки:

Даже в 4-миллионом Ленинграде зимой автолюбители попрятались и на улицах остался один общественный и коммунальный транспорт:

Да и летом на Невском особо большого количества личного автотранспорта не наблюдается:

Советские люди не ездили в булочную на такси, а на работу — на личном автомобиле.

Частники берегли свои машины и использовали их тогда, когда это было действительно необходимо: например, для поездки на дачу.

Это было «не от хорошей жизни», но это был правильный, цивилизованный подход, которого теперь придерживаются гораздо более богатые обыватели в Нью-Йорке, Лондоне или Токио. Никому из них в наше время не придёт в голову безумная идея ломануться на своей тачке в центр. Для этого в современном цивилизованном обществе есть такси и другой общественный транспорт.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора