Ни горячие, ни холодные

soiz [1231402] Общество 139
Что происходит с системой, когда она идет по легкому пути

Я перед сном включил телевизор и, пробежавшись по каналам, случайно попал на фильм «Обряд». Фильм хорош. Это особенно чувствуется сейчас, когда за последнее время не встречаешь ни одной интересной киноновинки, на которой можно задержать внимание больше 15 минут.

«Обряд» я видел несколько лет назад и он мне тогда понравился. Но сейчас что-то заставило меня его пересмотреть, хотя на следующее утро надо было вставать рано, а время было уже позднее. И не пожалел. В этот раз фильм воспринял несколько иначе, а потом ходил под впечатлением целый день и думал.

То, что именно это фильм сейчас попался показался случаем синхроничности, ведь я совсем недавно перечитал книгу Мирче Элиаде «Мефистофель и Андрогин или мистерия целостности». А фильм словно бы служит иллюстрацией, описанной в книге «coincidentia oppositorum» (единства противоположностей). Герой фильма обретает веру в Бога благодаря дьяволу, его страшным проявлениям. Острота этой парадоксальной ситуации подчеркивается еще и тем, что благодаря дьяволу скептик не только обретает веру в Богу, но и силу изгнать злого духа. И можно было бы пуститься в долгие размышления об этой диалектике темного и светлого, но сказать я хочу немного о другом.

Главный герой кинокартины — Майкл Ковак не может найти место в жизни и идет в семинарию. И успешно учится, но понимает, что душа его не лежит к служению в церкви. И в Бога он не верит. Поэтому пишет соответствующее прошение – дескать, прошу прощения, но это не мое. И, казалось бы, вольному воля – не хочет и не надо. Но наставник молодого человека – такой бывалый батюшка, простой, но умудренный жизнью. И он в этом молодом скептике видит нечто важное. Что нельзя потерять. Поэтому он его мягко и настойчиво заманивает пройти курс экзорцизма в Ватикане: ну, что тебе еще годик поучиться, к тому же в таком красивом месте, как Рим? А там не захочешь – никто не будет принуждать. Молодой человек начинает учиться, но это обучение как бы разбивается о его скептичный, сильный ум, о его независимый характер. И он третирует преподавателя своими каверзными вопросами, на которые трудно найти ответ. Ну и чтобы не дать пинка этой паршивой овце? Но и у ватиканского наставника проницательный взгляд, поэтому он посылает скептика к практику-экзорцисту, который и знакомит его с дьяволом во всем его ужасном великолепии. Благодаря чему скептик обретает веру.

Невольно возникает вопрос: а зачем все эти батюшки так долго возились с этим непростым человеком? Оно того стоило? Зачем столько усилий?

Фильм поставлен по книге Мэтта Баглио, которая, якобы, основана на каких-то реальных событиях. Но понятно, что конечный кинопродукт – далеко не документальное свидетельство. И, наверное, в современном Ватикане все не так, как показано в фильме. Но все же тут интересна хотя бы иллюстрация, модель…

Чтобы определенная система смогла просуществовать не десятилетия, а века требуется особое отношение к подбору кадров. Самое простое решение брать покладистых и послушных, тех, с кем нет проблем. А слишком умных, слишком самостоятельных и скептичных – отфутболивать. Тогда проблем с послушанием в системе не будет – вся эта серая масса будет податливой как пластилин. Но не трудно понять, что эта серая масса будет представлять собой то, что в Апокалипсисе описано, как ни горячее, ни холодное, а теплое. И это теплое и по своему характеру, и в силу своей теплохладности не способно ничего удержать, а при первом случае все профукает, сдаст и продаст, так как в ней нет ни ума, ни сердца, способного сильно любить. Поэтому, если не биться за горячих или холодных, то очень скоро вся система полетит к чертовой бабушке. Но для того, чтобы горячих и холодных делать своими сторонниками требуется незаурядный интеллект, тут одними призывами и лозунгами вызовешь лишь издевательский смех. И это все выдвигает ко всей системе очень высокие требования. Небольшой сбой – и все наполняется теплым дерьмом, которое все отравляет и уничтожает.

Есть легендарная история о том, как Франциск Ассизский отправился в Ватикан для утверждения составленного им для своего братства устава. Папой был тогда Иннокентий III. И проблем у церкви было выше крыши – поднялись различные опасные ереси. А  тут является какой-то странный голодранец – и пойми ты, что он собой там представляет: то ли сумасшедший, то ли еретик, который увеличит и без того устрашающий вал проблем. И, конечно же, легче всего было послать этого чудака куда подальше. Но папе, якобы, приснился очень красноречивый сон: Латеранская базилика – главный храм Рима, символизирующий собой всю Церковь – накренилась, но некий праведник поддержал её своим телом и не дал ей упасть.

006-сон Иннокентия III.jpg

И в этом праведнике папа узнал Франциска. И на свет Божий явился орден францисканцев, который ознаменовал собой спасительный перелом в жизни церкви…

Одна из трагических причин разрушения СССР в том, что советская система в какой-то момент пошла по легкому пути и стала всасывать в себя теплохладных. Поэтому СССР просуществовал не века, а несколько десятилетий. А уж какого сорта дерьмом пропитана современная система – я даже говорить не буду

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора