Всеволод Троицкий — Витязь Русской Речи и Русского Имени

Канал «Аксиома» Важное в блогах 203

Леонид Болотин о выдающемся ученом и публицисте, которому сегодня исполнилось 80 лет …

Сегодня, 4 августа, исполняется 80 лет выдающемуся русскому ученому, специалисту по истории русской литературы XIX века и вопросам преподавания словесности, доктору филологических наук, общественному деятелю, публицисту, главному научному сотруднику Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН профессору Всеволоду Юрьевичу Троицкому.
 
Маститый филолог является давним другом и автором «Русской народной линии». Он был среди учредителей международной общественной организации «Русское Собрание». На заседании РС, прошедшем 12 мая 2016 года в Москве в Союзе писателей России, он предложил учредить при «Русском Собрании» «Народный комитет по образованию». Инициатива была единогласно поддержана.
 
По его же предложению на РНЛ открыт раздел «Русская школа», где размещаются материалы, посвященные отечественным традициям педагогики.
 
Всеволод Юрьевич – автор ряда экспертных заключений в защиту Православия, духовно-нравственных ценностей России и традиций российского образования.
 
Редакция «Русской народной линии» и руководство международной общественной организации «Русское Собрание» от души поздравляют Всеволода Юрьевича с 80-летием, желают ему здоровья, помощи Божией в его научной, просветительской, правозащитной и общественной деятельности.
 
Предоставляем слово историку, журналисту, соратнику юбиляра по общественному движению Леониду Евгеньевичу Болотину:
 
Солидная годовщина великого русского гражданина и столь же великого отечественного ученого Всеволода Юрьевича Троицкого стала для меня определенной внезапностью. Занимаясь стародавней историей, почему-то теряюсь в психологии восприятия ближайших 40—45 лет собственной жизни. У меня есть отношение к Всеволоду Юрьевичу предельно личное и до недавнего времени сокровенное. Вот таким сокровенным и посчитал нужным теперь поделиться с читателями по нынешнему важному поводу. 
 
О выдающемся «молодом ученом» — большом знатоке Русской Классической Литературы и о преподавании Русского Языка в школе я впервые узнал от своей Мамы — учительницы Русского Языка и Литературы. Все время работы в школе моя Мать много сил и времени тратила на повышение профессионализма с помощью чтения всех специализированных журналов и прохождения многочисленных курсов, семинаров, слушания лекций, бесед, выступлений ученых и писателей в Доме учителя, в Центральном доме литераторов, в Доме ученых и на других московских просветительских площадках. 
 
И ещё в мои школьные годы я услышал от неё о В.Ю.Троицком. Мама никогда не навязывала мне чтения, но непринужденно «подсовывала» то, что с увлечением читала сама. Конечно, я бы не запомнил тогда фамилию «молодого ученого» Троицкого, если бы не тома Н.С.Лескова из библиотеки «Огонька», комментарии к которым были любовно составлены сим знатоком Русской Жизни и Православия. Конечно, я не был типичным юным читателем, который просто «не замечает» предисловий, послесловий и комментариев. Объяснить свою «исключительность» я могу только одним — заслугой Мамы. Как она меня к такому обстоятельному чтению приучила, я даже не могу вспомнить. 
 
Вслед за томом с «Соборянами» на нашем домашнем журнальном столике непринужденно появилась совсем свежая книжка «Лесков — художник» (М., 1974). Только годы спустя мне стало совершенно ясно, что в мои юные годы именно чтение Н.С.Лескова и пространных комментариев к нему В.Ю.Троицкого стало для меня первоначальной катехизацией как будущего христианина. Именно данная совокупность текстов возбудила во мне ту духовную жажду постижения Евангелия, Нового Завета и Священного Писания. Причем, кто в той катехизации выполнял большую миссию — классик Лесков или «молодой ученый» Троицкий — большой вопрос! 
 
Классик он и есть классик. Написанное им — давно ушло в прошлое, «умерло» и почти забыто. Никакой связи с советской «действительностью»! И вдруг наш современник как-то совершенно непринужденно, без малейшего «дидактизма» и «нравоучительности» свидетельствует о вечно живой Русской Жизни, о биении лесковского пульса здесь и сейчас! Вот в таком преодолении классической «архаики» проявился уникальный Божий талант моего старшего современника, который стал первым моим духовным воспитателем. Тогда я, будучи стихийным материалистом, даже и представить себе не мог, что когда-то стану русским православным христианином, человеком церковным и даже… церковнослужителем! Именно в те мои юные школьные и студенческие годы В.Ю.Троицкий вспахал почву моего сердца, чтобы ко благовременью в неё пали зерна Евангельской Истины и десять с небольшим лет спустя дали спасительный лично для меня всход Святого Крещения. 
 
Вот здесь и заключена моя личная благодарность к великому русскому ученому-христианину Всеволоду Юрьевичу Троицкому. Но его общенациональное величие я понял много лет спустя. В пору юности мне были совершенно непонятны проблемы Русской Речи и её преподавания в школах и вузах, данная сторона многотрудной деятельности В.Ю.Троицкого моему пониманию была абсолютно недоступна, хотя, полагаю, её очень хорошо понимала моя природно грамотная Мама. 
 
Время должного понимания данного подвижничества русского ученого пришло, когда уже хлынули на наше Отечество окаянные девяностые годы, разрушительное ельцинское лихолетье, напрямую связанное с русофобией и насильственным политическим похищением у Русского Народа природного Русского Имени — с ликвидацией пятой графы советского паспорта. 
 
Именно в начале девяностых на какой-то общественной православно-патриотической встрече я впервые увидел некогда «молодого ученого», о котором в моей юности с неизменным почтением говорила моя Мать, увидел многомудрого и безкомпромиссного Православного Старца. Личное благодарное отношение к ученому В.Ю.Троицкому пополнилось осмыслением его исключительного, великого общенационального достоинства. 
 
Расстрелом Дома Советов в Октябре 1993 года, новой Конституцией РФ, выборами в новый высший законодательный орган — Государственную думу и насильственным насаждением криминальных капиталистических отношений из политической жизни страны совершенно вычеркнули православных патриотов и тем более православных царистов. Если до того были прецеденты избрания в депутаты хотя бы городских и районных советов отдельных представителей русской православной общественности, и даже под лозунгом «За Веру, Царя и Отечество!», новоявленный финансовый диктат исключил подобную свободу. Наше русское православное движение стало только общественным и по форме исключительно «маргинальным». Так, в Москве осталось считанное число мест, где мои единомышленники и соратники на встречах могли «выпустить пар» своего возмущения — без малейшей перспективы отобразить наши позиции в общегосударственных решениях.
 
Бесы во плоти в думе, правительстве, в администрации «гаранта», на всех каналах средств массовой информации, на градских стогнах, стадионах и во всех крытых аудиториях злорадно вопияли: «Наша власть! Наше время! Наша эпоха! Задуши гадину!» 
 
А к 1997 году взамен паспорта СССР с национальной пятой графой они утвердили паспорт РФ, где отсутствовало обозначение национальности гражданина. Впрочем, массированная обработка общественного сознания, что в паспортах РСФСР не должно быть указания на национальность, началась ещё в 1991 году, и главный удар той информационной диверсии против моих соотечественников был направлен на отвержение самого Имени Русский. Конечно, русские патриоты возмущались и, как могли, противостояли тому своими протестами. Но одно дело — достаточно массовый общественно-политический протест «маргинального» разночинства. Совсем другое, когда с таким протестом выступает академически безупречный научный авторитет в области изучения Русского Языка и его преподавания в школе и вузах. Среди наших соотечественников в статусной научной среде, полностью зависящей от власть имущих и власть предержащих, Господь в Своем Промысле на защиту Имени Русского Народа воздвиг лишь одного ученого — профессора Всеволода Юрьевича Троицкого!
 
В обывательском сознании существует ложное представление, что главная миссия «настоящего ученого» в первую очередь состоит в совершении новаторских исследований и революционных открытий. Но главная задача подлинной науки раскрывается в жестоком противоборстве с ложью, лжецами и отцом лжи (Ин. 8, 44) — в отстаивании Истины! А различные исследования и подлинные выдающиеся открытия являются только сопутствующими результатами такой безкомпромиссной борьбы. У В.Ю.Троицкого в трудах хватало и научных открытий с разработкой новейших методов, но главным в его жизни стало — научно обоснованное, научно доказательное стояние за Правду Божию! 
 
После героической смерти Евпатия Коловрата под Рязанью и последних Русских Богатырей в битве на Сити в пору преодоления удельной раздробленности Руси возникла многомудрая русская пословица: «Один в поле — не воин!» Но когда Отечеству угрожает смертельная опасность, Сам Бог меняет «чин естества» и Своим чудом воздвигает из народной среды Героя, неустрашимого Витязя, тайного Царя Давида, схимника Пересвета для единоборства с Голиафом-Челубеем! 
 
В Русской Науке на рубеже девяностых и нулевых таким Витязем-Мономахом в единоборстве за Имя Русского Народа восстал профессор Свет Всеволод сын Юрьев рода Троицких! Не разящей пращой и пронзительным копьем, но Словом восстал против лжи и забвения наш Святорусский Бога-Тырь!   
 
«Может ли считаться свободным человек, официально лишаемый своего места в человечестве, не имеющий национальности?! Скажите, по какому праву чиновники, утвердившие форму основного государственного документа — паспорта, лишили меня имени моего народа? Почему же молчите вы, мои соотечественники? Неужели заснули в заколдованном сне чубайсовских реформ? Неужели потеряли память о своем Русском Имени? Или пропили его? Или надеетесь на авось? Опомнитесь, русские люди, становящиеся народом без Имени! Скажите все своим поводырям: верните нам Имя нашего Народа! Вспомните, как сказано у Гоголя: «..У последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело…» Воспряньте же, люди русские, верните себе Имя своего Народа!»
 
Нет, не разносили то Слово горушное (Мф. 13, 31; Мк. 4, 31; Лк. 13, 19) по всей истерзанной нашей стране радиодинамики и телеэкраны! СМИ по-прежнему вопили совсем иное: «Наша власть! Наше время! Наша эпоха!» Но Русский Народ услышал своего Витязя. И я услышал, и мои сыновья, и моя жена… И мои Соратники. И неведомым мне способом услышали миллионы Русских Людей! 
 
Голос академического ученого звучал твёрдо и непреклонно: «Человек не может быть свободным в государстве, лишившем его права официально принадлежать своему Народу. Мы сможем быть и считаться свободными только тогда, когда по праву будем иметь паспорт с Именем своего Народа. Мы сможем быть свободными гражданами только тогда, когда будем иметь правительство России, которое обеспечит нам это неотъемлемое право. И я, один из бесправных ныне людей России, чье Имя хотят заменить на ИНН, не потерявший совести и национального достоинства, заявляю: я — Русский. И требую официально и документально признать за мною эту мою причастность к Русскому Народу, вернуть мне права свободного человека России. Соотечественники, вспомните Имя свое! Только обретя Имя, мы сможем построить свободную и, как прежде, многонациональную Россию. Русские, очнитесь, с нами Бог!»
 
Как же мне дорого сие правдивое и единственно верное Слово, написанное и произнесенное во всеуслышание совсем в другую — уже давнюю эпоху, не в нашу эпоху! И В.Ю.Троицкий в невероятном единоборстве, в одиночку совершил общенародную Победу уже тогда. 
 
Настоящим Героям свойственно не понимать значения своего подвига и ясно видеть плоды своей борьбы. И сейчас сердце Всеволода Юрьевича всё ещё полно скорби и горечи от того, что зримым, документальным образом в гражданской политике современной России её многочисленные Народы и дежавообразующий Русский Народ лишены своих законных Имен. Но время насильственной «безымянной» поры проходит, в международной политической и воинской грозе за свободу и независимость России грядет восстановление державного достоинства Русского Народа. 
 
И теперь, празднуя восьмидесятую годовщину рождения великого русского ученого и гражданина Всеволода Юрьевича Троицкого, мы нравственно обязаны не только выразить общероссийскую благодарность за его научно-гражданские подвиги, но, следуя сформулированным им ещё в девяностых годах стратегиям, мы своими массовыми требованиями к законодателям и правительству должны всецело ускорить дело утверждения российских паспортов с обязательным указанием нашей национальности. Только так мы сможем растворить горечь, накопившуюся в душе русского ученого, и обратить её в радость уже юридически зримой победой! В современной политике России для того есть все необходимые предпосылки. Но наша задача заключается не только в этом. 
 
В.Ю.Троицкий в свои восемьдесят пребывает в расцвете творческих научных сил и полон созидательных энергий. Хватит ему отводить роль патриотического общественного «протестанта» против антирусских и антироссийских действий пятой колоны в правительственных кругах! В.Ю.Троицкий, учитывая доверие к нему самых широких кругов Русского Народа, должен войти в круг высоких и ответственных государственных мужей, которые способны принимать безотлагательные и действенные правительственные решения по преодолению целенаправленно устроенного врагами России многолетнего кризиса среднего и высшего отечественного образования. В нынешнем глобальном кризисе Россия лицом к лицу стоит перед угрозой военного вторжения и перед необходимостью интеллектуальной и духовной мобилизации, которые без преобразования российской средней и высшей школы просто невозможна!
 
Дорогой Всеволод Юрьевич! Мы, Ваши соратники, глубоко надеемся и верим, что Господь даст Вам необходимые силы и должное здравие для исполнения такой миссии, для реализации Ваших идей и замыслов по преображению русской гуманитарной науки, российского образования и воспитания! Многая и благая лета Вам! 
 
Биографическая справка:
 
Всеволод Юрьевич Троицкий родился 4 августа 1936 года в Москве. Окончил историко-филологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. Преподавал в Московском суворовском военном училище.
 
С 1967 года работает в ИМЛИ РАН им. А.М.Горького, где является главным научным сотрудником. Председатель комиссии по преподаванию русского языка и литературы в школе Отделения литературы и языка РАН, член Комиссии РАН по образованию. Член Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования г. Москвы.
 
Член Российской народной академии наук.
 
Член Союза писателей России.
 
Автор многочисленных трудов в области национального просвещения и преподавания русской словесности, по русским писателям, находящимся в русле самобытного национального развития, о проблемах образования, русской национальной школе, экологии языка и культуры.
 
Организатор и вдохновитель ежегодных Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа» (проводятся с 1990 года в Институте мировой литературы РАН), постоянное участие в которых известных учёных, академиков и профессоров, педагогов и деятелей культуры придало этим масштабным научно-практическим мероприятиям поистине всероссийское значение.
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора