Англо-капитализм и теория цивилизации-4
«Идеология свободы» — кошмар рационалиста. Какое бы положение не выставил Разум – «свободный человек» всегда может ответить на него «не хочу». При этом «не хочу» не требует никаких доказательств, обоснований, как, например, «не могу». Не могу я чего-либо по определённым причинам (как их устранят – смогу), а не хочу я сам по себе, просто так. Привыкший к «свободе» человек не хочет работать, не хочет делиться с нуждающимися, не хочет соблюдать экологические требования, не хочет воевать. И, в конце концов, как показывают общества, растленные западным либерализмом, он попросту размножаться, продолжать род – тоже не хочет. «Свободные» женщины не хотят рожать (трое детей – минимум, необходимый для простого воспроизводства нации!), «свободные» мужчины, погрязшие в смузи и пати, улыбчиво разъясняют вам, что они не хотят содержать и воспитывать детей.
А то, что народ вымрет – «какое мне дело, я свободный человек»!
Экологически-разумное поведение у нас либералы прочно заклеймили «тоталитарной серостью» и «совковой нищетой». Им нравятся одноразовые вещи, одноразовые яркие упаковки, им нравится «свободно» мусорить, вся их экономика – это отношение к ресурсам, как к неисчерпаемым. При капитализме красивая упаковка съедает, в среднем, 40% затраченных ресурсов, значительно повышает стоимость продукта, образует свалки площадью со Швейцарию – но плевать! Зато она помогает маркетингу!
Огромное количество товаров производится впустую, вхолостую, служит человеку очень недолго или вообще ни дня ему не служит – при этом энергию сжигают, недра выгребают, но наплевать: так «свободным» людям удобнее!
Утилизация вторичного сырья, макулатура, многоразовая посуда, многоразовые сумки и авоськи вместо пластиковых пакетов – для западника яркие приметы «советской убогости». Колоссальные расходы на рекламу, паразита экономики – поглощают очень много ресурсов. Сколько леса изведено на рекламные листовки, раздаваемые бесплатно, на рекламные газеты в каждый почтовый ящик – но чаще всего их доносят только до ближайшей мусорной урны!
Общество «великих нехочух» не просто нерационально, оно возводит свою вопиющую иррациональность в «священное право свободного человека». Именно «свободные» подпитывают кровососущее чудовище кредитной системы – потому что одни хотят брать кредиты, а другие ещё больше хотят их давать. Попробуй запретить – и те, и другие завоют об «ущемлении свободы»! Формулы «нам так нравится», «мы так хотим» — ставят под вопрос саму возможность обустроить жизнь основательно и разумно. Так, чтобы в жизни не было грандиозных перекосов, связанных с колоссальным перепроизводством ненужного и катастрофической нехваткой необходимого.
Идеи нормирования – несовместимы с «идеологией свободы». Всякая норма воспринимается в ней как «карточная система», «опять по талонам», «лагерный паёк» и т.п. А как же тогда быть с нормами закона, морали, психиатрической вменяемости? Ведь по вашей логике они тоже – «лагерный паёк», «шаг влево-шаг вправо запрещён»?
Давно уже (и не нами) подмечено, что свобода человеческих желаний, потакание человеческим прихотям – всегда играют на понижение. Как вода всегда течёт вниз, если её не заставляют подниматься вверх, так и предоставленные самим себе человеческие желания постепенно выхолащиваются до грубо-зоологических, примитивных и пещерных.
Чем больше мы заигрываем с идеями «свободы» — тем меньше у нас шанс принудить людей к необходимому, даже когда обратное – смертоносно. Недаром сказано (и тоже не нами) – «бойся своих желаний»!
Современное общество западного типа очень жёстко регулируемо грубой силой, не тратящей время на разъяснения и обоснования, навязывающей себя «непосредственно в ощущениях». Оно несвободно в том же смысле – в каком человек не свободен в диком лесу, хотя формально он там полностью свободен. Его там никто не конвоирует, не ограждает, не навязывает маршрута, и даже никто не смотрит за ним. Как и за медведем…
Но современное общество западного типа, с его силовыми регуляциями в духе «кто выжил – тот и выжил» — совершенно неспособно регулироваться Разумом, стать сознательным и вменяемым, дать себе отчёт в своих действиях на уровне Коллективного Разума.
Чтобы лучше объяснить, почему западная «свобода» несвободна от Силы, но свободна от Разума – приведу житейский пример.
В подворотне на интеллигента напали гопники. Избить, прирезать, ограбить – это целиком в их власти. Но навязать, не прибегая к насилию, одним лишь диалогом, любовь к песням «Сектора Газа» или Моргенштерна – они не могут. Они тренированы бить, но не убеждать. Регулировать ситуацию силой – они могут. Регулировать её разумом – нет.
Пока «свободному» человеку, растлённому либерализмом, что-то навязывают насилием, ему нечего возразить. Бомбардировки Белграда не дадут соврать!
Но если к такому растленному человеку, лишённому самодисциплины и культуры доказательного мышления подойти с добром, с аргументами, увещеваниями, обоснованиями – такой человек начнёт сполна выражать вычурное буйство своего «особого мнения». Убить его легко, а уговорить — практически невозможно. Пока с ним пытаются общаться средствами Разума – он, как «великий нехочуха» — всё отвергает. Когда с ним заговорят дубиной – он не то, что согласится с этим аргументом, но вынужден будет принять, не имея альтернатив.
Если в теории либеральная «свобода» — это уважение каждого к каждому (что в реальности потребовало бы жесточайшей дисциплины в обществе), то на практике либеральная «свобода» — всего лишь отказ от разума, от культуры доказательного спора. Ведь свободный медведь не станет дискутировать со свободным тобой, он, пользуясь свободой, тебя заломает, а там дальше уж и дискутировать не с кем станет.
+++
«Идеология свободы» — враг гарантий и стабильности во всём. Она загружает в общество через «не хочу» нестабильность и непредсказуемость. Если право на «не хочу» священно – то ведь человек может отказаться от необходимых, научно обоснованных действий прямо сегодня. Или – если сегодня согласится – передумать, перехотеть завтра, да и бросить их.
-Вчера я делал, а сегодня мне надоело – и я не хочу…
Поведенческая свобода одного человека – растлевает всех окружающих его людей. Если что-то запрещено или предписано всем – это одно. А если это разрешено соседу – с какой стати и по какой мере справедливости должен я себе это запрещать? Закон хорош лишь тогда, когда он – закон для всех. Выборочные же запреты – относятся к противоположности закона, произволу (хотя в буржуазном обществе они часто оформляются под видом закона[1]).
В русской традиции общественной мысли – никакой человек в идеале не должен стать неудачником. В английской традиции общественной мысли – никакой неудачник в идеале не должен считаться человеком. По большому счёту, в этом не только разница между английскими дарвинистами и русскими космистами, но и ранее: между Православием и англиканством, радикальной его ветвью – пуританизмом.
Хотя изначально все люди одинаковы, думают и чувствуют одинаково, особенности английской истории привели к тому, что борьба с социальными несчастьями принимает форму не ликвидации несчастий, а ликвидации их носителей. Если в русской традиции общество традиционно кается перед своей жертвой (что, будем честны, зачастую растлевает и проституирует жертву), то в английской – жертва обязана каяться перед обществом за свой жалкий и ничтожный уклад.
То, что в русской традиции считается жестокостью и безжалостностью, в дарвинизме определяется как очищение человеческого рода от тупиковых ветвей эволюции, нежизнеспособных, слабых и больных особей[2]. Хотя такой подход традиционно связывают с Ч.Дарвиным – не будем забывать, что Дарвин – плод и воплощение английской традиции мысли[3].
А для неё свойственен решительный и бескомпромиссный перевес свободы человека над правами человека.
Очевидно, что свобода человека и права человека находятся в логическом противоречии, поскольку права – это фиксация определённых положений, а свобода – отсутствие фиксации, полнота выбора.
Поскольку человеку нужны и свобода, и права, они вынуждены сосуществовать с тем или иным перекосом. Права устанавливают обязанности и запреты (табу) – которые ограничивают свободу. Свобода даёт широту выбора поведения, которое делает обязанности делом добровольным, а запреты и табу – снятыми.
Если в обществе много свободы для личности, то в нём плохо с правами человека, а если в нём очень подробно описаны права человека (то, что любому человеку должно быть в обязательном порядке предоставлено) – то в нём плохо с личной свободой. Отсюда, собственно, и вырастает хорошо нам знакомое противоречие между социализмом и капитализмом.
Свободный человек делает, чего хочет, и если ему хочется нарушить права слабого, побеждённого – то в его силе, в самой возможности, заключается его право. Ибо свободный выбирает чего захочет, а не чего положено. Если он выбрал агрессию (а любое рыночное общество переполнено междоусобной агрессией) — у жертвы есть встречная свобода защищаться. Сильный ею может воспользоваться, слабый – нет.
Среди историков нет разногласий относительно того, что именно пуританство с его «предопределением» («снимающем» представления о добре и зле) имело решающее значение для появления демократии и религиозной свободы в англо-американском регионе. По сути, это идеология, в которой гармонично сочетаются фактическое неравенство и формальное равенство людей.
Суть её в формуле: «ты имеешь право на всё, что есть у других, но если ты не получил этого – то сам виноват». В первой части формулы заключён номинализм прав человека, во второй – реализм «права силы» и «захватного права».
Исследователь Великой хартии вольностей профессор Николас Винсент из Великобритании, начертил путь «идеологии свободы» от её зачаточного (что Винсент признаёт) состояния для очень узкого круга лиц в английской «Великой Хартии Вольностей». И далее — через провозглашенную Французской революцией XVIII века Декларацию прав человека и гражданина. А далее он упоминает Всеобщую декларацию прав человека, принятой ООН в 1948 году. Он подчёркивает, что «Хартия впервые провозгласила идею коллегии присяжных, ставшую всеобщим достоянием.
Зафиксированные в Хартии права человека можно обнаружить и в американском Билле о правах, ставшем частью конституции США. Великая хартия вольностей была первым правовым документом, в котором эти идеи доминировали».
Далее профессор полемически подчёркивает, отстаивая свой «западно-центричный» взгляд: «На Западе вы можете встретиться с мнением, что в России никогда не было независимых правовых институтов, что там так и не возникло развитое правовое сознание. Верховенство закона – приоритетная задача любого народа, озабоченного построением справедливого общества. И мне представляется, что эта задача так и не стала существенной для нынешнего российского политического режима. Конечно, после тысячи лет авторитарного и тоталитарного правления трудно перейти на другую политическую систему».
Русский комментатор Винсента подхватывает:
— Одна из статей Великой хартии могла бы быть очень важной еще недавно и для России. В ней говорится, что любой свободный человек в Англии имеет право покидать страну и возвращаться в нее по своему усмотрению. Россияне получили это право лишь после падения коммунизма и железного занавеса…
Профессор Винсент отвечает:
– Очень интересное замечание, о котором я никогда не задумывался. Действительно, мы на Западе воспринимаем свободу передвижения как неотъемлемую часть прав человека, дарованную нам с давних времен. Эта статья появилась в Хартии, поскольку в начале XIII века это право еще не было гарантировано всем подданным королевства…
Почему бродяжничество, кочевничество и социально-опасные шатания с места на место являют собой «неотъемлемую часть прав человека», если общепринято (в том числе и у английских историков) считать оседлый образ жизни цивилизационно-выше кочевого? Почему как идеал «прав» навязывается не человек, надёжно сидящий в надёжной крепости («мой дом-моя крепость», английская поговорка!), а цыганская кибитка?
Ответ на этот вопрос – если отойти от англо-центричной экзальтации западников – в том, что свобода в традиции английской мысли всегда ценилась выше, чем реальные права и гарантии. Отсюда и вытекают всякие нелепости, вроде теории «новых кочевников» от идеологов глобализма (таких, как Ж. Аттали).
Трезвый же человек понимает, что массовое бродяжничество затрудняет борьбу с криминалом, с аморальностью, затрудняет обустройство быта людей, окружающей среды (которую бродяга воспринимает, как временную). Но на какие жертвы не пойдёт англофицированный мыслитель ради «идеалов свободы личности»!
Английская традиция мысли, очень навязчивая и назойливая (что отражает общий дух рыночной агрессивности) настолько активно вбивается в головы, настолько обросла махровой идеализацией, бьютификацией, что это затрудняет изучение не только негативных, но даже и позитивных её сторон.
Ибо если всё сверкает совершенством, как Солнце, то присматриваться не к чему, да и глаза спалишь!
В реальной жизни английская традиция мысли – это очень сильное, но и очень спорное течение, имеющее как колоссальные достоинства, так и роковые изъяны, ныне ставшие угрозой человеческой цивилизации «номер 1».
Разумеется, всё, что сделано английской мыслью (даже и плохого) – не возникло на пустом месте, без оснований, беспочвенно. И очень примитивно было бы рассматривать могущественную «английскую идею» всего лишь как плод коварного заговора кучки богатых злоумышленников!
Например, стремление к свободе личности – неотъемлемо в человеческой природе, и опасно не само по себе, а лишь тогда, когда перестаёт контролироваться Разумом, теряет рациональную самооценку. В чудовищной азиатской деспотии, на корню выжигающей всякий робкий росток свободы личности – ничего хорошего нет.
Но является ли английский путь выходом из деспотии – или же он обманное круговое движение, в итоге ведущее к деспотии ничуть не лучше азиатских? Практика – критерий истины, и именно практика, именно сегодня, показывает нам, что английская традиция мысли в силу её внутренних пороков и отклонений, не сумела обеспечить подлинной, устойчивой свободы личности.
Мы берём патентованные англоязычные рецепты «свободы», строим общество строго по ним, но в итоге получаем… фашизм. Разумеется, фашизм не был сознательной целью английских просветителей и эмансипаторов, он – продукт неразвитой в английской традиции диалектики мышления.
Диалектика учит нас, что крайности смыкаются, и что истинным состоянием положительного явления может быть только его среднее состояние. Если мы не очень рабы – то мы и не очень свободны. Если же мы методом «захватного права» (инструмента, которым строится частная собственность) возьмём себе максимум свободы, то в итоге окажемся в… рабовладельческом обществе! Фашизм не только террористическая диктатура, но ещё и полнота свободы его верхушки, снявшей с себя все и всяческие ограничения в поведении и практике.
Конфликт между свободой личности и правами человека – по сути своей, непреодолим, и всякий перекос в ту или другую сторону – либо ликвидирует всякую свободу человека, либо сотрёт все его права (кроме номинальных, декларативных, демагогических). Например, свобода для женщины делать аборты – это отказ в праве на жизнь убитым детям. Напомню, что право на жизнь – базовое, изначальное в правах человека, без него все остальные права недействительны и никчёмны.
Есть право на жизнь – запрещены аборты. Разрешены аборты – нет права на жизнь. И так во всём остальном.
Всякое общество обречено искать баланс между свободами и правами людей. Общество, в котором есть только свободы – это животный мир (да и то с оговорками), а общество, в котором только права – это мир роботов.
Хотя английская традиция мысли сама про себя утверждает, что нашла оптимальное сочетание прав и свобод (сам себя не похвалишь – весь день оплёванный ходишь) – она его, очевидным образом (практика – критерий истины) не нашла.
В силу очень многих причин (как уважительных, так и не очень) английская традиция допустила очень много перекосов и дисбалансов, создав в итоге привлекательный, не лишённый обаяния, достойный изучения, но цивилизационно-бесперспективный образ жизни.
«Английский мир» не имеет будущего не потому, что он обречён проиграть другим мирам. Напротив, шансы на силовую победу, преобладание у английской традиции очень велики, а в 90-е казались бесспорными.
Но победа над другими и цивилизационная перспектива — разные вещи. Можно победить всех – и потом задохнуться, захлебнуться в собственном самораскрытии, что и происходит с англоязычным миром. Причин тому много, но главная, на мой взгляд – обратный приоритет английского рационализма.
В классическом рационализме приоритет следует от меньшего к большему. Так, например, коллектив важнее отдельного человека (семеро одного не ждут), общественное важнее личного, государственное – частного, страна важнее гражданина, а человечество в целом – важнее страны. То, что больше, важнее того, что меньше.
Английская мысль, безусловно, очень развитая и глубокая – перевернула эту иерархию с ног на голову, и потому вместо того, чтобы раскрываться в бесконечность – упирается в ноль.
Если мы будем двигаться по спирали от центра спирали – то с каждым шагом будем выходить на всё более и более широкий круг. Но если мы по спирали пойдём в обратную сторону, к центру, то будем попадать во всё более и более тесный коридор, пока не упрёмся в нулевую точку.
При всей внешней привлекательности для человека, английские идеи превосходства личности над государством, частного над коллективным, сиюминутного над долгосрочным, текущего над будущим – очень опасны для цивилизации. Это и есть движение по спирали в точку ноля.
Рассуждая о путях становления английского мира (прежде всего, мира английских идей, а не государств) профессор Николас Винсент апологетически восклицает:
«Можно сказать, что существует два типа демократий. Один, который обычно называют англосаксонским, основан на принципе самоуправления общин и государства как некой суммы набора самоуправляющихся общин. Иными словами, каждый гражданин или подданный такого государства, прежде всего, является членом своей общины, своего города, своей деревни, а уже в следующую очередь эта община является составной частью государства.
Индивидуальные права и свободы каждого отдельного человека значительно важнее, чем интересы королевства или государства. Это англосаксонский принцип. В нем есть плюсы, есть и минусы. Тем не менее, в западном мире это был первый и сейчас наиболее могущественный тип демократии.
Очень важный пункт, касающийся неприкосновенности жилища и личности, был подтвержден уже во второй половине XVII века в Англии. Это знаменитый Хабеас корпус акт. Затем эти английские принципы перекочевали в английские же колонии. А потом – вместе с теорией и практикой древнегреческих полисов, то есть древнегреческой демократии, легли в основу американского типа демократии, которая на сегодняшний день является наиболее могущественной в мире. Любопытно, что в какой-то степени англосаксонский тип демократии прижился отчасти в Германии».
Если отбросить восторженность и непонимание диалектики (в которой всякое достоинство есть продолжение недостатка) – то профессор сказал то же самое, что и мы: обратный приоритет английского рационализма. Главное и первостепенное – не то, что больше и дольше. А то, что меньше и короче.
Может быть, человеку, как биологической особи, очень нравится жить, думая, что всё мироздание создано как расходный материал для комфорта его задницы. Но цивилизация с людьми, настроенными таким образом, выжить не может!
Она упрётся в очень конкретные вещи: в нежелание учиться (скучно), в нежелание работать(трудно), в нежелание рожать(больно) и т.п. Вместо человека-созидателя, творца и космического конструктора она в итоге придёт к малограмотному вымирающему рабовладельцу. К человеку, который скучал учиться, искал, на кого свалить необходимый труд[4] и не удосуживается обзавестись потомством. Гляньте на современный Запад, разве не это самое вы там видите?!
+++
Понимание этого возвращает нас к главному вопросу: об энтропии. Преодоление энтропии в замкнутом пространстве – задача тяжёлая, сложная, несовместимая со свободой, и даже, прямо скажем, неприятная. Приведу пример, просто омерзительный: космонавтам в полёте мочу очищают, превращая её обратно в питьевую воду! Это гадко, но другого выхода нет: корабль в космосе маленький, замкнутый, много воды с собой не возьмёшь, поэтому приходится, извините за выражение, пить то, чем перед этим помочились… К вопросу о сложности: вы думаете, сделать системы очистки мочи такого уровня – легко? К вопросу о свободе: вы думаете, космонавты эту переработанную, вторичную воду пьют с удовольствием и радостью?
Безусловно, любой человек (и не только англичанин) имея выбор (то есть поведенческую свободу) – предпочёл бы пить из горного родника, а свою мочу сливать на сторону, туда, откуда она к нему никогда не вернётся (или, по крайней мере, он так думает, что не вернётся). И так, чтобы она не огорчала ни своим видом, ни своим запахом.
В данном омерзительном примере моча – есть энтропия утоления жажды, и мы видим два пути избавления от энтропии питья: преодолевать её в замкнутой системе, очищая и восстанавливая воду, либо же сливать на сторону. Третий путь – попросту жить в луже мочи – мы не рассматриваем.
Но всякая экономическая деятельность тоже вырабатывает энтропию, и чем она активнее – тем больше антиэнергии антипродукта. И вот, друзья мои, открытие (не для меня, но для кого-нибудь, может быть, сенсация):
Все отрицательные стороны советского образа жизни связаны с тем, что советское общество являло собой попытку внутрисистемного преодоления хозяйственной энтропии. Начиная от всех этих памятных советских «экофрендли» по сдаче макулатуры, металлолома, стеклотары, отказа от ярких одноразовых упаковок и одноразовых вещей – и заканчивая запретом на эксплуатацию человека человеком.
Коммунисты представляли отсутствие угнетения как однозначное и беспорочное благо: никто ни на кого проблемы не перекладывает. Так ситуация представлялась снизу, со стороны бывших угнетённых. Они испытали облегчение при удалении угнетения. Но все, кто рассчитывали использовать угнетение в свою пользу (скидывая энтропию из своей жизни в чужую) – ощутили не снижение, а возрастание нагрузки из бытовых неудобств.
Если угнетения нет – тот, кто раньше работал за двоих, работает теперь за одного. Но тот, кто раньше совсем не работал – теперь работает наравне с другими. А понравится ли это ему? Вопрос риторический!
Бороться с энтропией внутри системы – очень тяжело. Обустройство жизни улучшается медленно – ибо нет внешних лимитрофов, катализатора в виде грабежа периферии. Проблемы, приходясь поровну на всех – одинаково всем тяжки. Свободолюбие в такой системе требует уже не равенства, а рабовладения!
-Я свободный человек, и не хочу сам стирать свои носки! Пусть мне их раб постирает! Что? Не хочет?! Так он, гад, на мою свободу покушается?! Ну, так я его в бараний рог, я его заставлю…
Собственно говоря, все угнетательские общества в истории именно так и формировались. При этом свобода личности была если не единственной, то очень важной компонентой в становлении рабовладения.
Запрет на угнетение человека человеком – очень правильный с точки зрения прав человека. Законность – есть стандартизация человека, через обобщение идеи человека она создаёт стандартные права: что одному, то и другому. «Не желай другому того, чего себе не хочешь».
Свобода же напротив, уникальность выбора, и через это множественность, чуждая любым стандартам. Если в мире прав всем одно и тоже, то в мире свободы – каждый выбирает своё. Один трусоват, и предпочитает быть рабом – лишь бы не убили. Другой – отчаянный смельчак, он предпочтёт быть убитым, нежели рабом. Часть из таких смельчаков погибнет, а другая часть – станет рабовладельцами.
В мире свободы нет той силы, которая привела бы людей к единому знаменателю, уравняла бы их, вопреки всей их очевидной разнице. Если объявить свободу для всех – она будет только у самых сильных, хищных и агрессивных. Если же поставить цель добиться свободы именно для всех – то для этого сперва придётся у всех отнять свободу. Диалектика!
Как оградить слабого от порабощения? Только запретив сильному его порабощать. А что будет со свободой сильного в таком случае? А ничего, не будет ему никакой свободы… Его поставят в строй на общих основаниях, и дадут ему задание, наравне со всеми.
+++
По сравнению с внутренней переработкой энтропии жизнедеятельности способ её слива во внешнюю среду (по принципу «все помои в канализацию») представляется лёгким, быстрым и приятным. Это создаёт систему англоязычной демократии (либерально-рыночное «открытое общество»), в которой существуют продуманные, хорошо организованные системы слива энтропии. И, вместе с тем, крепнущая зависимость от клоак, в которые ведётся слив. Неотделимость от клоаки, и неизбежность удержания клоаки в состоянии клоаки.
Если клоака возмутится, что в неё сливают всё дерьмо – как токсичные отходы, так и издержки общественных отношений, если клоака захочет перестать играть роль клоаки – то ею займутся колонизаторы с карательными экспедициями.
Современному капитализму нужна говённая периферия – но не потому, что он беспричинно-жесток и ему делать больше нечего, кроме как людям жизнь ломать. Современный капитализм англо-типа так устроен, что ему некуда девать собственную энтропию внутри себя. Если он перестанет сливать энтропию (к чему его постоянно призывают его же собственные гуманисты) – он задохнётся в издержках своей «свободы» общественных отношений.
Переложить на других то, чего не хочется делать самому – можно или грубым насилием, или оплатой. Оплата, конечно, лучше – но откуда её взять, да ещё в таком количестве, чтобы другие люди занимались твоим дерьмом? Это требует финансовых потоков, одним обеспечивающих избыток денег, а другим – их крайний недостаток.
Если бы мир пошёл православным и советским путём, то мы научились бы (может, не сразу, с нескольких попыток) – перерабатывать свои проблемы внутри себя и в своей среде. Но вместо этого мир научился «свободе» — то есть страсти сливать свои проблемы на чужие головы, и въезжать в рай на чужих горбах.
Что происходит с пустой пивной бутылкой сегодня? Богатый человек не сдаёт её, а выбрасывает. Её подбирает бомж, и несёт сдавать. То есть человек попользовался бутылкой, а проблемы её утилизации свалил на чужие плечи – пользуясь чужой нуждой и бедствиями. Естественно, это выглядит красивее и удобнее: чем самому бутылки в авоське таскать – кинул бомжу, он отнесёт. Психология всадника, ощущение господина по жизни!
Но если мы посмотрим без эмоций, научно – то это пример слива энтропии. С точки зрения диалектики всякий продукт уравновешен антипродуктом, например еда – трудом. Если отсечь продукт от антипродукта, продукт взять себе, антипродукт скинуть другому, то исчезает спутанность. У тебя — только приятные продукты. У другого – только неприятные антипродукты. Разве не прелесть?!
Совершенно очевидно, что если одним людям совсем не строить никаких домов – то сил, средств и стройматериалов для домов других людей станет больше. Сами посудите: две квартиры по 50 метров квадратных, или одна по 100 – технически ведь равновесны! Соответственно, и дома других людей станут комфортнее, красивее, привлекательнее. А обеспечит это чужая бездомность.
Правда, придётся говорить о бесправии бездомных людей – но что поделаешь? Такова «плата за свободу». Свобода одним, а платить за неё другим. Это разделение блага и оплаты блага – и лежит в основе сброса энтропии (мусора жизни) во внешнюю среду.
Если начать бесправных снабжать правами – то свободным придётся за это платить. А свободные не хотят платить за других какими-то собственными неудобствами и стеснениями. И потому свободные находят, как им кажется, выход: ввести полноту прав номинально. Мол, они у всех есть – а кто ими не воспользовался, тот или сам дурак, или сам так захотел.
+++
Свобода – кошмар рационалиста ещё и потому, что рационалист стремится называть вещи своими именами. А свободный человек – хочет все вещи называть не их собственными именами, а выгодными ему именами. Свободный человек отказывается говорить по существу, тоталитарность науки кажется ему угрозой его свободе.
-Какие же это рабы? – говорит про рабов их свободный владелец – Это моя семья! Это мои партнёры! Они все меня любят, и я люблю их! Ну-ка, ребята улыбнитесь, и спойте песню – как вы меня любите!
И споют: им куда деваться?
Свобода – это ещё и называть ежа ужом, ужа оленем, и т.п. По воле свободного человека, а не в рамках тоталитаризма научных определений. Именно поэтому номинализм, враг реализма – так важен в английской традиции мысли. Надо отметить, что номинализм (произвольное назывательство) вообще неизбежен повсюду, где слабо с диалектикой. Там всегда на героя и злодея вешают таблички, чтобы их случайно не перепутали, глядя на их поведение.
Вот видите, написано, «герой» — значит, он герой, чего бы ни делал. А вон тот с надписью «злодей» — если он что-то доброе делает, то это он притворяется…
Английская традиция мысли говорит про себя, что она лишена конфликта, но не потому, что она лишена конфликта, а потому, что она занимается самоотрицанием своих внутренних противоречий. С точки зрения номинальной она всё уже со всем согласовала, всё уже притёрла и примирила, институализировала. Устами герцога Веллингтона Англия объявила о «конце истории» в XIX веке. Уже тогда Веллингтон сказал, что лучше существующей системы ничего уже придумать нельзя, и её менять – только портить. Устами Ф. Фукуямы Запад повторил мысль о «конце истории» в ХХ веке. И с той же мотивацией: либеральная демократия совершенна, в ней ничего уже изменить в лучшую сторону невозможно.
История, однако же, не закончилась ни с Веллингтоном, ни с Фукуямой. В обоих случаях это был не конец истории, а конец исканий англоязычной мысли, её самоликвидация – в восторге от достигнутого.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
————————————————————————
[1] Чаще всего по принципу «одним всё, другим ничего». Когда даже самый упорный и тяжёлый труд не дают и близко подойти к уровню жизни привилегированного бездельника, и т.п.
[2] Вот как «с натуры» описывает интеллигентские беседы об английской и русской традициях Максим Горький:
«Однажды Варавка вдруг рассердился, хлопнул тяжелой ладонью по крышке рояля и проговорил, точно дьякон:
– Чепуха! Всякое разумное действие человека неизбежно будет насилием над ближними или над самим собой… – Наивничает граф, Дарвина не читал…
– Дарвин – дьявол, – громко сказала его жена… — Он внушил, что закон жизни – зло.
– Довольно, Анна, – ворчал доктор, а отец начал спорить с учителем о какой-то гипотезе, о Мальтусе…»
[3] Например, английские пуритане были строгими кальвинистами в своем учении, которые, помимо четырех «соло» Реформации, также придерживались определенных кальвинистских учений. Они считали людей полностью отвергнутыми природой, верили, что только те, кто были избраны Богом, будут спасены (учение о предопределении). Но если действие предопределены заранее (вне свободы воли) — они не могут делиться на добрые и злые! Победитель, уничтожая побеждённых, не злодействует – он выполняет божье предопределение (что сказалось в отношении лордов к крестьянам, а беглых бывших крестьян – к индейцам Америки).
[4] В современном английском обществе труд, который когда-то был для пуритан священным долгом – стал восприниматься как удел неудачников. По этому поводу создана уже огромная субкультура, основной лейтмотив которой – «счастливые не трудятся, трудящиеся – не счастливы».
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…2 164 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 394 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 660 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…833 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…1 512 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…632 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…762 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…402
- ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
ПЛАНЫ РОСАТОМА
Росатом хочет стать лидером международного рынка ядерного топлива и просит из бюджета 150 млрд рублей. «Росатом» представит правительству план развития новых атомных технологий до 2030 года на 506 млрд руб, из них около 150 млрд руб. корпорация предполагает получить из бюджета. Остальная часть будет покрыта из неназванных внебюджетных источников. Одна из целей плана — увеличение…2 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Главная Задача современной России
Найдите список самых упоминаемых в СМИ имён российских деятелей. Хотя бы сто. Но можно и больше. Из самых разных областей «деятельности». Посчитайте — сколько имён из этого списка (лично для Вас) вызывают положительные или светлые эмоции. Абсолютно чистые, без примеси негатива… Как стало возможно, что в стране, которую мы считаем (и чувствуем в глубине души)…8 - ОбществоГеворг Мирзаян
Зачем власть пиарит пропагандиста наркотиков Моргенштерна и фрика Милохина?
Моргенштерн и Милохин нужны банкам для того, чтобы привлекать новых клиентов. Но вот зачем они нужны государству? ПОКАЖЕМ И НАУЧИМ РАЗДЕЛЯТЬ Государственные и окологосударственные СМИ продолжают рефлексировать относительно содержания и итогов питерского форума. Говорят об огромном количестве гостей и о форуме как символе победы России над коронавирусом, пишут о заключенных контрактах на 3,8 триллиона рублей, радуются заявлению Владимира Путина о достройке первой нитки «Северного потока — 2». Однако широкой общественности, далекой…14 - ОбществоКира Деливориа
Как авиабилеты превратились в лотерейные
Постепенное восстановление международного авиасообщения и открытие всё новых направлений многие авиакомпании сегодня используют как способ наживы на пассажирах. По факту ни официальные разрешения авиационных властей, ни наличие рейса в расписании, ни купленный билет – ничто не является гарантией того, что ваш полёт состоится. Автор «Октагона» рассказывает о собственном опыте и проясняет ситуацию в целом. Рейс…9 - ОбществоРусранд Степен Степанович Сулакшин
#ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы. Разговор с народом — Выпуск №110 ◄08.06.2021►
Степан Степанович отвечает на вопросы зрителей. С чего начинается познание мира и осознание себя в этом мире? Понимание своего положения и своего долга, решения на следующий шаг? С вопроса! Задай себе 1000 вопросов и заработает твоя мысль. Ты переберешь 1000 вариантов и найдешь ответ. В науке говорят — самое сложное это задать вопрос, поставить задачу. Задай свой вопрос на передачу «Страна станет другой! Вопросы и ответы» на канале Сулакшина…3 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
НЕСООТВЕТСТВИЕ
А кто сказал, что они планируют с кем-то договариваться? И что это за фраза такая, Коллеги — «в случае чего«? Этот самый случай и исключается всеми действиями власти, и более того — больше не существует такого «случая», под который бы наши благодетели не распечатали «закон», исключающий исключение, даже если это будет относиться к области естественного…22 - ОбществоРоман Скоморохов
Вслед за Украиной? Двадцать лет российского оглупления
Иногда в голове у человека разумного и думающего рождаются вопросы типа «Кому и для чего все это надо?». И вопросы требуют ответов. Пока возникают и пока еще требуют. Но в нашей стране все идет к тому, что скоро (по историческим меркам) задавать такие вопросы будет некому и незачем. В этом году мы с тоской и печалью отмечаем…41 - ОбществоТатьяна Бескаравайная
Больничная летальность в хирургии выросла в 2020 году на 4,2 тыс. пациентов
Фото: cheb-gkb1.med.cap.ru Российские клиники сообщили о статистически значимом увеличении уровня госпитальной летальности у хирургических пациентов в 2020 году. Показатель вырос почти вдвое к предыдущему году на фоне сокращения объема плановой госпитализации в хирургические стационары. В период ограничений плановой хирургической помощи из-за пандемии COVID-19 уровень госпитальной летальности среди пациентов этого профиля вырос в России с 2,76%…21 - ОбществоАвгуста Иванова
Как звучит Истина…
Августа Иванова Хотите услышать истину? Вот она… Группа исследователей задавала детям от 4 до 8 лет один и тот же вопрос: «Что значит любовь?» Ответы оказались намного более глубокими и обширными, чем кто-либо вообще мог себе представить… И это расширяет наше понимание любви, выводит её за пределы любви-секса между мужчиной и женщиной. Итак: «Когда моя…32 - ОбществоВладимир Хомяков
ГРУСТНО И СМЕШНО: ПРИМЕРЫ ГЛУПЫХ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА» По всей России прошли торжественные линейки и прозвучали «последние звонки». А это значит, что вопрос о злосчастном ЕГЭ вновь в центре общественного внимания. На какие вопросы отвечают выпускники и почему эти вопросы такие глупые? Недавно глава Рособрнадзора Анзор Музаев «порадовал» нас новостью, что с 2022 года все выпускники (а…36 - ОбществоRUPOSTERS
В «Роскосмосе» похитили деньги на отправку американцев на МКС
Фото отсюда Следственный комитет в ходе антикоррупционного расследования в «Роскосмосе» выявил хищение средств, выделенных на программу ротации американских членов экипажа на МКС, пишет газета «Известия». Согласно версии следствия, руководители компании «Центр технического перевооружения службы управления космическими полетами» (ЦТП) в сговоре с сотрудниками РКК «Энергия» и других госпредприятий через фиктивных субподрядчиков вывели средства госконтракта. Источник издания пояснил, что ФГУП «Центр эксплуатации…19 - ОбществоСНЖ Софья Суворова
Мысли вслух…
Фото отсюда На заседании у Шойгу уснул военный. Или не уснул. Говорит, что опустил глаза, потому что конспектировал речь своего начальника. Сейчас это не имеет значения. Вовсе не хочу сказать, что спать на заседаниях — хорошо. Но в жизни всякое бывает. Не так уж этот грех и велик. Зато никто не заметил другого греха, куда…67 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Мечтать не вредно, вредно — не мечтать
ВЛАСТЬ ГОТОВИТСЯ К ВВЕДЕНИЮ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГА? Руководитель бессмысленной богадельни под названием торгово-промышленная палата РФ выступил с гениальной идеей брать с богатых 45% подоходного налога. Одновременно откуда-то выскочил ВЦИОМ, который так хитро выстроил очередной опрос полутора тысяч человек, что вышло, будто россияне всем миром готовы и даже хотят платить больше налогов, чтоб поддержать неимущих. Поддержка неимущих…36 - ОбществоИгорь Моржаретто
Штраф всемогущий: к чему приведет упрощенное списывание денег за нарушение ПДД
©Петр Кассин/Коммерсантъ/Vostock Photo Очередная идея чиновников из Минюста буквально повергла в шок всех автомобилистов. Еще бы: они предложили ввести систему автоматического списания денег с банковских счетов граждан, которые не оплатили штрафы за нарушения правил дорожного движения. Вместо неудобной, несовершенной и не самой эффективной системы исполнительного производства, возможно, будет введен некий «упрощенный порядок», когда информационная система…25 - ОбществоИстЛяп Сайт исторических ошибок и фальшивок
В КРЫМУ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ДОНБАССА ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ ПОДНЯЛОСЬ ПРОТИВ УКРАИНЫ?
Фото отсюда Бородай Александр Юрьевич: Почему так легко и безболезненно прошёл Крым? Именно потому, что почти всё местное население поднялось против Украины. Понятно, что кто-то был готов, условно говоря, проголосовать на референдуме, а не влезать в активные действия. Но очень много было и тех, кто готов был умирать за то, чтобы Крым снова стал русским….43 - ОбществоАлександр Лежава
Что наша жизнь? Игра!
Фото отсюда Банк России предложил разрешить играть на бирже с 12 лет, так как у современных подростков хватает для этого знаний, в том числе математики, а в плане цифровизации они и вовсе опережают родителей. «Поэтому нормально, что возраст для инвестирования будет снижаться», — заявил зампред ЦБ С.Швецов на ПМЭФ-21. Он также отметил, что многие выходят…29 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Ни экономики, ни политики
Самое большое в мире восхищение у нас вызывает только одно: способность некоторых Гениев заставить серьёзно обсуждать то, чего не может быть от слова Вообще. Как можно сомневаться в том, что СП-2 будет достроен? Пока Россия сама, за свой счёт (точнее — за счёт своего населения) строит то, что богатому западу безумно выгодно — она всегда…46 - ОбществоНарЖур ТВ
Можно ли построить мир на основе мирного сосуществования государств?
Футурологический прогноз развития человечества и государств. Фрагмент передачи «Вопросы и ответы» #ПрограммаСулакшина #ТакЖитьНельзя #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию19 - ОбществоЕвгений Федоров
Кибернетический фронт: тихие сражения будущего
Выйти из зоны комфорта Для начала немного современной хроники «боевых» действий в киберпространстве. 7 мая 2021 года в семнадцати штатах американские власти ввели режим чрезвычайной ситуации. Всё дело в 100 Гб критически важной информации нефтяной компании Colonial Pipeline, которую хакеры удалённо зашифровали и потребовали выкуп в 5 млн долларов в биткойнах. Нефтяники остановили работу трубопроводов,…31 - ОбществоИлья Калашников
Экономическое бремя неинфекционных заболеваний в России выросло за два года на триллион рублей
Ежегодный экономический ущерб от хронических заболеваний, по данным Минздрава, составляет 4 трлн руб. С 2019 года показатель вырос на четверть. Экономическое бремя неинфекционных заболеваний в России составляет 4 трлн руб. в год. Об этом сообщил заместитель министра здравоохранения Олег Салагай на сессии «Здоровое общество как вектор развития» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 4 июня, передает корреспондент «МВ»….24 - ОбществоРусранд
ЗАЧЕМ НАМ ТАКИЕ ДЕПУТАТЫ? ► АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР ◄04.06.2021►
Присоединяйтесь к беседе. Комментируйте, приводите свои примеры и факты, распространяйте. Приходите на канал Центра Сулакшина в youtube.42 - Обществоavia.pro
Недостроенную российскую военную базу в Судане передадут США
«Замороженную» российскую военно-морскую базу в Судане передадут США. После того, как Генеральный штаб Вооружённых сил Судана заявил о том, что страна временно приостанавливает соглашение по строительству базы ВМФ России и в ближайшем времени будет пересмотрено существующее соглашение по военно-техническому сотрудничеству с этой страной, стало известно о том, что уже частично построенный российский военный объект на…29 - ОбществоНиколай Морозов
Недовольство Единым госэкзаменом достигло максимальных значений
В России стартовала основная волна ЕГЭ. В этом году из-за пандемии коронавируса его сдают только выпускники, планирующие поступать в вузы. Остальные 11-классники получат аттестаты по итогам Государственных выпускных экзаменов (ГВЭ) по русскому и математике. Тем временем недовольство родителей ЕГЭ достигло максимальных значений с 2009 года, когда экзамен впервые стал обязательным. Эксперты, в свою очередь, полагают,…31 - ОбществоРусранд
Россия и ковид: не думаем, не прививаемся, ждем вспышки
У народа нет причин верить начальственной болтовне об отечественной вакцине. Но отказ ее использовать обещает одни беды. Самая трезвая личная стратегия — выбрать меньшее зло. Россия балансирует на грани нового всплеска эпидемии. Это видно из отрывочных сведений о росте госпитализаций и смертей. При этом власти делают все, чтобы общей картины никто не знал. Ежедневно публикуемые цифры зараженных и умерших вообще не связаны с действительностью. Чтобы к ним не возвращаться, напомню:…47 - ОбществоРедакция "Народного Журналиста"
Бездействие власти на руку мошенникам
Ветераны Великой Отечественной войны, пенсионеры России находятся под постоянной угрозой нарваться на мошенников, использующих возможности анонимного и бесконтрольного виртуального пространства для наживы с помощью обворовывания немощных стариков. К сожалению, с развитием Интернета, различных коммуникаций, связанных с виртуальным пространством и телефоном, участились случаи мошенничества в особо крупных размерах. Недавний случай с 96-летиним ветераном Василием Прониным, которому…43 - ОбществоЕгор Порываев
Как украинцы заставили Netflix «отмыть» бандеровцев от нацизма и просчитались
Фото: кадр из фильма «Брат» И почему нельзя игнорировать идеологические интернет-войны Покупка стриминговым сервисом Netflix прав на показ культовых российских фильмов – «Брат» и «Брат-2» — вызвала нешуточный переполох на Украине. Патриотам незалежной не понравилось слово «нацист» в американской версии перевода термина «бандеровец». Пришлось подключать многочисленную диаспору, чтобы заставить «нетфликсов» заменить перевод на угодный. Правда,…51 - Обществоanlazz
Про большевиков
Фото отсюда После того, как мы затронули в прошлых постах вопрос о реальных качествах «белых», а также – об их способности к реальной созидательной деятельности, стоит обратить внимание на их противников. На большевиков. Которые уже в 1918 году занялись тем, что начали организовывать… научные институты и прочие подобные учреждения. Еще раз: не биржи и мюзик-холлы,…49 - ОбществоАлександр Берберов
БЕДНОСТЬ ИДИОТИЗМОМ НЕ ОДОЛЕЕШЬ. А ТАК ХОТЯТ!
Те, кто в разговоре о корнях бедности рассуждают про величину налогов, диджитализацию, цифровизацию, лёгкость или трудность регистрации бизнеса – несерьёзные люди и ненастоящие экономисты. Приведу в качестве примера мысли команды украинского дуче Зеленского, но не потому, что они оригинальны, а как раз наоборот: потому что они типовые и бездумно пересказывают либеральный миф. В его, так…53 - ОбществоИ.М.Ильинский
Молодежь как будущее России в категориях войны
Фото Игоря Старкова: Село Степановка, Новороссия. Бойцы подразделения Б-2, относящегося к Великому Войску Донскому, ноябрь 2014 г. Позвольте предложить вам свои рассуждения о молодежи как будущем России в категориях войны. Это совершенно новый, предельно широкий взгляд на молодежь и молодежную политику, не в традиционно социологическом, а в глобальном политическом, если хотите, геополитическом аспекте. Такой подход требует мыслить…3.06.2021 0:52 80 - ОбществоСЕРГЕЙ МАРДАН
Игры с историей заканчиваются настоящей войной
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Картина Василия Сурикова. Фото: wikimedia.org Говоря об искажении исторической правды, мы говорим почти исключительно о Великой Отечественной войне. Это — фокус как нашего внимания, так и внимания наших геополитических конкурентов. «Переписывая» правду о великой войне, они бьют в самый главный нервный узел России. Общая Победа — это и ключевая скрепа политической…3.06.2021 0:40 41
- Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Англо-капитализм и теория цивилизации-5
Локализм, как наиболее базовое, фундаментальное явление, в экономике имеет формулу: «рост доли в системе важнее её охвата». Наиболее очевидные, базовые истины труднее всего понять, а потому прошу читателей напрячься и рассмотреть примеры, разъясняющие и внутреннюю логику, и конечную деструктивность локализма. Вот условный завод (или ферма, или шахта, что угодно). На нём работают, допустим, 40 человек….19 - ОбществоАлександр Леонидов
Англо-капитализм и теория цивилизации-4
«Идеология свободы» — кошмар рационалиста. Какое бы положение не выставил Разум – «свободный человек» всегда может ответить на него «не хочу». При этом «не хочу» не требует никаких доказательств, обоснований, как, например, «не могу». Не могу я чего-либо по определённым причинам (как их устранят – смогу), а не хочу я сам по себе, просто так….39 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Англо-капитализм и теория цивилизации-3
Если мы откроем «Англо-русский экономический словарь», то прочитаем в нём: «англо-саксонская модель капитализма – это экономическая система, в которой экономическая эффективность имеет первостепенное значение и управление экономикой в максимальной степени отдается рыночной системе; соответствует экономическому строю США; концепцию предложил М. Альбер». Но перед нами определение, которое англо-капитализм дал сам себе. Таким он себя видит изнутри….35 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Англо-капитализм и теория цивилизации-2
С древнейших времён и примерно до XIII века Англия существует в качестве наиболее удалённой, и, казалось бы, бесперспективной периферии Европы. Это остров со скверным для Европы климатом, низкой био-продуктивностью угодий, глубокой провинциальностью во всём и сугубой вторичностью форм. Как и всякая периферия – остров исторически оказывается «прибежищем неудачников»: тех, кто не смог отвоевать себе места…33 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Англо-капитализм и теория цивилизации
Если мы говорим о цивилизации не так, как это делают англоязычные политики и наши западники, если мы имеем в виду объективное явление с точным определением, а не похвальбу самим себе – то нам придётся задуматься: что же формируется в итоге цивилизации? Правильно поставленный вопрос диктует ответ: формируется та или иная форма организации Коллективного Разума, противодействующая…63 - ОбществоАлександр Леонидов
«Мечте навстречу»: проект или галлюцинация?
Само понятие «прогресс» совершенно невозможно без понимания несовершенства окружающей реальности. Если считать её совершенной – то зачем прогресс, куда, и кому он нужен? А поскольку понятия «прогресс» и «цивилизация» неразделимы, то понимание необходимости исправления мира лежит в самой основе ОТЦ[1]. Мы отличаемся от животных тем, что мы не замкнуты в цикле вечной однообразной повторяемости. И…78 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Формула прогресса (из ОТЦ)
Человека отличает от животного (когда отличает и настолько, насколько отличает) – развитие абстрактного мышления, способного к обобщению идей. Полученный опыт не только сохраняется в памяти – но и обобщается по «аналоговому» принципу. Человек методом обобщения познаёт не только конкретную ситуацию, но и её подобия, аналоги. Например, получив ожог от чайника, он связывает ожог с кипением…36 - ОбществоАлександр Леонидов
Власть Разума и её пределы
У рациональности (разумности, здравого смысла) много определяющих признаков. Но самый простой и зримый из них – улучшение положения со временем. Если система рациональна, то она с той или иной скоростью, но улучшает жизнь год от года и день ото дня. И это улучшение положения – важное доказательство разумности системы. Значит, она не только говорит о…81 - ОбществоАлександр Леонидов
Становление мысли — 2
Становление мысли, Разум невозможно рассматривать в отрыве от целеполагания. Это стало нам ясно, когда мы доказали, что интенсивность мышления – ничего не говорит о его качестве, достоинствах. Если человек исступлённо, до изнеможения обдумывает предмет пустой, никчёмный (пребывает в схоластическом круге[1] или в циклической мантре[2]) — то такого «мыслителя» мы склонны скорее высмеивать, чем почитать. Ничего…61 - ОбществоАлександр Леонидов
Здравый смысл и маниакальные «идеи»
Если вы спросите психиатров, чем, собственно, маниакальная, патологическая «сверх-идея» отличается от рациональных идей, здравых мыслей «человека разумного», то вам ответят по учебнику. В котором сто лет уж записано: маниакальная идея не имеет ни продолжения себя, ни развития, ни соотношения с другими идеями, обстоятельствами, контекстом ситуации. Если человек в лодке станет ловить рыбу – то он…79 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Позиция Запада и концепция абсолютного бесправия
Заявления десятков и даже сотен официальных лиц украинской хунты складываются в одно, твёрдо заученное по методичке: на Украине нет никакой гражданской войны. Есть только вторжение России, которое мешает проведению выборов на ряде территорий «по украинскому закону». В итогах выборов «по украинскому закону» Киев заранее твердокаменно уверен, хотя и знает результаты референдумов в Крыму и в…61 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
«Кислотная демократия»
Американские города снова в огне: снова интернет напрямую, минуя цензуру СМИ, доносит до нас весь набор примет беспорядка: стычки с полицией, погромы и комендантский час. Пока банда Байдена, подделавшая выборы, что теперь уже доказано, ревниво следит за российской армией на территории России, в её собственном логове вновь вспыхнул огонь «протестов» и погромов. Манифестации после очередного…110 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
СТАНОВЛЕНИЕ МЫСЛИ (очерки из книги)
Мысль – самый таинственный предмет изучения, хотя бы потому, что ей приходится изучать саму себя, и, если мы говорим о процессе исторического становления мысли, невозможно отделить объект от субъекта. Нет ничего субъективнее мысли – но в то же время очевиден и её объективный характер: мышление порождает реальность, в отсутствии мышления полностью отсутствовавшую. Чтобы как-то понять…123 - ОбществоАлександр Леонидов
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ И КРАХ «ВТОРИЧНОГО КОНТУРА»
При выходе человека из животного состояния психики и быта первоначальную и главную, фундаментальную роль в становлении цивилизованного мышления и образа жизни играют т.н. «сакралиты» (дословно – «священные камни»). Они слагают базовую аксиоматику, всё дальнейшее доказывая собой, но сами не подлежащие доказательству. Так возникает «догматическое ядро личности», вокруг которого только и может начаться сложная кристаллизация структур…50 - ОбществоАлександр Леонидов
ПЕРВИЧНАЯ МАТРИЦА ПОВЕДЕНИЯ
Локализм – это приоритет своего, локального, над общим и глобальным. На практике это всегда приоритет малого над большим, частного над общественным, короткого над долгим, сиюминутного над долговременным, личного над коллективным. Человек с психикой локалиста – всегда агент врага, понимает он это, или не понимает. Любого врага – даже названия которого локалист может не знать. В…135 - ОбществоАлександр Леонидов
ЧТО ТАКОЕ «САКРАЛИТЫ»? (ИЗ ОТЦ[1])
«Сакралиты» — термин из той самой ОТЦ, которую мы с Вами, читатель, создаём прямо в текущем времени, «он-лайн». Сами видите – формулируется новое учение трудно: только кажется, что определил базовые основы восхождения человечества – тут же выясняется множество «недоучтённого»… Сегодня, опираясь на многолетние размышления и многолетнюю критику, которой Вы помогаете мне, могу сформулировать дело так:…45 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Источники базовых воззрений — 2
(начало здесь) ОТЦ (Общая Теория Цивилизации) создаваема нами, чтобы пытливо отыскивать самые первичные истоки представления о добре и справедливости у человека. Мы, люди, так устроены, что самое очевидное – нам труднее всего объяснить. И самые трудные вопросы – детские, наивные с виду, вопросы. Почему вы считаете добром то, что вы считаете добром? Откуда у вас…58 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Источники базовых воззрений -1
Есть две безусловные истины, которые должен понять человек – чтобы вообще хоть что-нибудь понимать в жизни. Первая – это неоспоримая ценность знания, ценность физики, химии, географии и т.п. Они нужны. Им нет альтернативы. Противопоставить химии, как изучению веществ – «антихимию» — глупо, да и вообще – что же это будет такое?! Как вы себе представляете…71 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
АНАТОМИЯ ТУПОСТИ: «50 ОТТЕНКОВ ЛИБЕРАЛЬНОГО»
Думаю, никто из моих читателей (а это люди вдумчивые) не сомневается, что попасть в лапы саблезубой кошки – адская боль. И, конечно, в сам момент расчленения клыками и когтями хищника любой доисторический человек всё бы отдал, чтобы избежать такого бедствия. Истребление хищников сперва в городах, затем в других населённых местах – велось чем? Правильно, техническими…76 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Предпосылки и созревание прогресса
Если мы услышим в слове «ре*волюция» приставку «ре*» (ре*конструкция, ре*миссия и т.п.), то поймём, что речь идёт о возврате к чему-то утраченному. Дословно «ре-волюция» переводится на русский язык как «восстановление воли»[1]. Разумеется, мыслитель может опираться на филологию, но обязан мыслить шире, чем филолог-корнеслов. Восстановление КАКОЙ воли? Гитлер тоже о себе фильм снимал «Триумф воли», посвящённый…124 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Судьба познания в конкурентной резне
Безумие, как явление психическое, существует в форме мыслительной, как определённый комплекс мыслей. Мыслей патологических, извращённых, вывихнутых – но мыслей. Трудно, думаю, будет кому-то оспорить, что бред и галлюцинация – продукты мышления. Пусть патогенного, искажённого и вывернутого, но мышления! Будучи мыслями, бред может быть изложен в форме знания, этим занимались многие, включая классиков (например, Ф.Кафку). Общее…100 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
«НЕУМНОЖАЕМЫЙ ПИРОГ»: РЫНОЧНЫЙ ТУПИК
Процесс люмпенизации пролетариата, появление люмпен-пролетариев хорошо известен и подробно описан. Меньше говорят о том, что существует и процесс люмпенизации элиты, и он, если задуматься, опаснее вырождения трудового человека в асоциального паразита. Пролетарию люмпенизироваться трудно: ему угрожают в процессе абсолютное обнищание, голодная смерть или замерзание в неотапливаемом жилище. Как понимает читатель, люмпенизирующейся элите это не грозит….70 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Трепачи и проблема прогресса
В своё время наши либералы любили (а потом перестали, потому что поняли – дурно пахнет) цитировать дневник Геббельса, в котором Геббельс изумлённо, и видимо, искренне недоумевает после начала войны: «эти русские действительно считают себя передовыми! Им кажется, что они на самом деле имеют превосходство». Изумление Геббельса этим «неоправданным самомнением дикарей» очень созвучно современным либералам, для…106 - ОбществоАлександр Леонидов
ОТЦ: «КЛЕЕВАЯ ОСНОВА» И ДВА АНТАГОНИЗМА
Люди объединяются в общество благодаря определённому связующему материалу. Если этого связующего материала мало – происходит разрыв общества. А если его совсем нет – то людей вообще ничего не объединяет, и они только враждуют между собой, в режиме войны «всех против всех», каждый против каждого. Потому, в рамках ОТЦ (Общей Теории Цивилизации) мы и утверждаем со…65 - ОбществоАлександр Леонидов
«Люди и бутерброды»: письмо сторонникам Навального
Вначале – притча. Неким дуракам очень хотелось праздника. Они накупили фейерверков, и стали пускать ракеты в небо, очень радуясь эффекту. Потом им надоело пускать ракеты вертикально, и они захотели пустить ракету под углом, «для прикола». Бахнули – ракета попала в дедушку, вышедшего на балкон, и убила его… Мораль сей притчи такова, что неумным людям –…116 - ОбществоАлександр Леонидов
БУНТ ДУРАКА: ЖЕРТВЫ ДЕГРАДАЦИИ
Человек и животное говорят на разных языках. Предупреждая возможные вопросы – да, у животных есть свой язык! Это язык жестов и разной тональности междометий. Довольный кот держит хвост трубой, а злой – приподнятым крючком. Медведь от удовольствия урчит, в раздражении рычит, а в сильном гневе ревёт. И этот его язык понятен не только другим медведям,…82 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
КАТАСТРОФА В США И США КАК КАТАСТРОФА
«Храмовая теория» возникновения культуры, государства и общества, юридического и морального кодексов и критериев психиатрической вменяемости – исходит из того, что центробежным силам биологической локальности организма необходимо противопоставить центростремительные силы надчеловеческих ценностей, приоритетов и задач. Зоология не может породить общности, крупнее стаи. Она не может даже в стае (не говоря уж о чём-то большем) преодолеть грызню…89 - ОбществоАлександр Леонидов
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ «ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ»
Всякий человек (за исключением редких патологических случаев) хотел бы обладать способностью к объективной оценке явлений. Но несложно догадаться, что одного желания тут мало, необходимо умение, особые навыки, которые способна выработать только очень хорошая школа. Хотя большинство людей хотели бы быть объективными, большинству из них эта «премудрость» недоступна. Ведь оценить объективно – это значит оценить «без…73 - ПолитикаАлександр Леонидов
ДОМ ВНУТРИ «DOOM»: СУДЬБА «УКРАИН»
В компьютерной игре есть персонажи, которые убивают друг другу на потеху игрока. Есть сам игрок – с той или иной степенью азарта, который задаёт персонажам поведение. И, наконец, есть механизм, соединяющий клавиатуру (джойстик) игрока с персонажами на экране. Если бы персонажи компьютерной игры обладали разумом и личностью, то они бы отказались «мочить» и «крошить» друг…73 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Ася против Бога или разорванность атеизма
Есть две важнейшие и актуальнейшие темы для докторских диссертаций. Одна – «роль религии в формировании поведенческих потребностей человека». Вторая – «роль религии в формировании познавательных потребностей человека». Поскольку наши учёные предпочитают заниматься всякой чушью, а не по-настоящему важными темами, две эти темы остаются пока не развёрнутыми в нужном объёме. Но нужно же понимать, что они…133
Лента новостей
- Авианосная ударная группа начала опасное движение в сторону российской военно-морской базы в Сирии
- Новости экономики. 08.06.2021
- Минприроды обвинило власти Иркутской области в многократном занижении данных по пожарам
- Разные новости 08.06.2021
- МИД Финляндии спрогнозировал сокращение закупок нефти у России
- Новости экономики. 07.06.2021
- Разные новости 07.06.2021
- Турция намерена объявить свой суверенитет над северной частью Сирии
- Украина начала массово стягивать к границе с Крымом сотни танков и артиллерию
- НАТО перебросило в Донбасс свои военные подразделения