Новогодние подарки становятся роскошью

Светлана Цикулина 27.12.2021 9:42 | Экономика 25

В последние выходные перед Новым годом потребительская активность россиян достигла пика. Несмотря на рекордную за последние шесть лет инфляцию в стране, спрос на ряд дорогостоящих товаров длительного пользования вырос в десятки раз. Эксперты считают, что во многом на активность покупателей повлияли прогнозы о дальнейшем росте цен на технику, электронику, одежду и обувь. В результате россияне заранее купили то, что планировали приобрести только в следующем году. Также многие говорят о том, что вынуждены сильно экономить на новогодних подарках, а то и вовсе отказываться от них.

В 2021-м самым популярным подарком для женщин стали косметические наборы, для мужчин – туалетная вода. Однако продавцы магазинов отмечают, что в качестве презентов россияне стали чаще покупать продукты питания к новогоднему столу.

– Очевидно, из-за роста цен на еду люди стали считать её лучшим подарком к празднику, – рассказал работник торгового зала крупной сети гипермаркетов Олег Крынкин. – У нас активно разбирают отдельные товары и продуктовые наборы в праздничной упаковке: оливковое масло, недорогую икру в железных банках, рыбные и овощные консервы, мёд, конфеты и алкоголь. По сравнению с прошлым годом косметические наборы покупают совсем дешёвые. Если раньше наибольшим спросом пользовались косметические подарки за 400–600 рублей, сейчас лучше всего берут упаковки стоимостью до 200 рублей. Это кремы для рук и гели для душа.

Представители торговых интернет-площадок отмечают более практичный подход клиентов к выбору подарков: покупатели хотят не просто сделать сюрприз, но и подарить что-то нужное в хозяйстве.

– Детям в качестве новогодних презентов стали чаще покупать книги, одежду, обувь и аксессуары, а не только игрушки, гаджеты и праздничные наборы конфет, – рассказала менеджер крупной интернет-площадки Полина. – Пользуется спросом различная посуда – как для сервировки стола, так и для приготовления, мужские сумки и ремни, обложки для документов. Люди стали чаще приобретать презенты заранее, как это делают в Европе. Судя по нашим продажам, клиенты основательно закупились подарками ещё во время «чёрной пятницы», когда были хорошие скидки.

Многие родители в этом году решили сэкономить на новогодних подарках учителям. Одни классы договорились не одаривать педагогов по всем предметам, другие ограничились скромными презентами.

– Обычно наш классный комитет на все праздники закупал подарки учителям по всем предметам, а классному руководителю дарил денежный сертификат на сумму 5 тысяч рублей, – рассказывает мама московского семиклассника. – В этом году многие родители ещё в сентябре взбунтовались и потребовали сократить траты на школьные нужды. Мы ограничились подарочным новогодним набором из кофе, конфет и чая только для классного руководителя. Сын рассказал, что намного меньше было и индивидуальных подарков. Если в прошлом году личные презенты принесли более половины детей, сейчас таких было один-два человека.

Чаще экономить россияне стали и на подарках коллегам.

– У нас небольшой коллектив, 11 человек, но купить подарки для всех и накладно, и отнимает много времени. Из-за пандемии дела у фирмы идут не очень хорошо, ни о каком повышении зарплат нет речи, поэтому мы решили, что разоряться на подарки друг другу не будем. Начальник в целях экономии не стал проводить традиционный корпоратив, зато нам пообещали всё-таки выплатить небольшую премию, – рассказала Наталья, сотрудница оптовой фирмы по торговле бижутерией.

Новый год класса люкс

Между тем на фоне высокой инфляции и общего падения доходов населения далеко не все граждане затягивают пояса перед праздниками. По данным совместного исследования интернет-магазина Lamoda и платёжной платформы «ЮKassa», перед Новым годом стремительно выросли продажи бытовой техники и электроники (+117 процентов), одежды и обуви (+73 процента), косметики (+50 процентов) и ювелирных украшений (+17 процентов), в том числе из премиального сегмента.

По мнению кандидата экономических наук Александра Посталенко, значительное повышение спроса на бытовую технику, электронику и одежду во многом связано с прогнозами об их резком подорожании в январе 2022-го.

– Многие люди, которые планировали купить новый ноутбук или смартфон в течение ближайшего года, решили не тянуть с покупкой из-за страха дальнейшего подорожания этих товаров, – пояснил «Октагону» эксперт. – То же самое происходит с одеждой, обувью и бытовой техникой. Все эти товары фигурировали в прогнозах экономистов в конце ноября – начале декабря об инфляции в январе-феврале. В результате мы просто получили искусственно созданный спрос. Говорить о том, что россияне стали чаще покупать подобные товары из-за роста доходов, явно не приходится. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что многие покупки были оформлены в рассрочку или кредит. Люди просто в очередной раз испугались подорожания.

Рост спроса на премиум-подарки эксперты не склонны связывать с ростом доходов: «Люди просто в очередной раз испугались подорожания».Рост спроса на премиум-подарки эксперты не склонны связывать с ростом доходов: «Люди просто в очередной раз испугались подорожания».Фото: Артём Геодакян/ТАСС

По мнению экономиста, резкий рост предновогоднего спроса на премиум-товары во многом объясняется низкой базой прошлого года, с которой этот показатель сравнивается. Посталенко добавляет, что, в отличие от основной массы населения, состоятельные люди страны из-за пандемии сильно беднее не стали.

Согласно данным «ЮKassa», продажи одежды в ценовом диапазоне от 30 до 50 тыс. рублей выросли на 114 процентов по сравнению с прошлым годом. Товары стоимостью от 50 до 80 тыс. рублей приобретали на 106 процентов чаще. Продажи товаров стоимостью от 80 до 100 тыс. рублей увеличились на 165 процентов. Более всего спрос у россиян вырос на предметы гардероба в ценовой категории от 100 до 500 тыс. – здесь он достиг 216 процентов в сравнении с декабрём 2020 года.

– В отличие от товаров из низкой и средней категории, падение продажи обуви и одежды из сегмента премиум в прошлом декабре очень сильно просело, так как Новый год мы встречали на пике второй волны коронавируса, – говорит Посталенко. – Процент онлайн-продаж таких товаров очень невелик, люди привыкли покупать их вживую. Сейчас мы видим уже второй всплеск спроса на люксовую одежду и аксессуары, первый фиксировался в октябре перед объявленными президентом нерабочими днями. Тогда буквально за неделю магазины из премиум-сегмента сделали себе выручку за несколько месяцев.

Эксперт уточняет, что больше всего за прошлый год подорожали продовольственные товары, траты на которые, в отличие от расходов основной массы россиян, составляют небольшой процент от затрат состоятельных граждан.

В связи с этим у них нет острой необходимости отказываться от приобретения вещей класса люкс, в том числе и в качестве новогодних подарков. К тому же дорогие предметы долгосрочного пользования являются для богатых людей своеобразной инвестицией в условиях высокой инфляции. Поэтому спрос растёт и на дорогостоящие ювелирные украшения, мебель, посуду и столовое серебро.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю