Жизнь в Сети: права блогера и права журналиста

Канал «Аксиома» Закон 83

Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Как избежать специфического понимания права в интернете? Центр Сулакшина продолжает серию публикаций о правилах жизни в правовом поле для блогеров и журналистов.


Права блогера определяются статьей 10.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Блогер имеет право:

1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством РФ;

2) излагать на своих сайте или странице сайта в сети Интернет свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;

3) размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети Интернет текстов и (или) иных материалов других пользователей сети Интернет, если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации (по сути это право на перепост — только тех материалов, которые соответствуют закону);

4) распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом «О рекламе» на своих сайте или странице сайта в сети Интернет.

Право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию — конституционное право каждого гражданина, зафиксированное в части 4 статьи 29 Конституции РФ, это не является специфическим правом блогера.

Право излагать на своих сайте или странице в сети Интернет свои личные суждения и оценки — это свобода мысли и слова, закрепленная в части 1 статьи 29 Конституции РФ: она распространяется на всех лиц на территории РФ и не ограничивается просторами Интернета. Обращает на себя внимание оговорка, которой обусловлена реализация данного права: обязанность указывать свое имя или псевдоним, высказывая свои мнения. Поскольку блогер в принципе обязан указать свои фамилию и инициалы (не псевдоним), то непонятно, каким образом должна реализовываться эта норма закона. Должен ли блогер каждый раз использовать примерно следующую формулировку: «лично я, Иванов И.И., считаю…»? Видимо, требовать этого на уровне закона было бы абсурдным. Если же не установлена ответственность за несоблюдение этого правила, то эта норма не может быть реализована.

Право размещать на своем сайте или странице тексты или иные материалы других пользователей — это вариации на тему общегражданского права на распространение информации. Специфическим это право можно назвать только в той части, в которой для его реализации надо иметь свой сайт или страницу в Интернете. 

Однако распространять информацию на своих и чужих сайтах имеют право все пользователи сети, а не только те, кто имеет посещаемые ресурсы (блогеры). Поэтому и это право не является каким-то дополнительным правом именно блогеров.

Право распространять рекламу на сайте или странице в сети Интернет также нельзя считать специфическим правом блогеров: все дееспособные граждане имеют право заключать гражданско-правовые договоры на размещение рекламы на своих ресурсах. Конечно, рекламодатели заинтересованы в максимальном количестве просмотров их рекламы, поэтому ресурсы с небольшой посещаемостью их вряд ли привлекут, но на формальные права граждан с малопосещаемыми ресурсами в части рекламы это не влияет.

Права журналиста указаны в статье 47 Закона о СМИ, согласно которой журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Правам журналиста корреспондирует, например, обязанность любых органов и организаций дать ответ на редакционный запрос (статьи 39 — 40 Закона о СМИ). Журналисты, в отличие от блогеров, защищены также статьей 144 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

Статья 49 Закона о СМИ содержит также норму, согласно которой государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. В отношении блогеров аналогичной нормы нет, государство не признает, что блогер выполняет общественный долг. Защита чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества блогера осуществляется на общих основаниях.

Об обязанностях  блогера читайте в следующем материале.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Жизнь в Сети: правовой статус блогера и журналиста

Ответственность за «троллинг» в Интернете

Правда дороже денег! Первый российский съезд народной журналистики


 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора