ДВУЕДИНСТВО ИДЕЙ ЗДРАВОМЫСЛИЯ

Александр Леонидов Общество 101

Здоровье психики, предотвращающее вырождение человека в маньяка и психопата, базируется на двух фундаментальных идеях, без которых сохранить психику невозможно. Причём эти идеи не могут обеспечить здоровой психики по отдельности, в отрыве друг от друга. Это идея совершенства, противостоящая всем несовершенствам и идея справедливости, противостоящая всем несправедливостям. Если удалить из психики одну из этих идей, или обе сразу, то пропадёт способность к различению добра и зла, а несовершенства и несправедливости станут нормой жизни.

Что такое «порча»? Очевидно же, что нельзя испортить несуществующий предмет. Всякое отклонение от нормы может быть нами понято только если мы знаем норму. Иначе отклонение от чего мы будем видеть? Всякое безобразие понятно нам только при наличии образа – порча которого и есть безобразие, отсутствие образа (без него). Понятие о пороках человека не может быть там, где нет понятия об эталоне человека. Если мы не знаем, каким идеальный человек должен быть – то откуда, скажите, мы узнаем порочен он или нет? Что даст нам не только право, но и простую возможность назвать его порочным?

Если говорить языком истории, то здоровье человеческой психики обеспечивали две базовых идеи: идея Бога (Абсолюта) и идея коммунизма (Совершенного Общества Справедливости). Главная же интрига истории в том, что порознь идея Бога и идея Коммунизма не действуют!

Бог – статическая идея Высшего Совершенства, противостоящая всем несовершенствам во Вселенной, и позволяющая оценить их как несовершенства. А так же меру и степень недостаточности совершенства в них (по принципу – это более совершенно, а это менее). Коммунизм – динамическая идея Совершенства, противостоящая своим идеалом всем несовершенствам человеческой, социальной жизни. По эталону Коммунизма мы оцениваем пороки общества, меру и степень их тяжести. Только это одно и позволяет нам осмысленно и целенаправленно, шаг за шагом совершенствовать общественные отношения!

В самом деле, зачем шаги тому, кто убеждён, что никуда не придёт? И не может прийти? Для чего выходить в путь – у которого не обозначено ни смысла, ни цели?

Неоднократно мы уже говорили с читателем: коммунизм без религии – бессмыслица, религия без коммунизма – лицемерие.

Если вы отрицаете совершенство во Вселенной, тогда нет у неё и никаких несовершенств. Не может отклоняться от эталона то, что лишено эталона. Нельзя определить – меньше или больше меры предмет, если нет меры. Всякая форма существования вещества во Вселенной-трупе отказывается равноправной со всеми иными формами существования. Непонятно, почему нужно отдавать предпочтение одной перед другой? По принципу физиологического наслаждения?

Но для садиста наслаждение доставляют мучения других людей, для наркомана – опьянение, для содомита – однополый секс и т.п. Вообще нет таких извращений, которые кому-нибудь не приносили бы физиологических наслаждений. Это делает все формы существования равноправными, одинаково бессмысленными. А всякое движение к лучшей жизни – невозможным.

Но, допустим, человеческая психика приняла идею Бога, как идею умозрительного совершенства во Вселенной – где-то очень далеко от людей. Само по себе это не может дать психического здоровья, потому что не сочетает идеи статического совершенства с идеей динамического совершенства. Абсолют есть – но возможности приближения к Абсолюту нет. Это то же самое, как если бы и не было никакого Абсолюта. То, что для нас абсолютно недостижимо – равно тому, чего для нас вообще не существует.

Если человек сам не может стать совершенным, то существование какого-то абсолютного совершенства в недостижимой дали Вселенной для него ничего не значит и никак не регулирует его поведения.

Для здоровой человеческой психики необходимо, чтобы Совершенство, во-первых, существовало, а во вторых, считалось бы достижимым. Нельзя достичь того, чего не существует (коммунизм без Бога), но не существует и того, что недостижимо (Бог без коммунизма).

Всякий понимает, что совершенное общество нельзя выстроить прямо сегодня, или завтра с утра. Но оно обязано присутствовать в качестве ориентира психики, чтобы человек мог отделять добро от зла, прогресс общественных отношений от регресса, добродетель от извращений. Если в психике разрушена онтологическая пара «совершенство – несовершенство», то разрушена и всякая способность делать жизнь лучше, справедливее, человечнее.

Даже самые мелкие и пошаговые улучшения в жизни вызывают вопрос: а улучшения ли это? Если у нас нет идеального образа устремлений, то как нам знать – в правильную сторону мы движемся или в неправильную? Что именно плохо в плохом? И что именно хорошо в хорошем? Где мера для оценки? Физиологическое наслаждение? Но мы уже видели, что оно может иметь любой источник…

В Православии сердцевиной учения является «Обожение» или теозис (др.-греч. θέωσις от θεός «бог») — учение о соединении человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати. Коротко смысл обожения выражен в высказывании Афанасия Великого: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» — что обозначает потенциальную возможность для каждого человека и историческую необходимость для человека вообще обрести нечеловеческое могущество в обладании самим собой и природным миром вокруг себя в органическом единстве с Богом.

В сущности, это и есть двуединство идей Бога и Коммунизма: признание Совершенства на небе, и необходимости совершенства на земле: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе»[1]. Совершенство есть, как высшая норма, и оно помогает нам избавляться от несовершенств в текущей жизни. Мы не можем достичь совершенства сразу – но можем двигаться к нему, приближаться, избавившись сперва от каннибализма и ритуальных детоубийств, потом от рабовладения, потом от угнетения человека человеком, потом…

Но вся эта цепочка преобразований, характерная для истории, и отделяющая историю от доисторических времён, разделяющая добро от зла, а прогресс от регресса существует только в религиозной психологии! Усовершенствования возможны лишь там, где есть конечный образ Совершенства, неидеальное устраняется только при наличии Идеала!

Отсюда видно и то, что религия без коммунизма – лицемерие. Ты имеешь Идеал, вполне тебе ясный и понятный, но палец о палец не ударил, чтобы приблизить к нему бытовые отношения? Что это за странная шизофреническая позиция, в которой Христос для меня – совершенство, но сам я уподобиться Христу не хочу?

Религия без коммунизма в себе неизбежно приходит к суицидальной идее отрицания земной жизни: если всё хорошее только за гробом, то поневоле начинаешь торопить смерть, умирать до смерти, даже не пытаясь что-то из своего теоретического знания воплотить в практических делах. Об этом фарисействе тоже сказано сурово: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»[2]. Ещё в Ветхом Завете Бог говорит человеку: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»[3].

Религия – если это не сектанство – сурово осуждает надежды на загробное счастье у тех, кто не пытается построить земного счастья. Таковым не будет и загробного. Любовь к Богу уравнивается с любовью к ближнему, «к брату своему»[4].

Ничего странного в этом нет, ибо если есть в голове идея Совершенства, то должны быть и идеи по достижению оного человеком. Совершенство, которое никак не влияет на человеческий быт, никак не проявляет себя в текущей жизни – мёртвый призрак в уме.

Рассечённые, Идея Бога и Идея Коммунизма умирают. Порознь они не живут. Потеряв понятие о Совершенстве вообще и понятие о необходимости собственного, личного совершенствования, движения ко Вселенскому Совершенству – человек, осознавая это или не осознавая, оказывается во власти порчи и безумия. Нет Нормы – нет и ненормального. Начинаются гнилые поползновения по формуле «всё в жизни нужно попробовать», человек совершенно искренне не понимает, почему он должен оставаться в круге понятий и смыслов, придуманных другими людьми, к тому же давно, к тому же эти люди уже умерли, и жили в других обстоятельствах, и т.п. Если нравственность придумали люди – то её просто нет, а точнее – нет никакой разницы между нравственным и удобным, приятным человеку. «Тем было приятно то – а мне другое», и всё, круг замкнулся: мы получаем Чикатилу, мы получаем на выходе бешено множащихся «американских стрелков», которые в США почти каждую неделю расстреливают то школу, то кинотеатр.

Их психика утратила стабилизирующие представления о норме поведения, и всякое поведение стало восприниматься как нормальное. А это и создаёт маньяка во всей его кровавой и сумасшедшей отвратительности.

Приватизаторы выглядят респектабельнее Чикатило, но по факту они убили гораздо больше людей, чем Чикатило, стремясь к одному с Чикатилой и Джеком Потрошителем состоянию: личному наслаждению. Потрошитель наслаждается, вспарывая случайному прохожему брюхо, а десоветизаторы наслаждаются, украв пенсии у миллионов стариков, в большинстве своём тоже незнакомых, случайно подвернувшихся под нож.

Человек психически здоровый живёт в истории и движет историю прогрессом – только и именно потому, что его психика стабилизирована идеей статического (изначально данного) совершенства и идеей динамического (достигаемого практикой) совершенства. Образ рая позволяет оценить земную жизнь с точки зрения идеала, и выделить, вычислить то, что не соответствует идеалу. А затем – выделив в уме – начать работу по удалению несовершенств.

А что может сделать человек, для которого (в уме его) все формы существования вещества равноправны? Такой человек и выдумывает однополые браки, омолаживающие «элексиры» из плоти младенцев и десоветизацию. Этот человек, даже не став ещё маньяком во внешней среде – психологически, в уме – уже маньяк. Он ещё, может быть, не потрошит соседей, но он уже умственно не видит в этом ничего недопустимого или отвратительного.

Такого человека, утратившего базовые стабилизаторы психического здоровья нельзя даже назвать злым, поскольку он потерял само различение добра и зла, он может совершенно искренне, субъективно верить, что творит добро. Есть такая категория маньяков-убийц, которые убеждены, что творят правосудие, восстанавливают справедливость и т.п.

В состоянии морального помешательства, не различая добра и зла – человек теряет способность различать прогресс и регресс общества, просвещение от растления, различать вкус говядины от вкуса человечины. В таком состоянии он не может поддерживать цивилизацию или оставаться в истории с её ступенями восхождения: для него все кошки серы, поступки не делятся на правильные и неправильные, а только как у животных: на приятные и неприятные.

+++

И эта утрата стабилизирующих психику идей – наиболее глубокая и фундаментальная проблема современного человечества, из которой вытекают все остальные его проблемы.

Проблемы экономические и экологические, социальные и культурные – очень разные по форматам. Но ни одной из них не может решить человек-маньяк, утративший в голове онтологические пары познания[5] и способность к различению добра от зла.


[1] Евангелие от Луки, 11:2.

[2] Иак.2:17, 26

[3] Книга пророка Осии, 6:6.

[4] Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова: 2:10-11 : «Кто любит брата своего, тот пребывает во

свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет».

[5] Противоположности, невозможные друг без друга: совершенство и несовершенство, относительное и абсолютное, временное и вечное и т.п.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора