Представитель Белого дома заявил, что встреча президентов США и РФ будет зависеть от того, как в Вашингтоне воспримут дальнейшие действия России после признания независимости республик Донбасса. Он отметил, что США «примут дальнейшие меры, чтобы привлечь Россию к ответственности».
При этом, по словам американского чиновника, признание независимости ДНР и ЛНР не является основанием для немедленного введения санкций: представитель Белого дома заявил, что российские войска находились там «в течение восьми лет», и в нынешней ситуации в этом вопросе «нет ничего нового». Россия отрицает факт нахождения своих военных в Донбассе ранее 22 февраля 2022 года.
Довольно забавная ситуация: украинская риторика, распространявшаяся ею восемь лет, теперь сработала в обратную сторону — действительно, а за что санкции? Ведь российские войска и так там были, вы же сами говорили, уважаемые. Но на этом шутки заканчиваются, а серьёзное начинается.
Минувшая ночь показала, как много изменилось с 2008 года, когда в похожей ситуации были признаны Абхазия и Южная Осетия. На этот раз «международное сообщество» единства отнюдь не демонстрирует. Тем не менее, к санкциям призывали часто и густо. В связи с чем вполне уместно задаться вопросом: а готовы ли стороны к этим санкциям?
Готовы ли Россия и сам Запад? И да, и нет.
Прежде всего, совершенно непонятно, а что Запад может предложить? Практически все возможные карты уже выложены, и все их Россия уже так или иначе пережила с 2014 года. По сути, всё, что у Запада осталось, — это санкции личного свойства. У которых одно назначение: спровоцировать в Москве элитный мятеж. Что ж, они действительно это умеют. Но опять же очень многие карты из этой колоды они уже сбросили.
Но сам Запад тоже не особо горит желанием развязывать новую санкционную войну. Это заметно даже по Америке. Ею этот вопрос если и форсируется, то только в контексте внутренних стычек демократов и республиканцев. Так, на днях там соревновались демократический санкционный проект сенатора Менендеса и республиканский сенатора Круза. Оба суровые дальше некуда, но с такими невнятными условиями применения, что практически нефункциональны.
Да и мишеней для санкций осталось не так уж и много.
Тот же «Северный поток — 2». Понятно, что сам факт его существования уже очень круто ограничивает Америке политический манёвр на европейском пространстве. Я это вполне признаю, несмотря на то, что сам против данного проекта в принципе. Тем не менее, Европе он нужен, а для РФ его строительство уже окупилось ещё до запуска. Так что использовать его как инструмент давления можно весьма ограниченно.
Та же история с SWIFT. Отключить которую, конечно, можно, вот только это, во-первых, нанесёт мощный удар по мировому финансовому рынку вплоть до терминальных последствий (что уже было чётко озвучено), во-вторых, РФ с 2014 года экспериментирует с альтернативными технологиями и системами. Правда, российская система СПФС, мягко говоря, далека от совершенства (там всё куда печальнее сравнения «Ютьюба» с «Рутьюбом»). Но она, тем не менее, уже есть, и довести её до ума можно. Дальше-то что?
Ещё один оставшийся пункт: возможная блокировка американских корсчетов российских банков, что может лишить их возможности проведения долларовых операций. Но и эта угроза была очевидна с 2014 года, и по этой причине в РФ 8 лет предпринимались усилия по дедолларизации экономики. Даже частично преуспели — доля доллара в расчётах снизилась с 80 до 56 процентов (а во внешнем долге и вовсе до 44 процентов). ЦБ сократил долю доллара в своих международных активах с 45 до 16 процентов (а Минфин вообще отказался от долларовой доли в суверенном ФНБ). Так что и здесь удар уже как минимум не будет сокрушительным.
Это не означает, что проблем не будет. Наоборот — будет тяжело. Возможно, даже очень. Но и им тоже. И кому тяжелей — пока неизвестно. Так что готовы ли стороны к санкциям — это интересный вопрос. И здесь, как у незабвенной крымской «дочери офицера»: не всё так однозначно.