Итак, на этой неделе, мы, наконец, смогли лицезреть финал наделавшего столько шума, детища англосаксов — мини-сериала «CHERNOBYL», коий затмил собой развязку самой «Игры Престолов». И ведь, черт возьми, заслуженно, скажу я вам. И, видимо, неспроста. Когда всё прогрессивное человечество «бастардов» просто обязано было еще, и еще раз прокручивать в головах и «смаковать» апофеоз восьмого, заключительного сезона одного из самых грандиозных проектов HBO в истории, тихо вышел на авансцену и стал медленно проникать в умы зрителей — главный виновник торжества.
Не стану в очередной раз хвалить его творцов за предельно точную передачу той, поздней советской действительности. До малейших деталей. Правда, местами нуарно, но вместе с тем, достаточно аутентично и лапидарно. И, конечно же, за мастерскую, «в лучших традициях Голливуда», попытку воссоздать картину случившегося 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, на секундочку, – самого масштабного техногенно-ядерного, экологического бедствия за всю историю существования человечества на тот момент.
Однако на этом, пожалуй, всё – с дифирамбами и благодарностями в адрес отцов-основателей сериала закончим. Перейдем к смысловой нагрузке, которая несет собой вполне конкретный и осознанный, с точки зрения режиссера и заказчиков, видеоряд. Сразу оговорюсь, я буду делать акцент только на то, что нашло эмоциональный отклик лично у меня. В сети уже достаточно разборов и экспертных мнений на эту тему, от наиболее подробных и обстоятельных, до предельно кратких, по сути. Желающие могут поискать и ознакомиться.
Начну с эпизода из 2 серии «Пожалуйста, сохраняйте спокойствие», речь Бориса Щербины (Председателя правительственной комиссии Совета Министров СССР по расследованию причин и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС) перед рабочими, которых (по режиссерской задумке) нужно было уговорить стать добровольцами, чтобы нырнуть под горящий реактор: «Вы сделаете это потому, что так надо! И потому, что никто другой не сможет… а иначе – погибнут миллионы. Я не поверю если скажете, что вам этого мало. Именно этим мы отличаемся от остальных.В наших венах тысяча лет самопожертвования и каждое поколение должно познать страдание. Я плюю на тех, кто это сделал и проклинаю цену, которую сам вынужден платить, но я смирился с этим, теперь и вы смиритесь, и полезайте в воду. Потому, что так надо».
Далее, на очереди ряд фрагментов из 4 серии «Счастье всего человечества», которая, как по мне, призвана была стать ключевой в формировании у зрителя собирательного образа «всего советского прошлого, настоящего и будущего». Сперва, киномомент о пожилой бабушке, которая проживает в зоне радиоактивного заражения и не желает покидать свой фамильный дом, даже под дулом пистолета «сердобольного» солдата-ликвидатора, который всеми возможными способами и средствами стремится выполнить приказ вышестоящего начальства об эвакуации местного населения. Весьма любопытен её диалог с ним, как человека прожившего жизнь и много поведавшего на своем веку: «Знаешь сколько мне лет? 82! Я здесь всю жизнь прожила. В этом доме, в этом месте. Ты не первый солдат, пришедший сюда с оружием. Когда мне было 12, была революция – люди царя, потом большевики, мальчишки вроде тебя маршировали в шеренгах и велели нам уходить… Нет. Потом был Сталин и его голод… голодомор! Мои родители умерли, две мои сестры умерли, нам тоже говорили уходить… Нет. И великая война.Немецкие мальчишки, русские мальчишки, опять солдаты, опять голод, опять трупы. Мои братья так и не вернулись домой, а я осталась, и я еще здесь после всего, что я видела. Так что мне теперь уезжать?! Из-за того, что я и вовсе не вижу? Нет!»
Затем, «героический» образ солдата Советской Армии и вовсе раскрывается — как разложившегося, непросыхающего пьяницы, будучи на таком ответственном участке работы на который отправила его Родина, снабдив при этом, нескончаемыми запасами спиртного.
Или другой пример «воинства» — беспринципные и асоциальные «ветераны-афганцы», махровые ненавистники советской системы, которые беспощадно ведут отстрел домашних животных, брошенных людьми в зоне заражения, а в перерывах между рейдами заливают горькой остатки совести. По сути же – бандитствуют и мародёрничают, вольготно чувствуя себя в сложившейся обстановке ЧС, и по сюжету натаскивают молодого, необстрелянного хлопца Павла.
Историю Павла создатели шоу взяли из «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич (кстати, сценарий сериала базировался в основном на её произведении). Но изначально она была более жестокой, не все вошло в финальную версию серии.
В частности, вырезали эпизод с ожившим щенком, который описан у Алексиевич: «Значит, сука лежит посреди комнаты и щенята кругом… Набросилась на меня — пулю сразу… Щенята лижут руки, ластятся. Дурачатся. Стрелять приходилось в упор… Эх, барыня-сударыня! Одну собачку… Пуделек черненький… Мне его до сих пор жалко. Нагрузили их полный самосвал, с верхом. Везем к «могильнику»… […]Они, если недобитые, а только раненые, пищат… Плачут… Высыпали их из самосвала в яму, а этот пуделек карабкается. Вылазит. Ни у кого патрона не осталось. Нечем добить… Ни одного патрона… Его назад в яму спихнули и так землей завалили. До сих пор жалко». «Мы это сняли, но потом посчитали, что это слишком», — говорит сценарист…»
В новом выпуске The Chernobyl Podcast сценарист и шоураннер проекта Крэйг Мазин рассказал о том, как шла работа над эпизодом, который называется «Наша цель — счастье всего человечества». Во время записи ведущий подкаста, режиссер Питер Сигал, все время спрашивает Мазина: «Серьезно?», не в силах поверить, что такое на самом деле было в реальной жизни.
И, наконец, заключительная сцена из 4 серии, перед титрами, когда один из вымышленных героев сериала, советский физик Ульяна Хамюк, занимающаяся расследованием причин аварии, вступает в острый спор с Щербиной и академиком Легасовым. Ей удалось докопаться «до истины» и она пытается убедить своих коллег сказать правду, прежде всего на докладе перед лицом всего мирового сообщества в МАГАТЭ, а за тем и на суде над виновниками трагедии. На что Щербина ей отвечает: Вы предлагаете Легасову в Вене унизить нацию, которая одержима тем, чтобы не быть униженной?Мы заключим сделку с КГБ – ты (обращается он к Легасову) не упомянешь об этом в Вене, а они тихо дадут нам починить все реакторы. Хамюк: Сделка с КГБ, а наивная здесь я?! Щербина: За твоими родными – придут, и за друзьями! Я знавал людей, Хамюк, которые ничего не делали в звездный час потому что, когда речь идет о Вашей жизни и жизни Ваших близких – Ваши моральные устои ничего не значат. Они исчезают, и в этот момент Вам хочется, чтобы Вас не расстреляли…»
И это далеко неполный перечень всего того, что нам пытались пропихнуть под «реалистичность картинки». И, как не печально это признавать, американцы все же добились своего. Стоит только посмотреть на комментарии под выкладками (раз, два). Тут тебе, помимо треклятого, утилизирующего свой народ, совка и, пожалуйста, — голодомор, и споры по поводу итогов В.О.В., а также прочая лютая ненависть в борьбе «добра демократии» с «коммунистическим злом». В общем, на лицо все признаки последствий наступившей «ядерной зимы».
Нет, господа, не соглашусь — это не «радиоактивная клюква», приготовленная впопыхах, а цельный, высококачественный продукт, до мельчайших деталей выверенный и заботливо поданный к нашему столу на строгий зрительский суд (причем, понятно на какую аудиторию рассчитанный), препарированный для пущего эффекта современными, продвинутыми инновациями киноиндустрии, такими футажами как, например, искусственное состаривание пленки, чтобы «эффект погружения» был наиболее полным и прочими компьютерными ноу-хау.
С совершенно четкой, конкретной задачей идеологического характера, умело играющей на тогдашних противоречиях, в купе с вялотекущим гниением системы поздней эпохи перестроечного «ускорения», инициированного «меченым».
Причем, что характерно, в реальности нисколько не раскаявшимся в содеянном, наоборот, меня до глубины души поразила его манера общения — с улыбочкой, когда он вспоминал о катастрофе, ликвидаторах и своих тогдашних решениях, в рамках документального проекта Discovery: «Битва за Чернобыль». Кстати, весьма примечательный фильм, снятый еще в 2006 году, где аккуратно раскручивается маховик против пережитков советского прошлого, используя не дающий сбоев — пропагандистский метод полуправды, которым так искусно владеют американцы, попутно жалея наших бедных людей, сетуя на все тяготы выпавшие на их долю, как узников и заложников той кругом неправильной, тоталитарной «империи зла». И в тоже время искренне благодарны Горби за то, что он, поняв, наконец, что происходит когда атомная энергия выходит из под контроля, принял–таки решение, что от ядерного оружия необходимо избавляться. Одним словом, тонкая, филигранная работа, кинщикам из HBO, судя по всему, было чему поучиться.
Признаться, немало за последнее время перечитал статей и пересмотрел документальных фильмов, свидетельствучастников событий и прочей кинохроники на тему Чернобыльской трагедии. И чем больше я знакомился с подробностями той страшной аварии, вглядываясь в лица наших героев-ликвидаторов, безвозмездно жертвующих собой ради спасения по сути всего остального человечества, командиров, которые берегли своих подчиненных, сами получая смертельные дозы облучения, а также простых рядовых солдат и резервистов, выполняющих свою работу не за тройные оклады и льготы, а потому-что так надо – неприятное «металлическое» послевкусие от сериала таяло на глазах. И я подумал, те, кто действительно интересуются реальными подробностями — без труда их отыщут (благо сегодня такая возможность имеется), сделав соответствующие выводы. И то, что нам в итоге удалось совершить – величайший, трудовой, самоотверженный подвиг советских людей, вновь не имеющий аналогов в мире, вслед за горнилом испытаний Великой Отечественной Войны. Ибо Чернобыль — это и была по масштабам война аналогичная той, только еще более смертоносная по своим возможным последствиям, потому-что проистекала в современных, мирных условиях, с необычайно коварным, беспощадным и невидимым врагом. В схватке с которым наш народ снова, как в далеком 45-м одержал победу!
А что до лидера американской киноиндустрии HBO, то я убежден, что они и дальше продолжат «фонить», предпринимая попытки (совместно со своими подрядчиками) превращения нашей территории в «зону интеллектуального и культурного отчуждения», вкрапляя символы с иным содержательным смыслом.
А вот удастся ли им в итоге праздновать окончательный успех, зависит только от нас.
Но, я все же верю в то, что…