Революция, которую от нас скрывают

Андрей Лобода Общество 86

Судя по картинке, которую транслирует российское ТВ, волнения во Франции, достигнув пика в минувшие выходные, пошли на спад. Но это неправда – они набирают обороты. Мало того, к требованиям не повышать цены на топливо прибавились лозунги против нововведений в медицине.

Найти подробности в русскоязычном сегменте интернета практически невозможно: ленты забиты информационным шлаком, из которого трудно понять, что же именно не устраивает французов.

Между тем, беспорядки по всей Франции. На улицы выходят сотни тысяч простых французов по всей стране. Под их давлением «правительство богатых» отложило топливный налог. Такого здесь не было 50 лет — с 1968 года. И возможно, это только начало.

Началось с того, что на улицы французских городов вышли около 120 тысяч автомобилистов. Их жёлтые жилеты и стали символом протеста. Поводом стало решение властей повысить налог на дизтопливо на 6,5% и на бензин на 2,9% с 2019 года. Мотивация выглядит благородной: ростом экологического налога на выброс парниковых газов, и желанием снизить зависимость страны от нефти и газа, развивать альтернативные источники энергии.

Но французы «экологизмом» не прониклись и вышли отстаивать свои права. Основной аргумент протестующих – цены на топливо уже выросли, потянув за собой цены на все остальное. Новое повышение ударит не только по бедным, но и по среднему классу, который беднеет под натиском неолиберальных реформ во всем мире.

Но бензин – это еще не все. Звучат требования отставки правительства, ужесточения контроля за миграцией (от ультраправых), и — понижения срока выхода на пенсию с 62 до 60.

О последнем требовании в России по понятным причинам стараются вообще не упоминать. Особенно учитывая продолжительность жизни. Средний француз наслаждается отдыхом на пенсии около 17 лет. Среднестатистический россиянин к моменту выхода на пенсию уже будет «наслаждаться вечным покоем». Размер пенсий можно вообще не сравнивать.

О требованиях французов остановить цены на топливо у нас тоже бы не рассказывали – бензин в России за те же полгода подорожал сильнее чем во Франции. Но это тот случай, когда молчать не получается, и в ход идут рассуждения пропагандистов про «французский майдан» и якобы иррациональные черты национального характера французов, которых «сыром не корми, лишь бы побунтовать».

Однако требования людей вполне рациональны и понятны. Изначально на улицы вышли жители небольших городов и сёл. Многие из них работают в крупных городах и ежедневно проделывают длинный путь на работу и обратно. В целях экономии большинство из них ездят на дизельном топливе – которое из-за топливного налога как раз дорожает больше всего, почти на 9%. Именно эти люди надели желтые жилеты, ставшие символом протеста.

Но теперь к ним примыкают все новые социальные и профессиональные группы. Потому что претензии к людоедским реформам есть у всех.

Например, сотрудники скорой помощи — их не устраивает изменение принципа финансирования перевозки больных. Дело в том, что скорая во Франции – это чаще всего транспортные компании, а не больницы. Демонстранты считают, что изменение на руку крупным перевозчикам. А мелкие предприятия в результате не смогут выдержать конкуренцию.

Владельцы автомобилей, мелкого бизнеса – всё это средний класс, порожденный страхом западных элит перед Советским Союзом. Теперь советской системы нет, в России махровый «дикий» капитализм, заигрывать с широкими массами западного населения элитам больше не нужно – и кость понемногу отбирают.

Средний класс (то есть большинство населения) на Западе боится потерять свои права, оказаться на обочине. Отсюда и неожиданная победа Трампа, и скандальная победа правового кандидата в Бразилии. Но нельзя сказать, что мир качнулся «вправо». В Британии, например, победили лейбористы. Многие эксперты после кратковременного успеха правых прогнозируют глобальное возрождение левых движений. Действительно, опросы показывают, что молодежь и небогатые обыватели на Западе стремительно левеют.

К чему это приведет, сказать пока трудно: обе стороны глобального противостояния понимают, что, несмотря на точечные экономические требования протестующих, борьба за будущее идет не на жизнь, а на смерть. Судя по водометам и заявлениям «президента богатых» Макрона, элиты не намерены отступать. Заморозка топливного налога – лишь тактический успех. Основная борьба еще впереди.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора