Вячеслав Тетёкин: Импортозамещение в авиапроме или пыль в глаза?

Павел Гладков 5.06.2017 10:25 | Экономика 14

Эксперт МЭФ Вячеслав Тетёкин: «Чем хвастаться-то? 1 000 самолетов за 20 лет? Так еще недавно наша страна была в состоянии производить 1 000 летательных аппаратов в год!»

«Внешне директива выглядит как реальное проявление заботы о том, чтобы заставить, наконец, покупать не иностранные самолеты, а российские. Однако даже в самом решении кабмина кроется немалое лукавство, которое во многом сводит на нет эти, казалось бы, вполне правильные подходы.

Начнем с того, что в документе записана норма о том, что отечественные суда будут приобретаться «в случае необходимости». А кто определяет возникновение этой необходимости или отсутствие оной? Конечно же, сами авиакомпании. То есть при желании продолжать покупать импортную авиатехнику, они всегда могут сослаться на отсутствие этой самой «необходимости».

Второе. Этот документ касается всех государственных авиакомпаний. Кроме «Аэрофлота». Но ведь это же крупнейший российский авиаперевозчик, у которого число воздушных судов исчисляется сотнями. Значит «Аэрофлот» как поддерживал зарубежный авиапром, так и будет поддерживать.

Еще одно обстоятельство заключается в том, что российским авиакомпаниям усиленно навязывается печально известный «Суперджет-100». Отечественным его назвать можно только с большой натяжкой, ибо наиболее важные узлы и агрегаты самолета – иностранного производства. Да и сконструирован он с обширной помощью наших зарубежных «друзей». Возможно, именно поэтому он имеет такое количество недостатков, что не только иностранные, но и отечественные авиакомпании уворачиваются от «чести» пополнить им свои самолетные парки.

Так что возникает ощущение, что речь идет отнюдь не о резком изменении политики с безудержного ввоза иностранной авиатехники на приоритет российских самолетов. Речь, возможно, идет о том, чтобы заставить госкомпании РФ покупать все тот же незадачливый «Суперджет», который, как выяснилось, совсем не «супер». Это ощущение подтверждается тем, что в апреле с.г. правительство обсуждало вопрос о том, что авиакомпания «Красные крылья» должна приобрести 100 этих самых «Джетов».

Примечательно также, что на фоне безудержной шумихи насчет достоинств «отечественного» Суперджета-100, изо всех сил замалчивается существование прекрасных самолетов Ту-204 и Ту-214, Ил-96 (их серийное производство прекращено), превосходного Ту-334 (он построен только в двух экземплярах). Затягивается серийное производство уникального ближнемагистрального Ил-114.

Ну, и о какой же защите-поддержке отечественного авиапрома идет речь? Может быть, скорее о лоббировании неудачной машины, на которую истрачены колоссальные средства из государственного бюджета? Сейчас идет шумиха насчет некого «прорывного» МС-21. Так ведь он только-только совершил первый пробный полет и начало его серийного выпуска – не ранее чем через 5 лет.

Но при этом глава Минпромторга г-н Мантуров гордо заявляет, что мы скоро завалим этим самолетом мировые рынки. Мол, 1 000 самолетов продадим в ближайшие 20 лет. Как дальновидно высказывался в аналогичной ситуации товарищ Ходжа Насреддин, за это время «либо ишак сдохнет, либо султан умрет».

Чем хвастаться-то? 1 000 самолетов за 20 лет? Так еще недавно наша страна была в состоянии производить 1 000 летательных аппаратов в год! А нынче отечественный авиапром лежит в руинах. Разрушены знаменитые конструкторские бюро, закрыты прекрасные заводы, быстро исчезает авиационная наука, прихлопнута система образования.

Шапкозакидательство является фирменным стилем нынешнего правительства РФ. Заявление о «поддержке отечественного авиапрома» – из этой же оперы!

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора