Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!

Из фильма «Кин-дза-дза!»

Изредка, попадаются в ЖЖ как бы умные и порядочные люди, и даже как бы левых взглядов, но с разумом, тотально пораженным чумой элитаризма. Причем, соблазн элитаризма велик, а для самолюбивых эгоистов практически непреодолим. Тем более, что с точки зрения примитивного понимания справедливости, чисто в «крестьянской» (мелкобуржуазной, обывательской, мещанской) индивидуалистической трактовке, некоторые варианты элитаризма (когнитариат, меритократия и т.д.) выглядят как бы вполне логичными и оправданными. И главный лозунг социализма, как кажется, не противоречит этому, провозглашая принцип: «каждому по труду» (особенно, если не вспоминать про «от каждого по способностям», не вдаваться в неоднозначные смыслы используемых терминов и не затрагивать вопросы несовершенства кратких формул).

Всегда приятно ощущать себя лучше многих других и осознавать, что руководят тобой не менее (а то и гораздо более) умные люди (которые всегда поймут и простят), а не коллективная воля мрачной толпы темных личностей (как индивидуалисты, обычно, воспринимают народ). Проблема в том, что все прогрессивные пути дальнейшего общественного развития неразрывно связаны именно с эгалитаризмом. По-сути, это единственный путь, в рамках которого человечество может двигаться вперед. Все остальные пути заведомо ведут человечество к деградации и гибели, хотя бы и с разной скоростью. Надо ясно понимать, что в рамках элитаризма, никакой устойчивый социальный прогресс (дальнейший) принципиально невозможен и любые попытки совместить его с более совершенными и высокими общественно-экономическими формациями, к примеру, социализм и элитаризм, неизбежно, рано или поздно, приведут общество к краху и последующей реставрации капитализма (или даже еще более диких, древних и примитивных формаций).

Элитаризм — это, в первую очередь, конкурентная организация общества, когда «лучшие люди», оказавшиеся наверху социальной пирамиды, получают неоправданные преимущества перед всеми остальными, возможность управлять обществом в целом и распоряжаться всеми его ресурсами в своих узкогрупповых интересах (причем, групповые интересы элиты, быстро начинают восприниматься ей, как интересы всего общества, становятся неотличимы от них). Причем, сам иерархический принцип и насаждаемая им конкуренция в отношениях между людьми, неизбежно возрождает бесчеловечную разрушительную идею «человек человеку волк».

Эгалитаризм — это солидарная организация общества, когда социальной пирамиды нет, а управление и распределение ресурсов осуществляются самим народом в интересах всего общества в целом (главная проблема здесь, именно в создании самой такой системы и надежных механизмах ее защиты от заражения элитаризмом и узурпации власти паразитами).

Эгалитаристы радикально отличаются от всех элитаристов тем, что главной движущей силой прогресса считают народ. По мнению эгалитаристов, именно и только народ может и должен стать главным источником власти, ее полноправным обладателем, и без этого мы обречены постоянно топтаться на месте, погружаясь в хаос кризисов и войн, создаваемых силами регулярно деградирующих и оскотинивающихся мировых элит. Элитаристы же, наоборот, считают народ темной, тупой и консервативной массой, над которой должны властвовать какие-то особенные умные и прогрессивные личности (отборные профессионалы, мыслители и т.д.). Разногласия между элитаристами разных сортов и разновидностей происходят лишь по поводу принципов отбора этих самых «лучших людей», а так же в части определения их главных целей и задач. Причем, особенно глупо и похабно выглядят элитаристы, называющие (считающие) себя коммунистами.

Важно понимать, что элитогенез происходит не только из наследственного преимущества, за счет обладания особыми правами и капиталом, но и вообще из-за любого искусственного превосходства одних групп людей над другими. Даже при социализме (если с проявлениями элитаризма не бороться целенаправленно), при формальном равенстве перед законом (что вполне соответствует принципам современной буржуазной демократии, кстати), одни люди всегда могут получить существенное преимущество перед другими, хотя бы за счет лучшей наследственности и/или лучшего семейного воспитания, доступа к медицине и образованию, наличия «связей», блата и т.д. (даже если не учитывать наследственный капитал в материальном виде). При этом неизбежно возникают конкурентные отношения и злокачественные иерархии, когда такие «лучшие люди» начинают осознавать свою групповую заинтересованность в сохранении из поколения в поколение унаследованного превосходства в образовании и воспитании (как минимум). Причем, в первую очередь, за счет ограничения оных для всех остальных. Для защиты своих интересов, сохранения социального статуса, преимуществ и привилегий они объединяются в формальные и неформальные структуры. Что способствует возникновению и/или углублению социального расслоения (образованию и герметизации цехов, сословий и каст), а в дальнейшем к перерождению, деградации и обуржуазиванию новоявленных элит (если дело происходит уже при социализме), и их последующей попытке перекроить общество в своих интересах.

При этом, не имеет практически никакого значения, по каким именно принципам определяются «лучшие люди» изначально (по происхождению, богатству, интеллекту и/или трудолюбию), все равно, стоит им лишь выделиться и объединиться, и рано или поздно, из них самих и/или их потомков неизбежно формируется банда паразитов, которая реформирует общество в своих узкогрупповых интересах (т.е. реставрирует архаичные общественно-экономические формации: капитализм, феодализм, а то даже и рабовладение). Поэтому, тщательное уничтожение всех ростков элитаризма и построение полностью (в основном) эгалитарного общества, являются важнейшей целью в рамках строительства социализма. Относительно успешное совмещение элитаризма (хотя бы и фрагментарного) и социализма, возможно только на очень коротком историческом отрезке времени, затягивать этот опасный мезальянс никак нельзя (что убедительно продемонстрировал СССР на своем собственном печальном примере). Это время необходимо, чтобы построить и наладить эгалитарную систему управления и реформировать, развить общество до такого уровня, когда работоспособность эгалитаризма уже не вызывала бы никаких сомнений (в СССР, к примеру, к моменту его гибели, этот уровень практически уже был достигнут). При этом, сознательные революционные элиты должны будут упорно и самоотверженно трудиться, по сути, как бы  против самих себя, чтобы создать необходимые условия и сознательно отдать всю (свою «прелесть») власть народу. Парадокс, но, как ни жаль отдавать власть «недостойным», но другого пути нет. Иначе, в недалекой исторической перспективе, они потеряют вообще все (их цели окажутся недостигнутыми, жертвы напрасными, а дела пойдут прахом). И отдать власть народу, во всей ее полноте, им обязательно нужно вовремя, иначе, впереди ждет неизбежное перерождение, предательство и уничтожение дела всей их жизни. Причем, их же собственными руками и/или силами деградировавших и обуржуазившихся потомков.