Как рекламировали военные займы Первой мировой

Алексей Волынец История 67
©Mary Evans Picture Library / Vostock Photo

За годы Первой мировой войны сначала царское, а потом Временное правительство настойчиво пытались привлечь к финансированию боевых действий широкие слои населения.

С осени 1914-го до лета 1917 года провели семь внутренних займов. Их результаты неизменно оказывались ниже изначальных расчетов, однако займы принесли в казну воюющего государства более 10 млрд руб., покрыв порядка 20–25% военных расходов.

Изначально такие займы внутри страны проводились по привычным довоенным методикам – облигации реализовывали коммерческие банки и сеть сберегательных касс Госбанка. Лишь к исходу 1915‑го верхи Российской империи стали осознавать, что прежние финансовые схемы не работают. Облигации займов охотно покупали капиталисты и зажиточные слои, т. е. считанные проценты населения. Десятки миллионов царских подданных попроще совсем не спешили менять на облигации припрятанные в кубышках рубли.

Менять отношение широких масс к военным займам решили массированной рекламой. Удивительно, но лишь четвертый с начала мировой войны внутренний заем официально назвали «военным». И только на тринадцатый месяц небывалого мирового конфликта государство впервые обратилось к подданным с разъяснением смысла и сути внутренних займов на нужды армии и обороны. Большим тиражом выпустили буклеты и агитационные брошюры «Что нужно знать о военном займе 1915 года».

Впервые в истории государственных финансов в России прибегли к наглядной агитации – на улицах крупных городов появились красочные плакаты «Патриотично и выгодно! Покупайте военный 5,5% заем». Автором этого плаката, призывавшего финансировать войну царя с Германией, был сын немки, латышский художник Рихард Зариньш. Примечательно, что после революции Зариньш станет автором первой почтовой марки Советской России и герба независимой Латвии.

К началу второго года войны рекламой военных займов озаботились два главнейших финансовых ведомства Российской империи – Минфин и Госбанк. Размах их агитационной кампании стал беспрецедентным. Только за февраль–март 1916 года по заказу Минфина для пропаганды очередного военного займа выпустили шесть брошюр общим тиражом более 3 млн экз. Распространением занимался Госбанк, его филиалы по стране получили приказ «немедленно снабдить достаточным количеством экземпляров все сберегательные кассы и учреждения мелкого кредита».

Однако рекламная кампания не ограничилась только печатным словом. Впервые в финансовой практике решили прибегнуть к совершенно новому тогда виду искусства – кинематографу. Минфин заказал у лучших отечественных киностудий той эпохи целую серию фильмов с характерными названиями: «На что государству нужны деньги», «Всё для войны», «Патриотическое дело», «Заветная кубышка». Для участия в съемках привлекли профессиональных актеров и популярных деятелей культуры. К сожалению, эти ленты не сохранились в киноархивах, но известно, что в одной из них снимался писатель Александр Куприн.

Заказанные Минфином киноленты с марта 1916‑го бесплатно показывали в кинотеатрах. Особым приказом МВД и Святейшего синода ввиду «исключительных целей» разрешалось их «повсеместное демонстрирование» даже тогда в последнюю неделю Великого поста.

Свой вклад в креатив на тему военных займов внесло и Временное правительство. Весной и летом 1917 года по его заказу не только сняли ряд «кинематографических пьес», но и наладили изготовление рекламных звукозаписей. Граммофонные пластинки голосом Керенского призывали народ поучаствовать рублем в «Займе свободы» ради «войны до победного конца».

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора