Катастрофа с контролем

Борис Кагарлицкий 27.11.2019 10:50 | Альтернативное мнение 41

СКР сообщил, что пилот «боинга», разбившегося в Казани, не имел лётного диплома. Уже стало традицией, что после очередного ЧП выясняется: здесь не было разрешения, здесь отсутствовала лицензия. А куда же тогда смотрят контролирующие органы, которые должны следить за тем, чтобы ничего не падало, не горело и не тонуло? Своим мнением поделился директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

Увы, это не единственный подобный случай. После катастрофы самолёта Ан-148, случившейся в 2018 году в Подмосковье, когда погиб 71 человек, выяснились не менее скандальные подробности. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что десятки пилотов авиакомпании «Саратовские авиалинии» окончили университет, который не имел сертификата авиационного учебного центра и утверждённой Росавиацией программы подготовки.

На фоне таких новостей начинаешь опасаться летать самолётами. Но аналогичные ситуации возникают с любыми сферами деятельности, где от управления оттесняют профессионалов, а контроль сводится к пустым формальностям. Причём масштабы проблемы выясняются лишь после очередной катастрофы, будь то падение самолёта или пожар в торговом центре, когда власти начинают очередную кампанию проверок.

Журналисты, ратующие за интересы бизнеса, настаивают на том, что у нас слишком много контролирующих органов и проверок. Это не так. Различных органов и полномочий у них в нашей стране не больше, а часто и меньше, чем в европейских странах. Проблема в том, что они ничего не контролируют. Они не столько проверяют деятельность компаний и организаций, сколько вымогают взятки, а руководителям любых структур легче договориться «полюбовно» с проверяющими, чем выполнять определённые законом требования.

По большому счёту все такой ситуацией довольны до тех пор, пока ничего не упало, не сгорело и не утонуло. И так будет продолжаться, пока контрольные органы из кормушки для своего аппарата и руководства не превратятся в то, чем они должны быть. Пока не будет жёсткой ответственности, как для бизнеса, так и для проверяющих его чиновников, за любое выявленное нарушение. Ответственности, от которой ни та ни другая сторона не смогут откупиться. Причём изобретать велосипед нет нужды. Случилось ЧП – выяснилось, что причиной его стали нарушения, – руководитель местного отделения контролирующего органа автоматически лишается должности. Крупная катастрофа – глава федерального ведомства.

И никаких отговорок, что «мы им предписание выдали, а они не исполнили, и вообще что мы можем». На содержание контролёров уходит немалая доля бюджета, многие ведомства пошили себе красивую форму с погонами. Страх лишиться тёплого места наверняка заставил бы внимательнее относиться к своей работе. Но то, что этот простой механизм остаётся неиспользованным, свидетельствует лишь об одном – сложившаяся система всех устраивает.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора