Арктический фронт. Как можно его укрепить?

Алексей Капустин Наука и техника 97
Фото: ИЭМЗ Купол

Действенной мерой РФ в Заполярье должно стать усиление системы ПВО, в том числе за счёт ЗРК «Тор-М2ДТ»

В ближайшее время одним из важнейших мероприятий Москвы в контексте обострившейся геополитической ситуации в мире, вероятно, станет усиление системы противовоздушной обороны Заполярья.

Примерно последние 10 лет Соединённые Штаты пытаются оспорить доминирующее российское военное присутствие в высоких широтах. В частности, Вашингтон стремится воспрепятствовать эксплуатации Северного морского пути (СМП).

Эта уникальная артерия протяжённостью 5,6 тысяч км расположена в Северном Ледовитом океане. Сейчас СМП используется Россией для транспортировки сниженного природного газа (СПГ) и других энергоресурсов. В связи с развитием производства (в частности, проекта «Ямал-СПГ») и портовых мощностей грузопоток по магистрали активно растёт.

В 2021 году по СМП было перевезено около 35 млн тонн грузов, а в 2024 году, как ожидается, этот показатель составит около 60 млн тонн.

В будущем Северный морской путь может использоваться для транспортировки товаров из Восточной Азии (главным образом Китая, который уже строит ледоколы) в Европу. Артерия в Северном Ледовитом океане существенно короче и в сезон навигации перевозка по ней будет быстрее.

Однако США неоднократно заявляли, что эксплуатацией СМП Москва нарушает «свободу навигации».

Как отметил ранее глава Госдепа Энтони Блинкен, «схема, которую предложила Россия, в нарушение международного законодательства не учитывает права навигации и свободы в территориальных водах и исключительной экономической зоне». Вашингтон настаивает на том, чтобы РФ начала согласовывать схему движения судов по СМП в рамках Международной морской организации (IMO).

Ещё одной проблемой Москвы наверняка станет рост разведывательной активности и провокаций НАТО в отношении Северного флота. Напомним, что это межвидовое стратегическое объединение является целым военным округом. В его состав входят атомные подлодки, корабли разного класса, сухопутные формирования и авиация.

Основными задачами Северного флота (СФ) являются поддержание морских ядерных сил в постоянной готовности в интересах стратегического сдерживания США, защита экономической зоны и районов РФ, обеспечение береговой обороны.

Между тем в доктринальных документах США говорится о необходимости развёртывания в высоких широтах элементов системы ПРО, усиления ледокольного флота, создания инфраструктуры для переброски войск, размещения в акватории СМП иностранных судов, включая военные корабли.

Российские военные допускают, что Пентагон вынашивает планы по высадке морского десанта. Методы противодействия ему были описаны в одном из прошлогодних номеров журнала «Воздушно-космические силы. Теория и практика» сотрудниками Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

Главным оплотом военного давления США на Северный флот станет граничащая с Мурманской областью Норвегия. 16 апреля 2021 года между Вашингтоном и Осло было подписано соглашение о строительстве трёх американских авиационных баз в городах Ригге, Сола и Эвенсес, где получат прописку стратегические бомбардировщики В-1 (носители ядерного оружия) и самолёты-разведчики Boeing P-8 Poseidon.

Планы Вашингтона требуют от России адекватного ответа, причём он должен укладываться в рамки достаточно скромного военного бюджета (менее 3% от ВВП).

Увеличение надводной группировки и количества кораблей однозначно потребует наращивания госрасходов. Поэтому на ближайшую перспективу для пересечения угрожающих действий, РФ имеет смысл укрепить систему ПВО посредством передачи частям ПВО СФ большего количества надёжных, хорошо зарекомендовавших себя в войсках зенитных ракетных комплексов (ЗРК).

Одним из таких изделий является «Тор-М2ДТ», который выпускает Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ) «Купол» (входит в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей»).

Это уникальное всепогодное тактическое средство ПВО эксплуатируется войсками Северного флота с 2018 года. В феврале на полигоне СФ в Печенгском районе Мурманской области состоялась очередная тренировка с боевыми расчётами «Тор-М2ДТ».

Согласно замыслу учений, военнослужащие совершили марш в назначенный район по труднопроходимой местности и бездорожью. Добравшись до нужного квадрата, зенитчики развернули ЗРК в боевые порядки, отработав различные степени боеготовности. Затем экипажи машин выполнили нормативы по сворачиванию «Торов» со сменой боевых позиций.

Главной задачей вставших на боевое дежурство в СФ «Тор-М2ДТ» является прикрытие воинских подразделений и наземной инфраструктуры межвидового стратегического объединения. Данный ЗРК полностью адаптирован под условия базирования в Заполярье. В экстремальной обстановке «Тор-М2ДТ», как и базовое изделие («Тор-М2»), способен вести боевые действия автономно без привязки к системам жизнеобеспечения и энергопитания.

По информации Минобороны РФ, семейство модернизированных «Торов» отличается «повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия», что весьма актуально, учитывая уровень развития американских средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

«Тор-М2» прошёл боевую обкатку в Сирии, где в основном сбивал беспилотники террористов. Из материалов военного ведомства РФ следует, что на учениях этот ЗРК хорошо ориентируется в сложной мишенной обстановке и справляется с высокоманёвренными летательными аппаратами типа «Саман» как на минимальных, так и максимальных высотах.

Номенклатура целей «Тор-М2» разнообразна. На дальности до 12 км и высоте свыше 10 км он способен перехватывать противолокационные и крылатые ракеты, корректируемые авиабомбы, баллистические ракеты средней и малой дальности, БПЛА, вертолёты и самолёты, в том числе выполненные по технологии «cтелс».

Ижевский ЗРК может обнаруживать до 48 целей на расстоянии 32 км, сопровождать 10 из них, ранжируя их по степени угрозы. Боекомплект «Тор-М2» включает 16 зенитных управляемых ракет вертикального старта.

По официальной информации, вероятность поражения цели ракетой «Тор-М2» приближена к 100%. Такого результата удалось достичь благодаря разработке фазированной антенной решётке в составе радиолокационной станции (РЛС). Она подсвечивает цели и обеспечивает, если так можно сказать, ювелирное попадание, в том числе по таким трудным целям как БПЛА.

«Тор» в состоянии ликвидировать беспилотный летательный аппарат, конструкция которого полностью выполнена из углепластика. Для радиолокационной системы этого ЗРК достаточно металлических частей двигателя БПЛА, которые и становятся ориентирами при определении параметров цели», — заявил ранее телеканалу «Звезда» заместитель главного конструктора «Купола» Илья Рыков.

Ещё одним безусловным преимуществом «Тор-М2» является стрельба в движении на скорости более 20 км/ч и хорошие ходовые возможности.

На последнем качестве имеет смысл остановится отдельно, особенно в контексте эксплуатации в условиях Арктики. «Тор-М2ДТ» — это вариант ижевского ЗРК, адаптированный под применение в высоких широтах. Вместо стандартной гусеничной платформы данная модификация получила двухзвенное гусеничное шасси вездехода-тягача ДТ-30 «Витязь» грузоподъёмностью 30 тонн.

«Оба звена машины соединены специальным поворотно-сцепным устройством с гидроцилиндрами, благодаря чему возможен поворот и складывание звеньев в вертикальной плоскости. «Витязь» оснащён широкими резинометаллическими гусеницами, которые позволяют технике быть устойчивой на мягком грунте. На болоте или воде они выполняют роль «гребного» винта», — поясняется в материалах «Ростеха».

ДТ-30 зарекомендовал себя как эффективное транспортное средство на грунтах с низкой несущей способностью. «Витязь» успешно эксплуатируется гражданскими и военными в Заполярье, Сибири, на Дальнем Востоке и Антарктике при температурах окружающей среды до минус 50°С.

Данный транспортёр может преодолеть стенку высотой до 1,5 метра, ров шириной до 4 метров.

Давление «Витязя» на грунт не превышает 0,3 кг/см2. Таким образом гусеничный монстр не повреждает хрупкий растительный покров бескрайнего арктического пространства.

Конечно, у военных свои требования. Так, в ходе испытаний «Тор-М2ДТ» специально тестируют водой — заливают корпус боевой машины, помещая его в дождевальную камеру. Кроме того, проверяются возможности «Тор-М2ДТ» по движению вплавь. До первых поставок в СФ колонна военной техники, включая ижевский ЗРК, успешно преодолела около 2,4 тысячи км пути.

Из практики применения «Тор-М2ДТ» можно сделать вывод о том, что ходовые качества и огневые возможности делают этот комплекс ПВО опаснейшим противником современных и перспективных средств воздушного нападения в Арктике.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора