Уволиться нельзя учиться: почему за повышение квалификации должна платить компания

Марина Юршина Общество 17

©Shutterstock/FOTODOM

Большинство компаний решает проблему недостатка квалификации сотрудников наймом нового персонала и внештатников. Более 50% руководителей считают, что нужно брать на работу тех, кто способен к самообучению и самостоятельному профессиональному развитию.

Однако рост дефицита кадров заставил компании пересмотреть такие подходы, говорится в аналитическом отчете «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленном СберУниверситетом совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Всё больше предприятий предлагают своим сотрудникам пройти программы переподготовки прямо на рабочем месте или в партнерском образовательном учреждении. Вместе с тем в большинстве организаций еще не сформирован достаточный опыт реализации подобных практик.

Навыковые наборы всех профессий будут существенно усложняться, поэтому для успешного переобучения сотрудников нужно опираться на прогнозируемые технологические и социальные инновации, подчеркивают авторы исследования. Например, все более ценным становится сочетание когнитивных, социальных и технологических навыков, а не только узкоспециализированные знания в определенной области. Уже сейчас многие компании в своих программах переподготовки уделяют большое внимание навыкам работы в команде, лидерства, стратегического мышления и управления изменениями.

Навыки как валюта

Между тем сами работники проявляют негативное отношение к изменениям, рассказал проректор по обучению и исследованиям СберУниверситета Игорь Баранов на презентации отчета в Высшей школе экономики. Так, 76% работников Москвы и Санкт-Петербурга ищут либо планируют искать новую работу в ближайшее время. Работодатели назвали этот тренд «великим увольнением», когда многие сотрудники готовы уволиться, в том числе в никуда. По словам Баранова, цель программ переподготовки – найти для сотрудников новое применение в той же компании, чтобы сохранить их таланты и знания. Для этого нужно максимально персонализировать обучение, и в этом процессе должны принимать активное участие сами сотрудники, самостоятельно выбирая желаемый путь развития карьеры.

В 2020 году программы повышения квалификации прошли всего 24% работников – это почти в три раза меньше, чем в развитых странах, рассказал заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Более 60% из них обучались в интересах своей текущей работы, получая новые профессиональные навыки. Между тем оставшаяся часть пошла учиться для того, чтобы в целом быть эффективнее и счастливее. «Сейчас навыки стали современной валютой, и доступ к ним – это доступ к экономической свободе и самореализации», – убежден эксперт. По его словам, при проведении исследования выяснилось, что ведущие компании заинтересованы в развитии «зеленых» навыков, то есть умении управлять благополучием сотрудников, думать об этических решениях, заинтересованности персонала. Такой подход позволяет удержать таланты в компании и обеспечить ее конкурентоспособность на рынке, подчеркнул Коршунов.

Быстро и онлайн

Запуская стартап, предприниматели ожидают быстрого эффекта и поэтому хотят нанимать профессионалов, готовых этот результат обеспечить, говорит вице-президент по операционному управлению группы компаний ANCOR Алексей Миронов. Молодых специалистов надо обучать до трех лет, и только потом будет отдача. Предпринимателям это не очень интересно, но с учетом дефицита нужных кадров на рынке им приходится идти по пути обучения. Например, один из самых злободневных вопросов – недостаток у персонала цифровых навыков. В рамках исследования, проведенного ANCOR совместно с Microsoft и Американской торговой палатой, об этом сообщили 44% работодателей и 24% работников. Примерно 67% сотрудников уже готовы самостоятельно платить за их развитие. Для двух третей (66%) соискателей возможность обучаться за счет компании является значительным плюсом при трудоустройстве.

Что касается работодателей, то больше половины считают лучшим решением внутреннее обучение. Еще 39% назвали автоматизацию процессов выходом из сложившейся ситуации. И только каждый десятый респондент ответил, что предпочтет нанимать уже готовых специалистов извне. Алексей Миронов считает, что необходимость непрерывного образования понимают как работодатели, так и работники. При этом сотрудники предпочитают онлайн-обучение на специальных образовательных платформах – в ближайшем будущем воспользоваться ими планируют более 70% опрошенных.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора