Законсервированная военная авиабаза дальней авиации «Воздвиженка»

Дальневосточный дестрой Регионы 124

Законсервированная авиабаза дальней авиации «Воздвиженка», на которой дислоцировались 444-й Берлинский орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского тяжёлый бомбардировочный авиаполк на многоцелевых бомбардировщиках-ракетоносцах и 523-й Оршанский Краснознаменный орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского авиаполк истребителей-бомбардировщиков.

Для начала немного краткой истории этого аэродрома. Наверняка где-то будут неточности и ошибки, как это обычно бывает в наших постах про подобные аэродромы, т.к. истории переформирования и развития авиаполков всегда очень запутаны и переплетены — поэтому заранее извиняемся если где-то ошиблись.

Довоенная история аэродрома Воздвиженка берёт своё начало ещё с 1932 года, когда на него был передислоцирован 70-й отряд ОСО на самолётах ТБ-1 из Подмосковья, позже ставший 109-й тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильей, сформированной из 51-й ТБЭАЭ 11-й авиационной бригады.

Весной 1933 г. из Хабаровска были передислоцированы ещё четыре эскадрильи с управлением 18-й бригады, где вместе со 109-й ТБАЭ составили 28-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную бригаду.

Весной 1932 г. из Евпатории на аэродром был передислоцирован 76-й отдельный истребительный авиационный отряд ВВС Черноморского флота на самолётах И-5, вошедший в состав ВВС ОКДВА. В начале 1933 г. он был переподчинён 19-й авиационной бригаде ВВС Морских Сил Дальнего Востока, а осенью переформирован в 28-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью.

В начале 1935 г. в связи с переименованием МСДВ в Тихоокеанский флот, ВВС МСДВ стали именоваться как ВВС ТОФ. В это же время на аэродром передислоцировали транспортные 28-й ОТРЕНАО и часть 16-го ОТАО.

В 1938 г. на основе передислоцированных из Хабаровска 108-й и 112-й тяжёлых бомбардировочных авиаэскадрилий сформировали 10-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк, переподчинив из состава ВВС ТОФ в состав ВВС ОКДВА.

После ВОВ на аэродроме дислоцировались:

303-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который в 1960-х гг. в связи с ухудшением отношений с Китаем убыл на аэродром Завитинск, но управление и приданные части по охране и воздушному прикрытию аэродрома оставались на месте с весны 1952 по осень 1994 года.

444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк сформированный в 1941 году в Хабаровске на Большом аэродроме. Позже он неоднократно менял место дислокации и в 1953 году прибыл в Воздвиженку. За время существования полка на его вооружении стояли такие самолёты как ДБ-3, Ил-4, И-16,Ту-4 и даже американские Б-25 и Б-29. А во второй половине 1950-х гг. личный состав стал переучиваться на самолет Ту-16, а к концу 1960-х гг. полк был перевооружён на Ту-16К-22 вооружённых сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-22, разработанными для самолётов Ту-22, став единственным полком в СССР на этих самолётах, предназначенным для борьбы с авианосцами в акватории Тихого океана. В 1991 году приступил к переучиванию на самолёты Ту-22М3 на которых и был расформирован только в 2009 году.

523-й Оршанский Краснознаменный орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского ИАП, сформированный осенью 1941 года на аэродроме Сейма Горьковской области, летом 1950 года переброшенный на Дальний Восток для участия в Корейской Войне и оставшийся на аэродроме. С 1959 по 1960 гг. в полку проводились войсковые испытания самолёта Су-7, по завершении которых в 1961 году на вооружении полка появились Су-7Б, а сам полк стал лидерным авиационным полком истребителей-бомбардировщиков ОКБ Сухого, первым получавшим новинки с Комсомольского авиазавода. С 1971 года полк стал пополняться первыми в СССР самолётами с изменяемой геометрией крыла Су-17. А в 1994 году полк был расформирован.

В начале 1997 года в ходе реформирования военно-воздушных сил РФ 132-й полк был объединён с 444-м с сохранением всех регалий 132-го ТБАП, и стал именоваться 444-м Берлинским орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочным авиационным полком.

Говорят, что в 1970-х гг. аэродром использовался для приёма различных политических деятелей в том числе самолётов Брежнева при его поездках по городам Дальнего Востока и во время встречи с тогдашним президентом США Джеральдом Фордом.

А в 2009 году было принято решение о консервации аэродрома. Все исправные самолёты передислоцировали на другие аэродромы, а оставшаяся техника разобрана на запчасти и простояв несколько лет на стоянках, со временем была утилизирована. В настоящее время ВПП поддерживается в рабочем состоянии силами 322-го авиаремонтного завода при авиабазе.

Сразу после въезда в гарнизон взору открывается этот огромный красавец Ту-16, установленный в честь авиаторов 444-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка.

Этот тяжёлый двухмоторный многоцелевой реактивный самолёт по сути был первым серийным дальним скоростным стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем СССР. Эта машина достойна отдельной истории но наш пост всё же про аэродром.

Одной из примечательностей этого самолёта является его бортовое вооружение.

Это три спаренных башенных установки с дистанционным управлением с 23 мм пушками АМ-23 и одна неподвижная в носовой части.

Его бомбовая нагрузка достигала почти 9 тонн, что позволяло нести тяжёлую бомбу ФАБ-9000 или ядерную бомбу, а в морском варианте более 12 тонн с двумя ракетами КСР-5 под крыльями и одной ракетой К-10С под фюзеляжем.

Перед самолётом находится площадка для проведения различных мероприятий.

Ну а теперь пройдём на сам законсервированный аэродром.

Мы заходим к группе арочных укрытий для самолётов через один из КПП, который почему-то называют Фордовскими воротами. От машин дорогу перекрывает нагромождение плит.

От КПП вдоль территории тянется дырявый периметр.

А вокруг раскиданы огневые точки.

Наш путь лежит по одной из рулёжных дорожек, петляющей среди таких холмов.

Это ранние быстровозводимые арочные укрытия для самолётов в обваловке типа 2А/13, разработанные в конце 1960-х гг.

Створки их раздвижных ворот залиты бетоном. Позже от постройки таких укрытий отказались в пользу распашных ворот из за несовершенности конструкции сдвижных. Из за отсутствия козырька над ними внутрь постоянно проникали осадки с улицы и повреждали оборудование, в следствии чего они быстро выходили из строя и ещё до распада СССР на большинстве аэродромов уже не закрывались.

Устроены они проще простого. За воротами скрывается само укрытие размерами около 28 х 13 метров.

А в торце его расположен газоход 3 х 3 метра, поворачивающий вбок.

В них проходили обслуживание истребители но все они одинаковые и пустые.

Так что движемся дальше.

Куда не глянь, видны аналогичные укрытия.

Тут мы увидели свежую разметку.

А потом и работающие фонари светосигнального оборудования с прокосами.

Аэродром подлатали и стали следить за ним, хотя ещё несколько лет назад здесь всё выглядело печальнее.

Иногда мимо проносились военные из разных воинских частей, которые дислоцируются на аэродроме. Они рассказали, что стоявший долгие годы разграбленный аэродром подлатали к 2017 году, когда с него во время учений взлетали самолёты с десантом. Теперь его законсервировали по нормальному и иногда используют. Но выгонять нас не стали, попросив просто не подходить к действующим РЛС.

По территории раскидано множество подземных укрытий для личного состава. Заглянем в одно из них.

Это небольшие быстровозводимые сборные бункерки из арок с самым простым содержимым в виде стульев, столов и разорванных плакатов.

Таких норок тут очень много.

Главная рулёжная дорожка проходит сквозь ряды бывших стоянок для многоцелевых бомбардировщиков-ракетоносцев с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3.

Ещё несколько лет назад на этих стоянках ржавели под открытым небом останки некоторых из них, но теперь здесь пусто.

Пара фото от наших коллег по хобби и участников проекта, когда здесь ещё стояли самолёты.

Ну а мы движемся к взлётно-посадочной полосе.

Свежая разметка на ВПП уже не вызвала удивление после разговора с военными. Длина полосы 3 километра, а ширина 80 метров, то есть даже шире чем на соседнем аэродроме для Буранов в Хороле. Хотя всё же крайний участок ВПП Воздвиженки длинной в 540 метров имеет ширину 60 метров.

Следы касаний самолётов как ничто другое показывает, что аэродром действительно постепенно оживает и возможно на нём когда-нибудь вновь появятся грозные птицы на постоянной основе.

А этот красивый командно-диспетчерский пункт явно построен в середине 1950-х гг. Он не заброшен и используется военными, хоть всё ещё и выглядит удручающе.

А тем временем тут и там среди кустов появляются различные живые места.

Новые локаторы мы фотографировать не стали, так что вот вам один из старых. 🙂

А мы движемся дальше мимо очередной группы укрытий.

Газовочная площадка и будка РП 523-го ИАП.

Впереди ряд зданий учебки. На заднем плане полыхает пущенный местными контролируемый пал.

Заглянем в учебку лётчиков дальней авиации.

Внутри практически ничего не сохранилось, разве что иногда встречаются схемы различных аэродромов.

Да останки стендов с плакатами.

Здание лётного тренажёра абсолютно пусто, а когда-то здесь обучались пилоты на специально оборудованных кабинах самолётов.

Штаб 523-го Оршанского АПИБ.

По углам его красуются рисунки на космическую тематику.

А у над входом мозаичные ордена Кутузова.

И Невского.

Внутри правда смотреть уже не на что.

Рядом в большом бугре находится очередной бункер.

Он представляет из себя два параллельных блока сооружений типа «Панцирь» и небольшую прямоугольную комнату из железобетонных блоков.

Бывшая ТЭЧ Оршанского авиационного полка.

Площадка наземного обеспечения ракетоносцев.

Здание со смотровой кабиной уже практически развалилось.

Зданиям здесь также очень плохо.

Внутри осталось немного старых документов.

Плакатов.

И ржавого металла.

И вновь очередной вход под землю.

Который скрывает небольшой склад или укрытие.

За отдельным КПП располагались наземные склады обеспечения.

К главному зданию на территории тянется такая заросшая аллейка.

Ещё какое-то здание.

Вокруг раскиданы останки ангаров.

На самой окраине расположен высокий цех.

На полу разбросаны ящики от утеплённых палаток 8Ю11У.

Конечно такая мощная авиабаза не могла обойтись без своей железнодорожной ветки.

А мы движемся в гарнизон мимо каких-то складов с углём и всякой мелочёвкой.

Бывшие ремонтные боксы сейчас занимают трактора, которые косят сено вокруг лётного поля.

Ряды старых заброшенных автобоксов.

Но техника на аэродроме есть. У самого забора гарнизона расположен действующий автопарк мимо которого ходят местные.

У самой авиабазы расположены основные мощности действующего 322-го авиаремонтного завода.

Он установлен здесь в честь прошлых, настоящих и будущих достижений.

На сам завод конечно посторонних не пускают, так что напоследок посмотрим на ещё один памятник в гарнизоне.

Это самолёт Су-7Б, установленный в память авиаторам Оршанцам, погибшим во время ВОВ.

На бортах самолёта изображены регалии 523-го Оршанского истребительного авиационного полка — ордена Красного Знамени, Александра Невского, Кутузова и Суворова.

Ну а на этом всё.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора