«И врежем «Смуглянку»

Редакция "Народного Журналиста" История 108

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото: кадр из к/ф «В бой идут одни «старики», реж. Л. Быков, 1974

В этот день, 12 декабря — родился наш знатный земляк, прославленный сын Донбасса, честь, краса и гордость края, Леонид Быков (12 декабря 1928 — 11 апреля 1979) — советский режиссер, сценарист, актер. Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист Украинской ССР (1974).

Леонид Федорович Быков родился в селе Знаменское Славянского района Донецкой области УССР. В 1929 году его родители переехали в город Краматорск, где Быков окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК имени В.И. Ленина.

Он всегда мечтал летать и дважды поступал в летные училища. В первый раз не получилось – его «разоблачили» из-за приписанного себе возраста, второй раз он поступил в 1945 году в Ленинградскую спецшколу для летчиков. Он проучился месяц, но война уже заканчивалась и училище расформировали. Но мы все равно помним его командиром Второй «поющей» эскадрильи, легендарным летчиком-истребителем Титаренко — его мечта сбылась, ему покорились и небо, и миллионы сердец благодарных поклонников его  творчества.

Закончив актерский факультет Харьковского театрального института в 1951 году (курс Д.И. Антоновича), Леонид Быков попал в труппу Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко, в котором проработал до 1960 года.

В 1960-1968 годах — актер и режиссер киностудии «Ленфильм», с 1969 года — актер и режиссер Киевской киностудии имени А.П. Довженко.

В 1952 году он сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко.

Благодаря успеху картины у зрителей, молодого актера заметили, и в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова пригласили Леонида Быкова на большую роль Пети Мокина в фильме «Укротительница тигров». Следующей – и сразу полюбившейся зрителям – стала заглавная роль в картине «Максим Перепелица». Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. Быков активно снимается, правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актеру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску, поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана.

В числе лучших ролей Леонида Быкова в кино можно назвать Богатырева («Дорогой мой человек», 1958), Акишина («Добровольцы», 1958), Алешки («Алешкина любовь», 1961), Гаркуши («На семи ветрах», 1962).

После выхода на экраны «Алешкиной любви» Леонид Быков уехал в Ленинград, где на «Ленфильме» ему дали возможность попробовать себя в кинорежиссуре – полнометражным дебютом стала комедия «Зайчик» (1965), где Леонид Быков исполнил и главную роль. Фильм оказался не слишком удачным.

Начался не самый успешный этап в его жизни и творчестве – ставить фильмы не давали, снимался актер мало. Вскоре он переехал обратно на Украину, где работы талантливому актеру тоже не находилось.

Давней мечтой Леонида Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни «старики». Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. Картина «В бой идут одни «старики» все-таки вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз. «Старики» собрали 44,3 млн кинозрителей, став четвертым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвященным тематике Великой Отечественной войны.

Сам Леонид Быков об этом фильме говорил так: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!» Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

В 1977 году режиссер поставил еще один фильм о войне – «Аты-баты, шли солдаты…», в котором он также сыграл одну из ролей – ефрейтора Святкина. Во время съемок, в апреле (по другим данным — в декабре) 1976 года Быков перенес второй инфаркт. После двух блистательных картин о войне Леонид Быков решил снять фильм «Пришелец», и съемки этой фантастической картины начались в 1978 году. Но 11 апреля 1979 года под Киевом Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. На момент смерти Леониду Быкову было 50 лет. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве, в том самом Киеве, где был воздвигнут памятник Леониду Быкову, который изображен в образе Маэстро, присевшего на крыло своего самолета, и в котором ныне правят бал потомки недобитых бандеровцев, прославляя гитлеровских прихвостней.

Годы идут, но мы храним в своем сердце память о любимом земляке. Помним его и гордимся им. И хотя сейчас на малой Родине Леонида Федоровича разгулялась неонацисткая нечисть, верим, что как и мечтал Маэстро, мы еще врежем в Краматорске «Смуглянку», правда, еще не знаем как и когда — враг хитер и коварен, но сделаем это. В память о нем, в память обо всех наших земляках, и в годы Великой Отечественной, и в годы Донбасской войны доблестно защищавших родной край, и докажем всему миру и самим себе, что мы все-таки «могем» — нельзя допустить, чтобы комэск Титаренко махнул на нас рукой со своей невероятной небесной высоты и тихо сказал «слабаки!»

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора