Белорусия, левые и кризис современности

anlazz Альтернативное мнение 43
Фото отсюда

Судя по всему, события в Белоруссии перессорили российских – и нероссийских – левых посильнее, нежели события семилетней давности на Украине. Тогда – я напомню – российская левая разделилась на «замайданцев», «антимайданцев» и «нейтралов». Что воспринялось, как крайне печальное событие на фоне осознания необходимости единства. Впрочем, если честно, то подобный раздел тогда прошел практически по всему «политическому спектру», и некоторые его представители буквально не пережили данный момент. Например, подобное можно сказать про «русских националистов», которых пресловутый «майдан» и последующая за ним украинская гражданская война, просто убили. (В том смысле, что после 2014 года вести речь о националистах, как о сколь-либо значимой силе, стало невозможно.) Так же нечто подобное тогда пережили «патриоты», кои по результатам данных событий почти полностью переродились в лоялистов. (Т.е., быть «патриотом», и не любить текущую российскую власть, стало невозможным.)

Левым, впрочем, тогда удалось выжить благодаря принятию идеи «это не наша борьба». То есть, благодаря признанию того, что столкновение украинских националистов с националистами русскими им чуждо. Разумеется, это был очевидный паллиатив, поскольку для людей, имеющих своей задачей улучшение жизни большинства в обществе – а именно этим, по идее, должны заниматься левые – любые значимые политические события являются ценными. Однако в указанных условиях делать было нечего – альтернативой была утрата левыми своей субъектности и встраивание их в тот или иной националистический дискурс. (Который – как было сказано выше – сам по себе находился в жестком кризисе.)

* * *

Так вот: с белорусской ситуацией, судя по всему, сделать так не получится. Хотя бы потому, что в данной стране протесты имеют слабую – по крайней мере, на порядок более слабую, чем на Украине – националистическую компоненту. А вот «социальная компонента», напротив, выражена тут гораздо сильнее. Впрочем, самое главное тут то, что на самом деле ни национализм, ни «социалка» не являются истинными причинами указанных протестов, выступая скорее неким «внешним выражением» их целей. Поскольку главным фактором, приводящим к возникновению данных событий, оказывается нечто другое – а именно, уже не раз упомянутое сверхотчуждение, в котором человек существует в последние несколько десятилетий.

На самом деле, кстати, это было заметно уже по Украине 2014, а проявлялось, понятное дело, еще раньше – скажем, в той же «оранжевой революции» 2004 года.(Другое дело, что сама «оранжевая революция» только использовала данный фактор в своих целях, выступая исключительно «верхушечным процессом», связанным с межэлитарной борьбой.) Однако до нынешнего года указанное «сверхотрицание, выводящееся из сверхотчуждения» еще скрывалось под иными факторами. Сейчас же – после американских BLM и разнообразных европейских протестов – его железный каркас стал проступать в подобных вещах достаточно рельефно для того, чтобы на этом основании можно было сделать определенные выводы.

И значит, квалифицировать происходящие возмущения не по внешним их признакам – таковым, как лозунги, флаги или заявления лидеров – а по глубинной основе. И понять тот неприятный, но неизбежный факт, что предотвратить подобные вещи путем полицейского насилия и борьбы с инакомыслием вряд ли получится. Но одновременно – и в том, что ни к какому положительному результату данные события привести не могут. Поскольку никакой позитивной программы бунтующие не имеют по умолчанию. И, если честно, то единственным результатом их победы может выступать только разрушение. Разрушение, которое затрагивает не только репрессивную систему – против которой, собственно, и направляется изначально – но и все остальные стороны общественного бытия. Включая такие вещи, как образование и здравоохранение.

* * *

Еще раз: именно подобный результат наблюдался на Украине в 2004 и 2014 годах, в Грузии после «революции роз», ну и т.д., и т.п. То есть, наблюдается парадоксальная – на первый взгляд – ситуация, при которой абсолютно оправданная причина возмущений заставляет совершенно адекватных людей совершать действия, которые делают мир хуже. Но это и есть признак того самого «вырожденного», инфернального мира, который сложился после гибели СССР. А точнее – после того, как данная страна перестала «отбрасывать тень», попытавшись стать «обычным» развитым государством.

На подобном фоне вопрос о том, почему же те или иные политические силы, будучи связанными с «народными протестами», неизбежно разрушаются, оказывается решенным очень просто. В том смысле, что причиной этого оказывается высокий уровень Инферно, который социум создает для большинства своих членов. Последние же, в свою очередь, переносят это самое Инферно на «связанные» политические силы. При учете того, что эти самые «силы» имеют ограниченную «мощность» быстрая их деградация в подобном случае оказывается неудивительной. Равно, как неудивительным оказывается то, что в конечном итоге общество оказывается в еще большей яме, нежели до этого.

Исходя из этого, нынешний кризис – в который левых «загнали» белорусские события – оказывается совершенно ожидаемым. И одновременно – становится понятным, что выход из него невозможен в рамках сохранения современных социальных конструктов, которые возникли в рамках существующей социоэкономической системы. В том числе, и левых. Причем, совершенно независимо от того, поддержат они белорусских протестантов, белорусскую власть или же постараются остаться нейтральными. Впрочем, как уже было сказано выше, это относится не только к российским левым, и даже – не только к левым вообще. А ко всем современным «социальным конструктам».

* * *

Однако это не значит, что на этом история окончится. Скорее наоборот: общество, страдающее от роста отчуждения, неизбежно должно будет выработать способ это самое отчуждение преодолеть. То есть, создать новый аналог современных «левых», но уже не связанное с их авторитетами и концепциями. При этом под «концепциями» стоит понимать не теории, как таковые, а разработанные на их основании «упрощенные версии». (Т.е., не марксизм, как таковой, а популярные варианты «толкования марксизма», ну и т.д.) В любом случае, появление подобных «локусов будущего» можно считать неизбежным – они и сейчас появляются, другое дело, что в нынешних условиях развиться у них никак не получится.

Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора