Все идет по «Фаренгейту»

Любовь Донецкая СНЖ Альтернативное мнение 292

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Просвещение следует внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

В очередной раз депутаты Госдумы привели общественность в состояние недоумения, приняв в третьем, окончательном чтении вызвавшие широкую дискуссию поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части просветительской деятельности. Как утверждается, данный закон должен послужить благой цели ограждения российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от вражеской пропаганды, подаваемой под видом просвещения. Но, как уже не раз это случалось с российскими законодателями, стартовав от «хотели как лучше» на выходе получили «как всегда».

Если исходить из буквы закона, то к просветительской деятельности относится любая деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. А под такую всеобъемлющую формулировку можно подогнать вообще все, что правящему режиму заблагорассудится.

Например, некий юрист публично прокомментировал тот же «закон о просвещении» с целью интеллектуального развития аудитории — вот он и попался, родимый, а если еще и в критическом тоне, то очень серьезно влип, практически балансируя на грани «дискредитации проводимой в Российской Федерации государственной политики». Или того хуже, репетитор подтягивает желающих усовершенствовать владение английским языком, чтобы товарища нашего Шекспира в подлиннике читать — явно что-то задумал, с толку сбивает патриотов своей прозападной деятельностью. Кулинарный блогер захотел порадовать подписчиков авторским рецептом кулебяки — и сразу зарождаются сомнения, уж не попытка ли это подорвать исконные скрепы и вековечные устои, привнося в них чуждые нашей ментальности ингредиенты. Не говоря об историке-любителе, решившему поделиться своими личными соображениями о том, где же все-таки состоялась битва при Калке, которому крупно не повезет, если его версия будет отличаться от высочайше согласованной, потому как «сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических событиях» законом о просвещении запрещены и соответствующим образом будут пресекаться. Короче говоря, получай лицензию на мастер-класс «Рисуем пейзаж акварелью за два часа» или «Как научиться играть Цоя на гитаре за три урока», или прекращай свою подрывную деятельность, умник эдакой.

Граждане, имеющие душевную склонность к просвещению ближних, дружно взвыли от такой законодательной инициативы. Злые языки в социальных сетях со свойственным им черным юмором уже намекают, что не за горами то чудное времечко, когда нелицензионных «просветителей» начнут сжигать на кострах из запрещенных книг. А сами просвещаемые пока безмолвствуют, видимо, не отдавая себе отчет в том, что когда/если родное правительство отрегулирует кроме образовательной еще и просветительскую деятельность, то такая роскошь как «интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов» , хоть на йоту отклонившись от линии правящей партии и правительства, окончательно станет труднодоступным и полузапретным плодом просвещения.

Фото: ©vk.com Мальчик читает книгу на руинах книжного магазина, пострадавшего в результате немецких бомбардировок, 1940 год, Лондон, Великобритания

Профессор С.С. Сулакшин, автор Программы мирного, законного переустроения России в справедливое, нравственное, народовластное государство «Настоящий социализм», считает, что в депутатских законодательных телодвижениях содержится вполне явственный политический подтекст: «Госдума суетится с законом о просветительской деятельности. Мне кажется, что на очереди превращение просветительства в протемнительство. Борьба с «ересью», как они понимают критику и оппонирование путинизму. Вот и вся суть новой затеи. Хотя что тут нового? И инквизиция, и 1937 — все было».

Российская академия наук обратилась к президенту РФ с просьбой не подписывать поправки о просветительской деятельности, на сайте change.org размещена петиция, уже набравшая более двухсот тысяч голосов, где автор петиции астрофизик Сергей Попов взывает к здравому смыслу депутатов и неравнодушной общественности: «Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п. Еще можно повлиять на ситуацию. Мы требуем отозвать поправки к закону, учесть голос просветительского сообщества и миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей. Законы должны помогать  просвещению, а не мешать ему!»

Математик Алексей Савватеев, автор ютуб-канала «Маткульт-привет!» также не в восторге от корявых попыток урегулировать вопросы просвещения: «Я не буду произносить стандартный дежурный ответ, что любое затыкание рта бессмысленно, что только в честной дискуссии видна истина. У меня очень много споров и разногласий с другими просветителями, очень много. Но в данном случае я поступаю как Вольтер: я бы многое отдал, чтобы они имели право высказать свою точку зрения. 

Плюсов в законе я не вижу никаких. Я могу допустить, что есть люди, которые занимаются за деньги западных стран деятельностью, выгодной западным странам. Я это могу допустить, в отличие от многих моих коллег-просветителей, которые в принципе этого не допускают. Но я уверен, что такие люди выход из этой ситуации найдут легче всех.

Наши органы не способны ни за чем надзирать. В этом главная иллюзия: иллюзия надзора приводит только к тоннам бумаг, совершенно бессмысленных, которые отправляют в унитаз. Даже если бы был настоящий враг — а может, он и есть, — нынешние люди, которые пытаются его вылавливать, на это не способны. И выловят, как всегда, крайнего. Пять просветителей нужно поймать и проплющить в год — вот кого попало будут хватать и плющить».

Будут ли услышаны законодателями эти голоса? Академикам депутаты уже ответили. Один из авторов «закона о просвещении» Андрей Климов отбрил ученых, заявив, что критики законопроекта не ознакомились с его содержанием должным образом, ну конечно, куда академикам до депутатов — прочитали по диагонали документ и возмущаются. Владимир Джабаров заявил, что с глубочайшим уважением относится к РАН, «но академия наук — это еще не весь народ». Константин Косачев высказал опасения по поводу влияния из-за рубежа на российское общество. По его словам, оппоненты России находят все «новые формы, чтобы проникать в наше сознание», поэтому он поддерживает закон, который призван защитить общество от этого влияния.

Каким образом уважаемые «слуги народа» разглядели, не особо разбираясь в подробностях, во всех вместе взятых лекциях, конференциях, мастер-классах, блогах и обучающих видео тлетворное влияние Запада, никто понять не может, но удар, нанесенный и без того не весьма образованному и просвещенному российскому обществу, обещает быть весьма болезненным. В своем труде «Российское образование: выбор пути» профессор В.Э. Багдасарян пишет: «Создается впечатление, что образовательные структуры существуют только для того, чтобы направлять отчеты в профильные министерства. Эти отчеты и воспринимаются как самое главное, едва ли не священное. Педагоги и ученые львиную долю времени тратят на описание образовательной деятельности в ущерб самой образовательной деятельности».

Теперь к коллапсу образования добавился еще и грядущий коллапс просвещения. После катастрофического урона, нанесенного России «реформированием системы образования» попытка на государственном уровне запретить людям обмениваться информацией, жестко ее фильтруя с целью не допустить «превратных толкований» слишком напоминает жанр антиутопии с элементами триллера. И не только Дж. Оруэлла с его классическим «незнание — сила», но и Р. Брэдбери, известного автобиографическим признанием «когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку», который утверждал, что «есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их». Не исключено, что великий провидец, имей он возможность ознакомиться со свежеиспеченным «законом о просвещении», расширил бы свое высказывание до «запрещать другим читать и делиться прочитанным друг с другом».

Какое общество пытаются выстроить российские законодатели, если исходить из их неутомимой деятельности? Судя по инициативам, которые поминутно сваливаются на головы граждан, видимо, то самое, которое описано в знаменитой антиутопии «451 градус по Фаренгейту»: «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай Бог, если они начнут строить выводы и обобщения».

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора