Почему снегопады в России каждый раз превращаются в стихийное бедствие

Михаил Белый Общество 31

Снегопады, обрушившиеся на большую часть территории России, вновь обернулись едва ли не стихийным бедствием. Рост числа ДТП, перекрытые трассы, десятибалльные автомобильные пробки, опоздания на работу – это лишь скромный список побочных эффектов, с которыми столкнулись россияне. Чиновники по традиции винят в коллапсе погоду и «аномально снежную зиму». «Октагон» попробовал разобраться, почему снегопад – это всегда ЧП, а также рискнул найти ответы на исконно русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?».

Мэр одного из городов в Центральной России признаётся: каждая зима в России аномальная. В беседе с «Октагоном» он так и говорит: все привыкли смотреть на Москву, дескать, там Собянин и его команда всё чистят с утра до ночи.

– А я как в столицу приехал, так и ахнул: у них этот реагент повсюду разбросан. Будете смеяться, но мне захотелось достать пустой мешок и домой немножко этой дряни увезти. Ведь нам о таких технологиях по-прежнему можно только мечтать. В лучшем случае песок и соль наши друзья, – говорит собеседник.

У большинства чиновников всегда наготове объяснение, почему власти не справились со снежной стихией. Вот и в этот раз власти Петербурга поспешили заявить, что во всём виноваты аномальные снегопады. Однако вскоре местные синоптики информацию опровергли: по их данным, осадков на самом деле выпало меньше нормы.

Снегопады парализуют жизнь в российских регионах. В Саратове из-за осадков встал общественный транспорт, в Ульяновской области пришлось на некоторое время закрыть движение грузового и общественного транспорта по региональным трассам, в Самаре завалило подходы к детским садам и школам, во Владимире и Нижнем Новгороде на уборку снега вывели местных чиновников, во многих городах застревали машины скорой помощи и не вывозился мусор.

Вопрос уборки снега в стране остаётся одним из наиболее острых, подтверждают социологические опросы. Исследовательский центр SuperJob ранее выяснил: в Москве 38 процентов жителей удовлетворены уборкой снега. На последних строках рейтинга – Пенза, здесь абсолютно и скорее довольных набралось всего 16 процентов респондентов. Схожая ситуация в Ярославле и Рязани.

Проблема некачественной уборки снега из коммунальной медленно, но верно переросла в общественно-политическую, утверждает в разговоре с «Октагоном» политолог Дмитрий Михайличенко. По его словам, на работу администраций муниципалитетов жалуются во всех без исключения мегаполисах и крупных городах Урало-Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

– В малых и средних городах жители уже привыкли к пониженному уровню комфорта и свыклись с тем, что снег там убирают только по праздникам и перед приездом губернатора, а вот в мегаполисах и крупных городах ещё не совсем привыкли и возмущаются. Несколько лет назад мэр Уфы честно сказал, что у города просто нет денег на нормальную организацию уборки снега, и этот фактор, думаю, ключевой для всех мегаполисов страны. У администраций просто не хватает денег на уборку снега, хотя мэры не хотят это признавать, – поясняет Михайличенко.

По мнению эксперта, неубранные городские улицы – это признак деградации городских пространств, а причины – недофинансирование из центра и высокий уровень коррупции на уровне муниципалитетов.

С Михайличенко отчасти согласен основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. Он считает, что сегодня функция ЖКХ наделяется знаковой ролью и канализирует общее раздражение, особенно когда находится сила, которая начинает искусственно поддерживать и взвинчивать этот фактор.

– Ситуация в Санкт-Петербурге – отличная иллюстрация к этому тезису. Рейтинг губернатора Беглова низок. Но нужен очевидный канал выплеска социальной энергии. Это, естественно, снег – вечный питерский сюжет. Когда ролик группы «Ленинград» про снег и свалки появился в Instagram на ресурсе kremlin_russian, посвящённом исключительно кремлёвскому официозу, стало понятно, что нашлись влиятельные игроки, которые стали поднимать ситуацию выше – на федеральный уровень, – говорит Фирсов.

Однако у ежегодного снежного коллапса есть вполне объективные причины, и они отнюдь не из области фантастики и даже не из сферы политики.

И депутаты, и чиновники на местах продолжают жаловаться на тотальное недофинансирование коммунальной сферы и острый дефицит кадров. Председатель совета Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «НП “ЖКХ Контроль”», зампред профильного комитета Госдумы Светлана Разворотнева подтвердила «Октагону», что у многих муниципалитетов и управляющих компаний попросту нет денег на безупречную очистку улиц от снега. Плюс к этому – сокращение на фоне пандемии числа мигрантов. По данным Разворотневой, на сегодняшний день едва ли не половина вакансий в сфере ЖКХ свободна.

– Когда зимы малоснежные, то ситуация ещё более-менее. Если же снега много, то начинаются проблемы. Нужны дополнительные силы, но взять их неоткуда – для этого, согласно законодательству, ещё летом следовало оформить контракт. То есть оперативно взять и нарастить ресурсы невозможно. Однако снежные коллапсы случаются не только в России: когда в Нью-Йорке выпадает снег, там вообще всё встаёт, – поясняет депутат.

В данном случае обвинять власти в отвратительной работе несправедливо, считает сопредседатель движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев. Он подсчитал, что в среднем всего три-четыре дня в году, когда из-за снегопада трудно пройти и проехать. В разговоре с «Октагоном» общественник высказал мнение, что держать из-за этих трёх дней армию уборочной техники нерационально.

Однако на практике получается, что именно эти «три дня» оборачиваются максимальными неудобствами, разбирательствами и скандалами.

Например, на Сахалине к уборке снега пришлось привлекать военных, в Иванове предложили возложить эту функцию на официально безработных граждан, в Мурманской области из-за снегопада в трёх муниципалитетах пришлось ввести режим повышенной готовности. При этом убытки, вызванные плохой уборкой, никто даже не пытается посчитать – очевидно, речь идёт о пропавших миллиардах рублей.

Но пропадают эти деньги в снегу неслучайно: эксперты утверждают, что процесс уборки не обходится без коррупционных схем.

Одно из громких «снежных» дел возбудили в прошлом году в Петербурге. По версии следствия, в Северной столице бывший руководитель городского дорожного предприятия заключил с компанией-подрядчиком фиктивный договор на уборку снега. На работы из бюджета было выделено 9,5 млн рублей, которые участники схемы присвоили себе. В деле указывалось, что «технические работы не были произведены в должном объёме, а выделенные из бюджета денежные средства были обналичены и распределены между участниками противоправной схемы».

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов подтвердил «Октагону», что вся система ЖКХ характеризуется повышенными коррупционными рисками, и добавил, что в стране фактически никто не несёт ответственности за некачественную уборку снега.

«Уборка снега – это действительно “чёрная дыра”. Схем воровства денег там – огромное количество. Это и практика выплаты дворникам-мигрантам лишь части положенной зарплаты, и списание бюджетных средств на топливо».

Кирилл Кабанов
глава Национального антикоррупционного комитета

– Все же наверняка видели, как по городу передвигается уборочная техника с поднятыми ковшами. Накатка идёт, деньги осваиваются, только вот снег никуда не девается, – поясняет Кабанов.

По словам председателя общественного движения «Убитые дороги» Александра Васильева, сфера по-прежнему является непрозрачной: невозможно проконтролировать, сколько снега убрано и вывезено, а сколько растаяло. При этом Васильев отмечает, что во многих регионах до сих пор наблюдается дефицит современной уборочной техники – ездят «допотопные трактора».

Вот и получается, что снегопады в России продолжат оставаться невиданными природными катаклизмами, аномальными явлениями и стихийными бедствиями. Потому что снег – это не только красиво, но ещё и выгодно.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора