Электрический фальстарт: почему электромобили проиграли борьбу за рынок в начале ХХ века
Солидная дама в шляпке на старом черно-белом фото садится в изящный безлошадный экипаж; машина напоминает карету, но вместо козел извозчика – миниатюрный моторный отсек. Так выглядел электромобиль Detroit Electric американской компании Anderson Electric Car Company. Говоря современным языком, это был трендовый городской автомобиль 1910-х. Поклонниками марки были делец и изобретатель Томас Эдисон, первый в истории долларовый миллиардер Джон Рокфеллер и даже супруга автомобильного магната Генри Форда Клара.
На рубеже XIX и XX столетий Америка переживала бум электромобилей – в Новом Свете они уверенно теснили бензиновые авто, занимая 38% рынка колесного транспорта; лидировали в этой гонке паромобили (40%), а машины с двигателями внутреннего сгорания довольствовались относительно скромными 22% рынка. Такие данные приводят авторы советского исследования «Электромобиль. Техника и экономика» («Машиностроение», 1979 год).
В 1900-х годах серийное производство электромобилей – легковых, грузовых, пассажирских – было налажено в Англии, Франции, Германии, России, Японии. Еще в 1897 году на улицы британской столицы выехали электротакси, выполненные в стиле классических лондонских кэбов. В 1901-м похожие электрокары начала выпускать компания Петра Фрезе в России. В 1906 году французский инженер и предприниматель Вердэн организовал серийное производство легковых электромобилей с запасом хода 80 км и скоростью 30 км/ч. Этот список можно продолжать долго.
В то время «электроходы» по своим характеристикам практически не уступали бензиновым аналогам: запас хода составлял 50–80 км, средняя скорость – 35 км/ч, а отдельные экземпляры будоражили умы современников невероятными 100 км/ч. Будущее электротранспорта казалось вполне безоблачным…
Что называть электромобилем?
Существует несколько видов транспорта, которые работают за счет электричества: электропоезда, трамваи, троллейбусы, даже тепловозы. Еще в 70-х годах советские исследователи сетовали на отсутствие единого определения, что именно считать электромобилем. Белорусский автозавод в то время выпускал карьерные машины с электродвигателем, но с дизельным генератором. В конечном итоге наиболее полным сочли следующее определение: электромобиль – это безрельсовое транспортное средство, у которого для привода ведущих колес используется электрическая энергия, получаемая от химического источника тока, т. е. от аккумулятора.
Время рекордов
Опыты по созданию электроповозок начались еще в первой половине XIX века. Правда, дошедшие до нас сведения о ранних образцах и их авторах крайне отрывочны и напоминают скорее легенды. Некоторые исследователи отдают пальму первенства в этом деле шотландцу Роберту Дэвидсону. Якобы он между 1832 и 1841 годами построил электрическую тележку, работающую на одноразовых батареях. Никаких документов, изображений самого изобретателя или его изобретения не сохранилось.
Другие утверждают, что первым был американец Томас Дэвенпорт, собравший прототип электроэкипажа в 1834 году. Упоминается также американец по фамилии Пейдж, представивший свое транспортное средство в 1837-м. Известно также, что в 1838 году опыты с электродвигателем, работающим от гальванической батареи, в Петербурге ставил русско-немецкий физик Борис Якоби.
Очевидно, что идея электрокара витала в воздухе, но реализовать ее мешало отсутствие эффективного автономного источника питания. Малые ресурс и мощность существовавших на тот момент гальванических батарей не позволяли прототипам электроповозок сколь-нибудь серьезно претендовать на роль полноценного транспорта. Технические диковинки, и не более!
Все изменилось в 1881 году, когда француз Камиль Альфонс Фор усовершенствовал свинцовый аккумулятор Гастона Планте, и не только усовершенствовал, но и придумал технологию его промышленного производства. Результат не заставил себя ждать: в том же 1881-м появилось сразу несколько прототипов электроповозок.
Французский инженер-энциклопедист Гюстав Труве оснастил электромотором и аккумуляторами Фора трехколесный английский велосипед James Starley и проехал на нем по центру Парижа. Чудо-транспорт мог разгоняться до 12 км/ч и проезжать на одной зарядке до 26 км. Иногда эту конструкцию называют первым электромобилем, но патент на него мсье Труве получить не смог. Почти одновременно с ним подобный велосипед собрал Гастон Планте, а еще один француз, Шарль Жанто, пытался оснастить электромотором и аккумуляторами четырехколесную коляску.
В 1884 году английский изобретатель Томас Паркер построил первый серийно выпускавшийся электромобиль с собственными батареями повышенной емкости. К слову, первый бензиновый автомобиль Карла Бенца появился только в 1885-м.
Девяностые годы XIX века и нулевые ХХ можно назвать «золотой эрой» электромобилей – изобретение следовало за изобретением, рекорд за рекордом. В 1898 году Жанто построил электромобиль, который установил первый зарегистрированный рекорд скорости среди сухопутных экипажей – чуть больше 63 км/ч.
В это время бельгиец Камиль Женатци закончил работу над электрическим концепт-каром, предназначенным исключительно для установки скоростных рекордов. Внешне 67-сильный болид Женатци походил на огромный артиллерийский снаряд, поставленный на четырехколесную тележку, – 29 апреля 1899 года он разогнался до 106 км/ч. Правда, получилось это далеко не с первой попытки – машина «упрямилась», за что и получила прозвище La Jamais Contente («Всегда недовольная»).
На Всемирной выставке в Париже 1900 года фирма Lohner показала электроавтомобиль конструкции молодого австрийского изобретателя Фердинанда Порше. После салона конструктор по требованию клиента еще «поколдовал» над изобретением: в центр шасси он поместил два бензиновых двигателя, которые вращали два генератора, вырабатывающих ток для электромоторов. Спустя 40 лет подобную схему Порше применит уже на тяжелом танке.
А в 1901 году публике был представлен первый в мире гибридный автомобиль под названием System Lohner-Porsche Mixtewagen Semper Vivus, или попросту Lohner-Porsche. Он получил неофициальное прозвище Toujours Contente – «Всегда довольный» – в пику капризному болиду Женатци. «Всегда довольный» стоил 15 тысяч австро-венгерских крон, поэтому о массовом выпуске речи не шло, тем не менее Lohner производила эту модель до 1905 года. В 2000-х инженеры Porsche Engineering по сохранившимся фотографиям воссоздали гибрид Lohner-Porsche, назвав его Semper Vivus, что в переводе с латыни означает «Всегда живой».
Лошади против электрокара
Россия начала века заметно проигрывала по производству электроэнергии Соединенным Штатам, Британии, Франции, тем не менее наша страна не осталась в стороне от модного электромобильного тренда. В 1899 году «Акционерное общество постройки и эксплуатации автомобилей Фрезе и Ко.» собрало прототипы легких электромобилей по проекту инженера-изобретателя Ипполита Романова.
Электрокар Романова изначально задумывался как городское такси, поэтому внешне напоминал лондонский кэб – трехколесная кабина с местами для двух пассажиров плюс сиденье водителя сзади вверху. На двух движущих колесах стояло по электромотору, которые разгоняли маленькую повозку до 37 км/ч – скорость по тем временам очень значительная. Батарея массой 370 кг могла держать заряд до 100 часов, а запас хода составлял до 65 км.
Вслед за двухместным кэбом-такси собираются четырехместные машины, а затем и омнибус на 15 пассажиров. Этот предок нынешних электробусов весил полторы тонны, развивал скорость до 11 км/ч и имел запас хода чуть менее 70 км. По замыслу создателей, электрические вагоны должны были вытеснить с улиц Петербурга повозки на конной тяге. Поначалу казалось, что все так и будет: в 1900 году концепт электробуса представили столичной Технической экспертной комиссии, он успешно прошел испытания в Гатчине и был признан годным для пассажирских перевозок.
Дума Санкт-Петербурга выдала разрешение на открытие 10 регулярных маршрутов электроомнибусов. Дело оставалось за малым – построить 80 машин, на что требовалось около полумиллиона рублей. Но городские власти финансировать проект отказались, а для частных акционеров неожиданно выдвинули неадекватно жесткие требования. В Музее транспорта полагают, что в дело могло вмешаться влиятельное «лошадиное лобби» – компании-операторы конок и городских извозчиков очень боялись потерять рынок и не пожалели сил (а возможно, и средств), дабы похоронить проект.
Ипполит Романов после питерской неудачи отошел от темы электромобилей, а позже вообще уехал в Америку. Компания Петра Фрезе продолжила выпуск двух- и четырехместных электрокаров и до 1903 года произвела около сотни машин, после чего тема сошла на нет. А эстафету с электроомнибусами попыталась подхватить компания «Дукс» в Москве: в 1902 году она построила большой 10-местный вагон, который возил постояльцев московских гостиниц. Но этим проект и ограничился.
Убийца «Лиззи»
В начале 1910-х мировая конъюнктура стала клониться в пользу бензиновых авто – востребованность нефтепродуктов разными отраслями экономики привела к расширению промыслов и, как следствие, удешевлению бензина. Поршневые двигатели совершенствовались, средняя скорость автомобиля превысила 80 км/ч, а запас хода возрос до 300 км. Электромобиль тоже можно было хорошо разогнать, но запас хода при этом резко снижался – все упиралось в несовершенство аккумуляторов.
Мощнейший удар по «электровикам» нанес в 1908 году Ford, выпустив на рынок свою знаменитую Model T, «Жестяную Лиззи». Это был простой, надежный и весьма дешевый автомобиль – «Лиззи» стоила в среднем $840, когда машины других марок обходились американцам в $1,4 тыс. Ford Model T успешно продавался в США и практически по всему миру (это был любимый автомобиль Чапаева).
Чем могли ответить «электровики»? Американская Anderson Electric Car Company в 1907-м наладила выпуск электромобилей Detroit Electric, которые без шума и грязи пробегали на одной зарядке около 130 км, правда, на скорости лишь около 30 км/ч.
Но главное преимущество бензиновых автомобилей было в том, что заправить их можно было даже в глубинке, а если надо, водитель мог прихватить в дорогу несколько канистр горючего. Проделать аналогичный фокус с электромобилем не представлялось возможным. Вообще, зарядка аккумулятора была процессом очень долгим и технически сложным.
Впрочем, производители электромобилей не собирались сдавать рынок без боя – только в США в 1912 году было выпущено шесть тысяч легковых электрокаров и четыре тысячи грузовых. Однако электрокары неуклонно вытеснялись в узкие ниши специального транспорта или в сегмент престижного потребления. Рекламные проспекты Detroit Electric обычно изображали красивых и хорошо одетых женщин, садящихся в электрический экипаж, а слоган 1915-го гласил: «Девушки выбирают электромобиль».
Тридцатые годы ознаменовались полным упадком электромобилей. Те производители, что еще барахтались на плаву, были добиты Великой депрессией. Разумеется, отдельные анклавы производства остались: до середины ХХ века тысячи электрокаров были построены в Германии, Великобритании. Но эти цифры ничтожны на фоне показателей автотранспорта.
Время от времени интерес к электромобилям проявляли и в СССР: в 1935 году на Горьковском автозаводе на базе легкового автомобиля ГАЗ-А (лицензионная копия Ford-A) построен первый советский электромобиль. В это же время в лаборатории Московского энергетического института собрали двухтонный электромобиль на базе грузовика ЗИС-5. Подобные эксперименты шли и в 40-х, и в 50-х. В Ленинграде с 1952 по 1958 год даже работали 10 легких электрогрузовиков.
Очередной всплеск интереса к теме электромобилей произошел в 70–80-х годах прошлого века. Сказались два фактора: резкое подорожание нефти в 1973-м и озабоченность экологов. Однако ни то, ни другое так и не смогло хоть как-то пошатнуть глобальную монополию бензинового автопрома.
Эволюция электромобилей в XIX–XX вв.
- 1828 год. Венгерский электротехник Аньош Иштван Йедлик собрал первое в мире колесное устройство на электрической тяге. Это была небольшая прямоугольная платформа с четырьмя металлическими колесиками, на которой крепился примитивный электродвигатель. Транспортным средством изобретение Йедлика не являлось.
- 1834 год. Время возможной постройки первого прототипа электрической тележки, работающей на гальванических батареях. Авторство приписывается американцу Томасу Дэвенпорту. На первенство претендуют еще несколько человек, в частности, шотландец Роберт Дэвидсон.
- 1881 год. Французский физик Камиль Альфонс Фор усовершенствовал свинцово-кислотный аккумулятор Гастона Планте и разработал технологию его промышленного производства. Это стало серьезным стимулом к появлению электромобилей.
- 1881 год. На улицы Парижа выехал трехколесный велосипед с электромотором и аккумулятором Фора, собранный Гюставом Труве. Устройство разгонялось до 12 км/ч и имело запас хода до 26 км. Повозку Труве иногда называют первым электромобилем.
- 1884 год. Английский изобретатель Томас Паркер построил электромобиль с собственными батареями повышенной емкости. Это был первый электрокар, который производился малой серией.
- 1899 год. По проекту русского инженера Ипполита Романова создан электрический экипаж для перевозки двух пассажиров. Он работал от свинцового аккумулятора массой 370 кг, заряда хватало примерно на 60 км пути, скорость – около 40 км/ч.
- 29 апреля 1899 года. Электрический концепт-кар бельгийца Камиля Женатци с двигателем 67 лошадиных сил впервые превысил скорость 100 км/ч. Машину прозвали La Jamais Contente («Всегда недовольная») – она никак не хотела набирать рекордную скорость.
- 1901 год. Фирма Lohner представила первый гибридный автомобиль (бензин+электричество) конструкции Фердинанда Порше. Стоила машина 15 тыс. крон, а прозвали ее Toujours Contente («Всегда довольный») в пику болиду Женатци.
- 1907 год. Американская компания Anderson Electric Car Company начала производство легковых электромобилей под брендом Detroit Electric. Машинами этой марки пользовались Томас Эдисон, миллиардер Джон Рокфеллер и супруга Генри Форда Клара.
- 1935 год. В СССР на базе легкового автомобиля ГАЗ-А построен первый советский электромобиль. В том же году в лаборатории МЭИ на базе ЗИС-5 собран электрический грузовик массой 1,5 т.
- 1978 год. Ульяновский автомобильный завод в СССР на шасси легкого грузовичка УАЗ-451 («Буханка») выпустил опытную партию электромобилей. Но дальше эксперимента дела не пошли из-за низких характеристик аккумуляторов.
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…2 608 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 676 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 928 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…1 080 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…2 042 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…949 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…1 097 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…593
- ИсторияMail.ru
ФСБ рассекретила документы о подготовке Японии к войне с СССР
Фото отсюда Федеральная служба безопасности рассекретила документы о подготовке японских военных к войне с СССР, сообщает «РИА Новости». Из архивных материалов следует, что подготовка началась в 1938 году. Среди документов, обнародованных ведомством, есть приказ № 70 частям 3-й армии, которая размещалась в Манчжурии на границе с Советским Союзом. Приказ был отдан во время Хасанских боев — серии столкновений летом 1938 года из-за споров о принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная….15 - ИсторияАлександр Митрофанов
Остров «морских котиков»: как бывшая береговая батарея стала секретным объектом ГРУ
Остров Майский. ©Vostock Photo Со времен Петра Великого в Российской империи повелось строить неприступные морские крепости, используя для этого искусственные острова. Самый яркий пример – Кронштадт, большинство фортов которого возведено на отвоеванных у моря клочках суши. Меньшую известность получили аналогичные проекты, реализованные русскими военными инженерами на Черном море. Например, в Днепро-Бугском лимане расположен крохотный остров…15 - ИсторияАлександр Кочан
Стальные магистрали России. 170 лет прокладки путей
Фото: Trainpix.org Какой путь проделали российские железнодорожные войска за долгий исторический период 6 августа в России отмечается День железнодорожных войск (ЖДВ). В этом году данное формирование вооружённых сил празднует свой 170-летний юбилей. К сожалению, о деятельности ЖДВ в нашей стране известно немного. Будни военнослужащих находятся в тени общественного внимания. Однако последние годы ситуация несколько выправляется….14 - ИсторияEADaily
Раскрыта секретная сделка между лабораторией «Форт-Детрик» и японским «Отрядом 731»
Иллюстрация: creepypasta.com.ru США освободили членов печально известного японского «Отряда 731» от ответственности за военные преступления после окончания Второй мировой войны в обмен на их данные по разработке биологического оружия, сообщает сегодня, 5 августа, «Женьминь жибао» со ссылкой на ИА «Синьхуа». Таковы результаты исследования китайского историка, пишет агентство. «В рамках секретной сделки, достигнутой между США и Японией в период с сентября 1945 года по ноябрь 1948 года, лаборатория „Форт-Детрик“ при…21 - ИсторияАлександр Зайцев
Труба горит: 120 лет Луи Армстронгу
Луи Армстронг ©VOTAVA / IMAGNO / AFP/East News Строгие джазмены и критики считали его отступником, предавшим «идеалы джаза» ради эстрадной песни, а борцы за права чернокожих – клоуном, развлекавшим белых господ. Но для всего мира Армстронг стал символом джаза и самым душевным черным артистом, какого только можно вообразить. Песни в его исполнении до сих пор…4.08.2021 1:34 19 - ИсторияАлексей Волынец
Воздушный змей для броненосца: первые шаги морского воздухоплавания
Гравюра 1803 года, изображающая вторжение армии Наполеона на территорию Англии: французские войска проходят пешком через туннель под Ла-Маншем, а корабли и воздушные шары атакуют с моря и воздуха © Leemage via AFP/East News Первое доподлинно известное нам столкновение морского флота с воздухоплавательной техникой произошло, как ни странно, более двух веков назад. В августе 1798-го в…22 - ИсторияВалентин Малютин
Если светит «Звезда» над Чесменской бухтой
Через год после юбилея Год назад Россия праздновала Чесменский юбилей. Точнее – всё-таки отметила, хотя и довольно скромно, и без помпы на телеканалах. Это было 7 июля, в один из Дней воинской славы России. И даже, более того, в ходе военно-морского парада над акваторией Невы прозвучало имя адмирала Григория Андреевича Спиридова, как истинного победителя Чесмы….42 - ИсторияАлексей Волынец
Первые советские инвестиции в кино
©Lebrecht Music Arts/Vostock Photo Наверное, многие еще помнят популярную в советское время фразу Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Некоторые вспомнят, что реальная фраза первого вождя СССР звучала несколько иначе: «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас являются кино и цирк». Мы же напомним, что первые советские банки отнюдь не сразу…30 - ИсторияАлександр Зайцев
Миклухо-Маклай – любимец царя, друг дикаря
© SPUTNIK/Vostock Photo 17 июля исполняется 175 лет со дня рождения русского ученого и путешественника Николая Миклухо-Маклая. Его недолгая жизнь напоминает приключенческий роман. Он имел влияние на российского императора и британского премьер-министра, против него строил козни канцлер Германии Бисмарк, о нем по сей день слагают легенды папуасы Новой Гвинеи. Он добивался российского протектората над этим…40 - ИсторияАлексей Волынец
Ржаной, сахарный, кукурузный: первые внутренние займы советской власти
Уборка зерна в Тверской губернии, 1920 год. ©Vostock Photo «Рабочий! Ты боролся на военных фронтах и голодал, поспеши купить хлебный заем и борись с хозяйственной разрухой сытым», – гласили агитационные плакаты, появившиеся в городах России летом 1922 года. Так советская власть рекламировала свой первый внутренний заем. Сами по себе займы на внутреннем рынке не были…25 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
СССР против эпидемии: история вирусолога Чумакова
Врач и медсестра раздают советским школьникам драже против полиомиелита, 1960 год Фото Главархива Москвы Медики в СССР без устали разрабатывали «противоядия» для одних из самых опасных заболеваний, а благодаря помощи Страны Советов, Япония спаслась от массовой многомиллионной эпидемии. Вакцинация в СССР была тотальной: дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, паротит, оспа, корь — прививались отечественными препаратами, которые считались…70 - ИсторияСтанислав Смагин
Большой Юг России как мечта и реальность: к столетию гибели Артема
Памяти Кати Катиной Совсем скоро, 24 июля, исполнится сто лет со дня гибели известного большевика Федора Сергеева, более известного как товарищ Артем. Биография этого человека, уроженца Курской губернии, любопытна и насыщенна – тридцать восемь лет жизни вместили множество событий. Тут и подпольная работа в Харькове и на Урале, и пожизненная ссылка в Сибирь, и бегство…68 - ИсторияАнна Кавалли
Скупой, ещё скупее. Самые прижимистые богачи в истории
Богатство ассоциируется с дорогими машинами, виллами, яхтами, драгоценностями и наслаждением фантастической роскошью. Однако не все состоятельные люди живут в соответствии со стереотипами. Некоторые из них экономили на всём, даже на «Макдональдсе», мыле для рук и спасении жизни родных. «Секрет фирмы» вспомнил самых скупых богачей за последние 200 лет: от «ведьмы с Уолл-стрит» до самого удачного…58 - ИсторияСергей Владимиров
«Третья» сторона медали
«Пыль веков» Воинские награды существуют уже очень давно, наиболее чётко они обозначились у римлян, особенно после реформы Гая Мария. Римские «dona militaria» включали самые различные отличия: венки различных степеней (coronae), флажки (vexilla), почётные копья, не применявшиеся в бою (hasta pura), ожерелья (torques), браслеты (armillae) и медали (phalerae). Римские фалеры (phalerae, phalera) – это большие и…35 - ИсторияВладислав Гринкевич
Электрический фальстарт: почему электромобили проиграли борьбу за рынок в начале ХХ века
Detroit Electric – один из самых массовых электрокаров начала ХХ века ©Library of Congress Солидная дама в шляпке на старом черно-белом фото садится в изящный безлошадный экипаж; машина напоминает карету, но вместо козел извозчика – миниатюрный моторный отсек. Так выглядел электромобиль Detroit Electric американской компании Anderson Electric Car Company. Говоря современным языком, это был трендовый…31 - ИсторияАлексей Куприянов
Озеро скелетов: чьи тела скрывает высокогорный водоем в Гималаях
Долина озера Рупкунд. La Pictorium/Vostock Photo Стоял декабрь 1942 года. Мир содрогался в конвульсиях величайшей мировой войны: под Сталинградом погибала армия Паулюса; на Тихом океане японцы шли в отчаянные атаки, пытаясь переломить ход сражения за Гуадалканал; продолжалась Битва за Атлантику. В Бирме генерал Ноэл Ирвин гнал британских и индийских солдат в наступление, пытаясь отыграться за…41 - ИсторияАлексей Волынец
Информационный бизнес во времена нэпа
©Sueddeutsche Zeitung Photo/Vostock photo 5 января 1922 года правительство Советской России приняло короткое постановление: «В связи с развитием хозяйственной жизни Республики и ростом торговли допустить деятельность справочных бюро о кредитоспособности по типу существовавших в довоенное время, задачей коих является собирание данных о кредитоспособности и коммерческой солидности отдельных граждан, промышленных предприятий и торговых фирм, как русских,…44 - ИсторияАлексей Волынец
Дальбанк: советский банк с китайским акцентом
Харбин, 1930-е. ©Chronicle of World History/Vostock Photo «Государственные банки пустили свои скудные ресурсы на кредиты для поощрения частного предпринимательства…» – писал в 1923 году Лев Троцкий про новую экономическую политику (нэп). Однако были в те годы и обратные примеры, когда советское государство удачно использовало частные капиталы. Примером такого симбиоза большевиков и бизнесменов стал Дальневосточный банк,…34 - ИсторияВалерий Бурт
Москва-1941. Прогулка по городу перед войной
Фото: Архив Давайте мысленно прогуляемся по предвоенной Москве. Выйдем из метро на станции «Арбатская». Светит солнце, воздух чист, поскольку транспортных средств мало. Регулировщики, продавцы мороженого, пирожков и газировки улыбаются прохожим. И даже строгие дворники в белых фартуках с метлами смотрят доброжелательно. Дойдем до Никитского бульвара, глазея по сторонам, оглядываясь на автобусы, троллейбусы, «эмки»-такси и диковинные…59 - ИсторияАлексей Волынец
Кредитная история: когда жизнь в долг для россиян стала нормой
©Prisma Archivo/Vostock Photo Кредиты, займы, ипотека, рефинансирование, закредитованность – всё это, пусть и не всегда в современных терминах, было вполне привычно российскому дворянству со «времен очаковских и покоренья Крыма». Пожалуй, не найти ни одного героя того времени без кредита. Великий поэт Пушкин был хорошо знаком с ипотекой, не раз закладывая свои имения с крепостными душами,…64 - ИсторияАлексей Волынец
Банк последних эмигрантских надежд
Эмигранты в Америке©Profusionstock/Vostock Photo 14 октября 1920 года в степях севернее Крыма развернулось одно из ключевых сражений Гражданской войны – у красных плацдармов в низовьях Днепра началось последнее наступление белых войск. В тот же день далеко на Западе, в столице Британской империи, зарегистрировали новую кредитную организацию – London and Eastern Trade Bank. Новорожденный банк был…57 - ИсторияВардан Эрнестович Багдасарян
СТРАСТИ ПО АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №143
Передача с проф. д.и.н. В.Э.Багдасаряном. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира.75 - ИсторияАлексей Волынец
По велению императрицы: c чего началась история благотворительности в России
В 1767 году в Москве появился первый корпус Воспитательного дома для сирот ©Ilarion Moschkow/Fine Art Images/Vostock Photo Великая императрица Екатерина Вторая дала старт целой системе благотворительности общероссийского масштаба 258 лет назад. То была именно система, которая, не полагаясь на спонтанные и разовые акции, позволила финансировать многие, как бы сказали сейчас, социальные программы. «Профиль» расскажет об…36 - ИсторияАлексей Волынец
Как советский банк прорывал финансовую блокаду
Улоф Ашберг ©Magite Historic/Vostock Photo Первый корреспондентский счет советского банка за рубежом был открыт за две недели до официального создания СССР и задолго до дипломатического признания советского государства другими странами. Произошло это 16 декабря 1922 года, когда в крупнейшей на тот момент кредитной организации мира, London City and Midland Bank, на только что оформленный счет…66 - ИсторияВалерий Бурт
«Баба-повариха» всей России. Елена Молоховец
Фото: Соцсети Моя героиня была писательницей, но особого рода — кулинарной. Однако, достигла славы не меньшей, чем многие корифеи литературы. Ее сочинения были нарасхват, россияне, в основном женщины, читали их с вниманием, потому что пропустить строку-другую, значило испортить блюдо. Книги, написанные этой госпожой, становились руководством к действию, которое давало восхитительные результаты и непередаваемые ощущения. Составительница…53 - ИсторияСамсонов Александр
«Русский должен умереть!»
Немецкие военнослужащие у призыва, написанного на школьной доске: «Русские должны умереть, чтобы мы жили». В центре группового снимка сидит унтер-офицер люфтваффе. Оккупированный район Брянской области «Русский должен умереть!» – под этим лозунгом вторглись в Россию немецкие нацисты. Они пришли убить десятки миллионов, а немногих оставшихся сделать рабами. Гитлеровцы не щадили ни женщин, ни стариков, ни…128 - ИсторияВладимир Нагирняк
Разгадка «Энигмы»: как англичанам удалось взломать шифры вермахта
Английский эсминец «Бульдог» ©wikimedia.org В начале Второй мировой войны англичане долго пытались взломать код, использовавшийся немецкими подводниками для передачи радиосообщений. Но немецкая шифровальная машина «Энигма» была крепким орешком. Расколоть его удалось лишь после того, как «Энигма» попала в руки британцам. Это важное событие в Битве за Атлантику произошло 9 мая 1941-го, когда английский эсминец «Бульдог»…75 - ИсторияАлексей Волынец
Боевой интернационал: за что иностранцев награждали орденом Александра Невского
Орден Александра Невского ©Vostock Photo Орден Александра Невского занимает особое место среди наград Великой Отечественной войны. Самый «древний», самый исторический из именных полководческих орденов Советского Союза – ведь Суворов, Кутузов, Хмельницкий и Нахимов, в честь которых были учреждены другие высокие награды, прославились на века позднее древнерусского князя. Орден Невского еще и самый «боевой» из данной…75 - ИсторияИлья Калашников
Смертность пациентов московских эвакогоспиталей в годы ВОВ составляла только 1,5%
Военврач II-го ранга А. Ибатов, награжденный медалью «За боевые заслуги», оказывает медицинскую помощь раненому бойцу | Фото: victory.rusarchives.ru Почти 60% эвакуированных в столицу с фронта военнослужащих возвращались в строй, около 36% увольняли в запас после ранения, смертность в московских эвакогоспиталях составляла только 1,5%. При этом врачи работали с тяжелыми пациентами нейрохирургического и торакального профилей и…64 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
ПРИКАЗ Верховного Главнокомандующего ПО ВОЙСКАМ КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ
8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась, Германия полностью разгромлена. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны. В…72
- ИсторияВладислав Гринкевич
Электрический фальстарт: почему электромобили проиграли борьбу за рынок в начале ХХ века
Detroit Electric – один из самых массовых электрокаров начала ХХ века ©Library of Congress Солидная дама в шляпке на старом черно-белом фото садится в изящный безлошадный экипаж; машина напоминает карету, но вместо козел извозчика – миниатюрный моторный отсек. Так выглядел электромобиль Detroit Electric американской компании Anderson Electric Car Company. Говоря современным языком, это был трендовый…31 - ОбществоВладислав Гринкевич
Электромобили: политика против экономики
©Shutterstock / Fotodom Политическое решение пересадить людей с бензиновых авто на электрические уже есть. И не далее как 11 июня лидеры стран G7 в очередной раз подтвердили верность данному курсу. По сообщению Bloomberg, в заявлении, подготовленном к очередному саммиту группы, лидеры «Семерки» высказали намерение к 2030 году покончить с доминированием бензиновых и дизельных образцов в…36 - ЭкономикаВладислав Гринкевич
К взлету готов: Россию ожидает очередной рост цен на бензин
©Александр Рюмин/ТАСС Российских автовладельцев в ближайшие месяцы могут ждать серьезные неприятности: Счетная палата предупредила о риске нового топливного кризиса, подобного тому, что разразился в 2018-м. Внезапное подорожание барреля в начале 2021 года резко повысило привлекательность т. н. экспортной альтернативы. То есть нефтяным холдингам стало гораздо выгоднее гнать сырье за рубеж, чем перерабатывать и продавать внутри страны….53 - Альтернативное мнениеВладислав Гринкевич
Роботы-убийцы: с кем и как будет воевать искусственный интеллект
Универсальный боевой робот Talon («Коготь», США) с дистанционным управлением ©Vital Archive/ Vostock Photo Смертоносные автономные системы (САС) – так на площадке ООН определяют оружие, способное поражать цели без участия человека. Противники данных технологий предпочитают термин «роботы-убийцы» (Killer Robots), подчеркивая потенциальную угрозу, исходящую от гипотетической армии бездушных «терминаторов» под управлением какой-нибудь Скайнет. Похоже на фантастическую страшилку,…33 - ЭкономикаВладислав Гринкевич
Сможет ли новый президент Америки повернуть вспять сланцевую революцию
©MLADEN ANTONOV / AFP/ East News В первые же дни своего президентства Джо Байден подписал три десятка указов, направленных, главным образом, на борьбу с наследием Дональда Трампа. Особое внимание новый хозяин Белого дома уделил энергетической политике своего предшественника – американская «нефтянка» в один момент из любимой дочки превратилась в нелюбимую падчерицу. Эксперты заговорили о том,…46 - Альтернативное мнениеВладислав Гринкевич
Как политика вашингтонского старца Джо Байдена повлияет на российскую экономику
Джо Байден. ©MAXIM SHIPENKOV/EPA/Vostock Photo Экономическая программа Байдена фонтанирует инициативами по господдержке американской промышленности и «социалки». Деньги на новые рабочие места, деньги на повышение зарплат, на сети 5G, на «зеленую энергетику» и электромобили, на стимулирование потребительского спроса, и много еще на что. Пожилой кандидат от демократов (президентом он пока не стал) пообещал за 10 лет…79 - ОбществоВладислав Гринкевич
Великий увольнитель: сколько россиян потеряют работу из-за COVID-19
©Shutterstock/ Fotodom Коварный COVID бьет не только по людям, но и по экономике, бизнесу, социальной сфере. Очередной его жертвой стал российский рынок труда – с начала коронакризиса, то есть с марта 2020-го, и по вторую декаду октября число безработных в РФ увеличилось на 1,3 млн человек – с 3,5 млн до 4,8 млн. Такие цифры…57 - ОбществоВладислав Гринкевич
Что мешает России избавиться от залежей коммунальных отходов
Полигон твердых бытовых отходов во Владимирской области©Сафрон Голиков/ ТАСС Мусорные полигоны производят гнетущее впечатление. Когда я впервые много лет назад попал на один из таких объектов, то долго не мог понять, с чем же он у меня ассоциируется. Мрачный причудливый зиккурат или надгробие великана, сложенное из килотонн отбросов, – нет, не то. Стаи птиц, урчащие…51 - ЭкономикаВладислав Гринкевич
Туда, но не обратно: спрос на нефть не вернется на докризисный уровень
©Shutterstock / Fotodom Разумеется, совсем без нефти и нефтегазовых доходов Россия в ближайшие десятилетия не останется. Однако снижение поступлений от экспорта углеводородов и постепенное сокращение добычи – это уже не прогноз алармистов, а новая экономическая реальность. Если до начала коронакризиса отечественные эксперты ожидали, что пик нефтедобычи в стране придется где-то на 2025 год, то сегодня…75 - ЭкономикаВладислав Гринкевич
Сможет ли модный энергоноситель заменить для российской экономики нефть и газ
Гибридная электростанция, преобразующая «зеленое» электричество в водород ©Monika Skolimowsk /DPA/Vostock photo К 2050 году Европа обещает построить т. н. декарбонизированную экономику, то есть отказаться от использования углеводородов в своей техносфере. России это грозит потерей очень большого куска ее нефтегазового экспорта, ведь сегодня на Старый Свет приходится до 50% зарубежных поставок нефти и около 60% газа. Конечно,…58 - ОбществоВладислав Гринкевич
Почему Европа боится российского водорода
©shutterstock/Fotodom Российские власти строят планы производства и поставок водорода в Европу. Уже написана дорожная карта по развитию нашей водородной энергетики, но проблема заключается в том, что Старый Свет пока не готов покупать российское топливо. Еврочиновники считают наш газ недостаточно экологичным. «Профиль» выяснил, что пугает потенциальных покупателей, и чем «зеленый» водород отличается от «голубого» и «желтого»….101 - ЭкономикаВладислав Гринкевич
Кредитный тупик: чем опасна рекордная задолженность россиян
©Shutterstock / Fotodom К началу всеобщего карантина долговая нагрузка наших сограждан увеличилась до рекордных размеров – об этом заявил Центробанк. Государство ищет способы смягчить проблему как для банков, так и для населения. Но все задействованные на сегодняшний день инструменты только дают отсрочку. В конечном итоге власти могут оказаться перед дилеммой: банкротство миллионов заемщиков или увеличение…68
Лента новостей
- Разные новости 13.08.2021
- Новости экономики 12.08.2021
- Разные новости 12.08.2021
- Новости экономики 11.08.2021
- Киевские власти готовят провокации против Крыма
- Новости экономики 10.08.2021
- Латвия объявила режим ЧС и ввела войска на границу с Белоруссией
- США доставили на Украину комплексы для ударов по Донбассу
- Разные новости 10.08.2021
- Новости экономики 09.08.2021