29 ДЕКАБРЯ 2018 За Курилами обращайтесь на небеси

С.С.Сулакшин Политика 62

Странное дело. Япония предъявляет территориальные претензии России, ссылаясь на советско-японскую декларацию 1956 года, которая допускала передачу Японии двух островов.

Обратим внимание на то, какое государство эту декларацию приняло. Это государство — СCСР, а оно где? И что стало с огромным числом международных договоров, которые СССР подписал в своё время?

СССР распался, такого государства больше нет, значит, строго говоря, без доброй воли тех, кто принял на себя преемство обязательств распавшегося государства, их исполнять было бы некому. Эти обязательства взгромоздила на себя ельцинская Россия, но сделала это очень выборочно: одни обязательства взялась исполнять, а про другие забыла.

Вспомним огромный Советский Союз с массой юридических и политических отношений с внешним миром: внешними долгами, договорами о сокращении вооружений и т.д.

Советский союз исчез. Осталась Россия. Вопрос: а все ли обязательства Советского Союза оказались обязательствами России? Нет, этого и не могло быть. Было другое. Вот, например. Запад, согласовавший с Горбачевым утилизацию Советского Союза, опасался возможного распространения ядерного оружия и других опасных вещей, Горбачев дал свои гарантии, затем Ельцин эти гарантии выполнил: атомное оружие вывели с территорий других союзных республик и Российская Федерация взялась за них отвечать, что с точки зрения общественной безопасности было безусловно правильно. И, главное, полностью в интересах победившей стороны. Также и вопросы внешнего долга Советского Союза, причем огромного, собственности за рубежом, решались в комплексе. Россия взяла на себя все (!) долги Советского Союза, за что правда получила имущество СССР за рубежом — часть ей передали, часть не передали, часть просто украли.

Но самый важный факт состоит в том, что все внешние долги Советского Союза Россия взяла на себя, также как обязательства по сокращению, хранению и нераспространению оружия массового поражения. Ключевым является то, что это было исполнение требований победившего Запада и США. Эти обязательства Россия преемствовала. Но вот простой вопрос: а что стало с иными полномочиями Cоветского Cоюза? Почему их Россия на себя не взяла?

Почему Россия, как фактическая правопреемница Советского Союза, а именно так её именуют в Организации Объединенных Наций, где она постоянный член Совета Безопасности, не объявила себя этой самой правопреемницей? Это вопрос не только к Ельцину на небеси. Это вопрос к Путину на земли, конкретно и сегодня. Некоторые республики Советского Союза денонсировали союзный договор, но Россия могла его не денонсировать. Может она теоретически и отменить произошедшую денонсацию. У России и сегодня есть возможность ревизии этого решения и приведения его в соответствие с международным правом и признанным мандатом Организации Объединенных Наций. Она может объявить себя Союзом Советских Социалистических республик! Тем более, что небольшая попытка подобного хода в виде Союзного государства уже сделана. Да и СНГ чем-то как-то что-то напоминает.

Но в таком случае, как правопреемница Советского Союза, Россия может объявить, что ею наследуются не только внешние долги, но и территория Советского Союза, разве не так? Тогда получится, что Украина живёт на землях Советского Союза, а кто у нас правопреемница СССР? И тогда Россия должна предъявить претензии Украине по поводу исконных земель государства, правопреемницей которого является Россия.

Это конечно теоретическая картина, я никого не хочу напугать, но в любой теории есть доля практичности.

Ну и теперь, что касается Курил. Какое отношение к России имеет декларация 1956 года? Нынешние верховодители решили поддержать дух Хрущёва и принятую при нём декларацию? Но с тем же успехом они могут сделать и прямо противоположное. Почему? Потому, что именно так они поступили по отношению к итогам Всесоюзного голосования на референдуме по вопросу целостности и сохранения Советского Союза.

Получается странная картина: явная избирательность правонаследования СССР и полная непрозрачность этой процедуры. Кто и как избирает что наследовать, а что закопать? Мы, говорят Путин с Лавровым, признаём вот «эти» правоунаследованные документы, декларации, договоры, а вот «те» — не признаём! А на каком основании? А кого вы спросили в своей собственной стране? Вы провели референдум, узнали, что народ считает необходимым признавать или не признавать? Нет не провели. Вы вынесли эти решения на подтверждение, перератификацию парламента России? Нет, не вынесли. А у меня от имени российского общества, точнее сказать, Народа, возникает естественный вопрос.

Выявляется важнейшей нервный, политический, исторический, но и в то же время совершенно актуальный узел: кто-то, по своему произволу или по чужим для страны советам или даже командам, вынимает часть обязательств Советского Союза и объявляет, что Россия их унаследовала, а другую часть обязательств, юрисдикций, полномочий, мандатов и прав Советского Союза — забывает и не наследует. Механизм этот мутный, непрозрачный, под чьим-то столом, непонятно даже на территории ли России, и приходит пора нам, народу, в нём разобраться и потребовать, и добиться порядка в этом деле.

Конечно, я специально обострил теоретические и правовые обстоятельства вопроса. Сейчас все бывшие союзные республики могуть вздрогнуть и задуматься о возможности России претендовать на все их земли, как принадлежащие ей по праву наследования, а может быть не только на возможность, но и намерении претендовать. А вдруг она начнёт воевать и захватывать эти территории? Такое подозрение возможно, это действительно политическая реальность, такая же, как, скажем, безнадежность путинизма в России. Свойство реальности состоит в том, что она существует независимо от наших желаний или манипуляций. Но при этом также реально то, что гораздо более вероятным, правильным и в будущем, мне кажется, неизбежным будет то, что народы на всех этих землях и территориях снова будут дружественными! Для этого не столько народы, сколько элиты должны перестать науськивать народы друг на друга, именно они должны удержать свои народы от озверения.

Только в дурном сне можно было вообразить себе войну Украины и России! Войны в республиках. И, конечно, не население России и Украины желает этого столкновения, оно только Бжезинскому и отморозкам нужно! Объединенной западной цивилизации нужно стравить нас в братоубийственной войне, и это у них пока «хорошо» получается.

Из всего этого рассуждения вытекает важный вывод, что народы России и Украины, понимая, что у них единое историческое цивилизационное пространство, должны поменять безумные, безответственные и преступные политические элиты, должны привести к власти людей, для которых важнее всего человек — очеловеченный, общество человеческое, братство и дружба народов, единая, братская, как в семье, жизнь на наших общих исторических цивилизационных территориях.

Ну и с чего начал, относительно Курил.

Обращайтесь, уважаемая Япония, на небеси. Там вас встретит Никита Сергеевич Хрущев и поговорит с вами о декларации 1956 года. А от Путина и Лаврова я, как гражданин России, требую отнести декларацию 1956 года в музей имени Союза Советских Социалистических республик, потому что СССР уже нет, а значит нет именно этого обязательства. Как и сам вопрос о неких «претензиях» на территорию. Я отказываю вам в праве решать этот вопрос под путинским столом. Это вопрос не подстольный. Правда, если только эти господа, вытаскивая данный документ на белый свет, не имеет под столом ввиду что-то существенно иное.

И предупреждаю об очевидном: поскольку все мы рано или поздно будем на небеси, придется им ответить и за эти, то ли глупости, то ли подлости, то ли предательство. Скорее всего, все вместе.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, ген. директор Центра научной политической мысли и идеологии.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора