«Нечаянная коррупция»

СНЖ Софья Суворова Общество 121

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото отсюда

В статье «Депутаты согласились освободить чиновников от наказания за нечаянную коррупцию»

говорится:

«Москва. 10 марта. INTERFAX.RU — Госдума приняла в первом чтении правительственные законопроекты об освобождении чиновников, судей, парламентариев и сотрудников госкомпаний от ответственности за нарушения антикоррупционных законов, наступивших в не зависящих от них обстоятельствах.

Законопроект № 1078992-7 предусматривает, что представителей власти освободят от ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений, запретов и требований, если нарушение будет признано последствием обстоятельств, не зависящих от обвиняемого. Это могут быть обстоятельства, «находящиеся вне контроля» чиновника, депутата или судьи, а также неожиданные обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия и теракты, а также принимаемые государственными и муниципальными органами власти запретительные или ограничительные меры».

Сами слова «нечаянная коррупция» звучали бы забавно, если бы ни печальная суть проблемы. И причем здесь обстоятельства, «находящиеся вне контроля чиновника»? В статье перечисляются разные причины. Давайте рассмотрим каждую.

Вот пришел к чиновнику человек с какой-то просьбой, либо лично для себя, либо пусть даже не для себя, а, предположим, для своего предприятия. В принципе, забота о предприятии — дело благородное, спору нет. Но если ты просишь у чиновника каких-то благ для своего завода, а он не может их предоставить, не обделив другой завод, то насколько ты прав? На других заводах ведь тоже люди работают. Но ты все-таки просишь, а потом благодаришь какой-то суммой, подстраховывая себя на будущее, чтобы потом еще попросить. Чиновник берет твою благодарность. Это что, нормально? Разве так надо решать проблемы. Потом придет другой начальник и предложит сумму побольше. А дальше-то что?

Или если ты просишь что-то лично для себя и опять-таки от всей души благодаришь конвертиком?

Тебе неловко не отблагодарить, а чиновнику неловко тебя обидеть? Вот он и берет презент из вежливости. Воспитанный человек, что тут скажешь. Это всё может служить оправданием, ведь мы же вежливые люди? Отринуть подарок неприлично, ведь так?

Однако этим мы коррупцию не преодолеем. Нежелание оказаться нелюбезным не может быть оправданием взяточничества. Ну никак.

Возьмем стихийные бедствия. Да, это горе. Надо спасать людей и хозяйство, но причем здесь взятки? Чиновник обязан принять адекватные решения по долгу своей службы.

Возьмем пожары. Что, за решение тушить пожар можно брать деньги частным порядком? А без этого пожар тушить не будут?

Если взять проблему эпидемий, то страна обязана всё учитывать заранее. Была же в СССР гражданская оборона, которая предусматривала и борьбу с эпидемией, и помощь населению во время боевых  действий или терактов.  Кого в этих случаях благодарить взяткой? Минздрав или военноначальников? За то, что они приняли меры, которые обязаны принять по долгу  своей службы? Это нормально?

А во время забастовок можно, видимо, давать взятки изголодавшимся от бездействия предприятий директорам? Или откупом решить проблемы несправедливых сокращений, несоблюдаемых дирекцией норм безопасности рабочих, замораживания зарплат? В этой ситуации брать мзду простительно? Ведь тяжелая же?

А если государственными и муниципальными органами власти приняты запретительные или ограничительные меры, то чиновники имеют право принять откуп от этих мер?

Не указана еще одна ситуация: чиновнику бросили на стол конверт со взяткой и убежали, а он и слова не успел сказать… Ну не виноват. Быстро бегать не умеет. А тут нагрянули с проверкой и увидели на столе брошенный конверт, которого чиновник и не касался. Здесь, пожалуй, ладно — не виноват. Случилась провокация. Ну так он эту взятку и не брал. Сие следует доказать и вынести оправдательный вердикт. Действительно, произошла ситуация, не зависящая от человека. Такое в жизни бывает. Подставой называется. Вот это и отметили бы в законе, если так хочется создать отдельный закон.

Из сборника «Россия после путинизма: ПРОГРАММА СУЛАКШИНА. 88 вопросов и ответов»:

Как предотвратить чиновничий беспредел и безответственность в будущей России?
Будет специальный закон о государственной службе, закон об этическом кодексе государственного служащего, смертная казнь за крупные коррупционные преступления чиновников и будет закон о политической ответственности выборных лиц.

Каков механизм очистки управленческих кадров после ухода Путина?
Будет работать специально созданная кадровая структура вновь пришедшей политической команды. Оперативные форс-мажорные кадровые решения начнутся в первые же дни, а в целом процедура
займет около года, пока кадровая революция пройдет сверху вниз по всей пирамиде власти, вплоть до региональных органов государственной власти и местной публичной власти.

Каковы принципы отбора на государственные должности по программе Сулакшина?
Будет меняться положение с квалификацией. Образовательная система, ЕГЭ и Болонская системы уйдут в историю, будут восстановлены физико-математические, специализированные гуманитарные школы, вернется система воспитания, система политической активации российского гражданина, создания человека активного, нравственного, самостоятельного, осознающего своё достоинство. Талантливые, энергичные, творческие люди будут выявляться начиная со школьной скамьи, затем заработают социальные лифты, которые самых талантливых из них будут продвигать на полномочные государственные посты. Далее целый ряд новых механизмов в системе выборов: досрочный отзыв, публичная оценка, предупреждение, импичмент для Президента.

Суть народовластия по проекту Конституции Сулакшина.
Представительская вертикаль интересов большинства в избираемых государственных органах публичной власти будет иметь предохранительные механизмы от мутаций посланников. Партийных списков не будет, появится кооптация в законодательные органы власти от цеховых и социальных союзов, иных общественных объединений. Будет выстроена обратная нисходящая вертикаль — от власти к народу — в виде механизма политической ответственности избранных лиц. Будет право народа контролировать своих избранников,
давать им оценки, досрочно отзывать из власти за неоправдание народного доверия. Местное самоуправление будет повышено до уровня государственной власти с соответствующими полномочиями
и фондами.

Какова будет роль гражданского общества?
Гражданское общество важный институт сдержки всевластия власти, отличающееся от просто общества независимостью, активностью, самостоятельностью и способностью выступать контрагентом
государства. Новая Конституция сформирует этот институт и он сможет активно влиять на власть. Отзывать депутатов или сенаторов, предупреждать о должностном несоответствии Президента, добиваться импичмента Президента. СМИ будут самостоятельными, независимыми и будут имеет возможность контролировать и критиковать власть.

Софья Суворова, Союз народной журналистики, группа поддержки Программы Сулакшина

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора