Почему нашумевшие автопроекты в России не дожили до реализации
Не так давно отечественная автомобильная общественность была взволнована и заинтригована: почти одновременно объявили о запуске целых двух новых автомобильных проектов в России. Причем в обоих случаях речь шла об инновационных моделях электромобилей!
Сначала специалисты инжинирингового центра CompMechLab и Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) заявили, что они разработали новый российский электромобиль и он якобы уже готов к серийному производству. Электрокар «Кама-1» – это компактный кроссовер (длина – 3,4 м), рассчитанный на четырех человек (но есть и небольшой багажник). Могут быть установлены различные аккумуляторы, но даже базовая батарея на 33 кВт·ч в городском режиме позволит преодолеть около 250 км. До 60 км/ч электромобиль разгоняется всего за 3 секунды, его максимальная скорость –150 км/ч, а зарядка на 70–80% займет около 20 минут, как уверяют разработчики. Правда, за счет чего удастся достигнуть таких революционных показателей, не говорят. И вообще, модель существует только в виде макета… Но уже известно, что стоить такой электрокроссовер будет 1 млн рублей.
И буквально через несколько дней другая российская компания, Monarch, объявила о завершении разработки одноименного автомобиля, который сами создатели позиционируют как «первый отечественный электрокар премиум-класса». Новинку будут предлагать клиентам в двух версиях: мощностью 272 и 544 л. с. Разработчики уверяют, что их лимузин может разогнаться до 100 км/ч за 3,2 секунды, то есть даже быстрее, чем какая-нибудь Tesla!
Впрочем, пока Monarch, как выяснилось, тоже существует лишь в виде виртуальной модели. Публике показали только скетчи. Но это не помешало компании открыть прием заказов на машину, цены на которую стартуют от 58 тыс. долларов (около 4,4 млн руб. по нынешнему курсу).
Пока первые экземпляры машин «Кама» и Monarch только собирают (я надеюсь!) для ходовых испытаний и получения сертификации, в Сети уже развернулись дискуссии относительно будущего этих амбициозных проектов. Увы, некоторые из пользователей уверены, что новинки могут разделить будущее «Ё-мобиля», Marussia и других отечественных начинаний, о которых много говорили в предыдущие годы. И я вспомнил только самые известные из них – хотя бы для того, чтобы специалисты из CompMechLab и Monarch учли ошибки своих предшественников.
Несбывшийся «Мишка»
В конце прошлого века и начале нынешнего экономика России была на подъеме, и многие ожидали появления прорывных моделей от отечественного автопрома. Кстати, прорывы действительно были – у нас появились новые, интересные автомобили собственной разработки: «ГАЗель», «Лада-Калина» и «Лада-Приора», «Шевроле-Нива»… Увы, другие многообещающие модели остались лишь в истории. Обычно сразу вспоминают «Ё-мобиль» или Marussia… Но до них было еще одно громкое имя – «Мишка».
В 1997 году специалисты «Автосельхозмаш-холдинга», родившегося из недр Минавтопрома, разработали и представили конструкцию недорогого микролитражного автомобиля. Время для такой машины оказалось удачное – в этой нише была только «Ока», и спрос на нее был отменный. Так что к новому проекту были готовы подключиться несколько крупных предприятий по всей стране. Тогда было принято стоимость автомобиля называть в валюте, и данные нового авто очень впечатляли: за 3–5 тыс. долларов покупатель получал хэтчбек длиной 3,35 м с 1,4-литровым 78-сильным мотором, с механикой или даже с АКПП.
Но грянул август 1998 года, и о проекте по созданию микролитражки забыли на несколько лет. В 2003-м он возник снова, уже под окончательным именем «Мишка»: в Туле было зарегистрировано ОАО «Мишка-Тула-Москва», среди учредителей которого значились правительство Тульской области и… знаменитый шахматный чемпион Анатолий Карпов. Успели даже собрать несколько тестовых машин; казалось, что у машины есть все шансы стать бестселлером. Пусть автомобиль не слишком комфортный, но при этом простой и надежный. Ломаться было просто нечему: кузов – пространственная трубчатая стальная рама, на которую крепятся пластиковые панели (кстати, гарантия на кузов составляла 10 лет).
Опытные образцы оснащались двигателем МеМЗ-307 мощностью 70 л. с. (известным нам по автомобилю ZAZ Chanсe) и пятиступенчатой коробкой передач от того же авто. Агрегат обеспечивал автомобильчику «максималку» в 155 км/ч и расход топлива на уровне 6 л/100 км. Остальная компонентная база состояла из узлов и агрегатов «Оки», а также моделей ЗАЗа, УАЗа, ГАЗа и АвтоВАЗа. В интерьере – тоже «солянка» из известных по отечественным автомобилям деталей. Возможных типов кузова было три – универсал, пикап и фургон. Собирать такие машины планировалось примерно так же, как комбайны, – на стапелях.
Но, увы, серийная сборка несколько раз откладывалась. Последняя попытка запустить производство относится уже к совсем недавнему времени – 2012 году. Но тогда стало понятно, что в рознице машина будет стоить 170–200 тыс. рублей, и за такие деньги маленький примитивный автомобильчик уже не нужен. Ведь стартовавшая в 2011-м Lada Granta стоила от 229 000 рублей. А это хоть и не беспроблемный, но уже вполне нормальный автомобиль, соответствующий нормам безопасности, собранный по современной технологии на автозаводе. И, что немаловажно, более крупный, чем «Мишка». И если в Индии не стал бестселлером Tata Nano, то шансов у «Мишки» в России в наше время тоже было немного. Увы, модель опоздала на 20 лет.
«Ё-мобиль» спешит на помощь
История «Ё-мобиля» началась в 2010 году, когда инвестиционная компания Михаила Прохорова «ОНЭКСИМ» и российско-белорусский холдинг «Яровит Моторс» объявили о создании «первого народного гибридного автомобиля в России». Серьезный вроде проект, великие амбиции и… всего 150 млн долларов инвестиций. Честно говоря, для проекта государственного масштаба такая сумма, как говорится, ни о чем. Увы, чтобы создать с нуля новую массовую модель, надо вложить (для начала) как минимум на порядок больше. Но, несмотря на все сомнения специалистов, PR-кампания бренда начала стремительно набирать обороты. В 2012 и 2013 годах уже не было международной автомобильной выставки, на которой бы не выставляли концепт-кары «Ё-мобиля».
Но специалисты предсказывали: провал неминуем, несмотря даже на интересные технические идеи и потенциально большой спрос на автомобиль. Более того, некоторые уверены, что вся затея – лишь очень красивая и эффектная PR-кампания владельца проекта Прохорова. А все заявления руководителей проекта – слишком амбициозные по замыслу и по времени воплощения для такого неопытного и малобюджетного коллектива, как компания «Ё-Авто».
Создание «Ё-мобиля» выглядело авантюрой с самого начала: заменить поршневой двигатель на роторный, дополнить его «умной» гибридной системой с электромотором и запихнуть все это в сверхлегкий кузов и дополнить десятками новых технологических систем. И всё это за 2 года! Те проблемы, над которыми десятилетиями бьются мировые гранды автопрома, руководство российско-белорусской компании обещало решить за пару лет – при инвестициях в 150 млн долларов!
(Я, кстати, в те годы неоднократно встречался с руководителями проекта, но они так и не назвали разработчиков ни этого «инновационного роторно-лопастного двигателя», ни суперконденсатора, который должен был заменить обычную аккумуляторную батарею. Говорили лишь о неких «выдающихся белорусских ученых и инженерах», которые успешно занимаются разработками в каком-то сверхсекретном НИИ в Минске.)
Нам обещали три модели «Ё-мобиля»: трехдверное купе, кроссовер и фургон. Все автомобили должны были оснащаться роторными двигателями, способными работать как на бензине, так и на газовом топливе. Они вырабатывали электричество, необходимое для работы электродвигателей и зарядки суперкондиционеров. Кузов планировали делать из термоформованного пластика и полипропилена.
В декабре 2011 года были представлены три самоходных опытных образца, изготовленных в российских кузовных ателье, – Cardi и «Русский Автомобильный Дизайн». Но смонтированы кузова были на платформе серийных японских малолитражек; двигатели (бензиновые) были установлены тоже серийные, но немецкие. На одном из таких автомобилей в 2012 году даже прокатился несколько километров наш премьер-министр – из подмосковной резиденции Ново-Огарево, где проходило заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в государственную резиденцию Горки-9.
По заявлениям разработчиков, промышленное производство машин было запланировано на 2012 год; цена объявлялась от 360 тыс. руб. Компания даже объявила сбор предзаказов, причем совершенно бесплатно можно было записаться на любую модель. За первую неделю общее число заявок перевалило за 100 тыс. Потом начало производства перенесли на 2015 год, при этом стоимость автомобиля оценивалась уже в 450–490 тыс. рублей, и энтузиазм будущих покупателей поутих. Но не случилось ни инновационных агрегатов, ни самого автомобиля: видимо, все отпущенные деньги потратили на PR, и в апреле 2014 года Михаил Прохоров объявил о том, что проект закрыл. А все наработки по «Ё-мобилю» продал институту НАМИ за 1 евро. Видимо, больше они не стоили.
Не плачь, «Маруся»!
В 2007 году российский актер, музыкант, шоумен и автогонщик Николай Фоменко и бизнесмен Ефим Островский основали компанию Marussia Motors, которая должна была наладить выпуск эксклюзивных спортивных автомобилей. И надо сказать, что поначалу дело пошло! Собрали команду отечественных и зарубежных конструкторов, дизайнеров, инженеров. Уже через год компания представила свой первый прототип автомобиля Marussia (позже появились две его вариации – B1 и B2); потом был и концепт кроссовера Marussia F2…
Сначала решили, что все «суперкары» будут оснащаться 240-сильным 3,5-литровым 6-цилиндровым V-образным двигателем Nissan (такой стоял на Nissan 350Z). Были даже заявлены характеристики моделей: разгон до 100 км/ч за 5 сек., максимальная скорость – 250 км/ч. Потом решили оснащать модели двигателями британского производителя спортивных моторов Cosworth. Российские «суперкары» должны были получить турбированные «шестерки» объемом 2,8 л мощностью 360 или 420 л. с. Надо сказать, что компания развернулась широко и 100 млн долларов инвестиций (так говорят) потратила не зря: было сконструировано и построено 44 прототипа спортивных автомобилей, а четыре экземпляра и вовсе носили статус «серийных автомобилей». Для этого был даже оснащен вполне себе современный завод в Москве, рассчитанный на выпуск до 100 автомобилей в год.
Увы, но в апреле 2014 года компания объявила о банкротстве; причиной ликвидации официально были названы финансовые проблемы. На самом деле, по некоторым сведениям, первопричиной стало то, что организаторы проекта к нему довольно быстро охладели. И передали управление «близким и надежным» менеджерам, которые, к сожалению, профессионалами в автобизнесе не были. По мнению многих специалистов, при устойчивом финансировании и грамотном управлении проект Marussia мог бы реализоваться в виде успешного мелкосерийного производства спорткаров в объеме до 100 автомобилей в год (типа известной марки Koenigsegg). Но все вышло, как вышло.
Последний полет «Орла»
В недавнем совсем прошлом случился еще один дерзкий проект в нашем автопроме – попытка наладить выпуск спорткупе собственной разработки на Таганрогском автозаводе. На общем сером фоне российского автопрома модель Tagaz Aquila промелькнула, как яркий метеорит. Причем, в отличие от того же «Ё-мобиля», ТагАЗу все же удалось выпустить и продать некоторое количество товарных машин. Но история Aquila (по латыни – «орел») закончилась так же печально, как и большинство амбициозных российских проектов.
Таганрогский автомобильный завод был известен в первую очередь как крупнейшая (и очень успешная) площадка по сборке автомобилей корейских (а затем и китайских) марок. Но его владелец Михаил Парамонов всегда хотел выпускать машины и под собственными брендами и пытался сделать это несколько раз – под марками «Донинвест» и ТагАЗ. Последняя попытка относится к началу нашего десятилетия. Честно говоря, время для этого выбрали не самое лучшее: завод находился практически в предбанкротном состоянии, и Aquila, по сути, стала для него «лебединой песнью».
Проект заказали дочернему конструкторскому бюро в Корее, и дизайн четырехдверного купе удался: экстравагантный, харизматичный, запоминающийся и при этом действительно оригинальный. Стремительные контуры, низкий силуэт, покатая крыша – Aquila напоминала суперкары ведущих мировых компаний. А вот с агрегатами пришлось экономить, не до жиру… Комплектующие получали из Китая (двигатель Mitsubishi 1,6 л, коробку передач Aisin, элементы салона и подвески от компании BYD). В 2012 году началась тестовая сборка. Она была стапельной: на стальной каркас навешивали наружные панели из стеклопластика, передний подрамник, двигатель с коробкой, детали подвески… В конце года автомобиль успешно прошел сертификационный краш-тест на Дмитровском полигоне.
Нацелен «первый отечественный спорткар», естественно, был на молодежную аудиторию, которая хотела получить красивый и необычный автомобиль… по цене «Приоры». И действительно, цена начиналась от 415 тыс. рублей. Правда, при условии, что покупатель сам заберет машину на заводе.
(Я поездил в свое время на этом автомобиле и могу сказать, что после первого «вау-эффекта» от внешности салон сразу же опускал с небес на землю. Какой тут премиум – обычный китайский автомобиль эконом-класса! Про динамические характеристики говорить просто скучно: достаточно старый по конструкции мотор объемом 1,6 л (107 л.с.) разгонял «спорткар» весом 1,5 тонны до 100 км/час за… 13 секунд. Причем после 60 км/ч в салоне начинал появляться нарастающий гул – сказывались проблемы с шумоизоляцией. Да и подвеска требовала доводки.)
Производство шло неравномерно: то не хватало комплектующих, то сборщики бастовали из-за задержки зарплаты. Сборка продолжалась до сентября 2014 года, при этом, сколько было выпущено машин, точно неизвестно. Называются разные цифры – от 200 до 270 штук.
Вообще производство спорткупе в Таганроге выглядело, как подвиг, но, видимо, даже в идеальных условиях Aquila вряд ли смогла бы спасти завод. Модель была интересной, но очень уж «сырой». А в ситуации, когда производство то и дело останавливается, счета арестовывают… Авантюра, одним словом. Но, как мне кажется, российскому автопрому не хватает именно таких историй, чтобы герои бились не за PR-бюджет, не за госзаказ, не за внимание властей, а чтобы создать небывалый автомобиль.
«Монарх» и его свита
Итак, за последние месяцы уже несколько российских компаний объявили о том, что они в ближайшее время собираются наладить выпуск инновационных электромобилей: «Кама», Monarch… Рано сбрасывать со счетов и компанию Zetta, которая планировала собирать свои модели в Тольятти. Надеюсь, недостающие для этого средства они найдут и вообще у всех все получится. И в России развернется производство новых электромобилей, самых разных – и бюджетных, и премиальных.
Единственное, что меня несколько напрягает во всех перечисленных проектах, так это то, что «живых» машин еще нет (даже предсерийных, что пойдут на сертификацию), а уже объявлены розничная цена и запись желающих сделать покупку. Нет, конечно, маркетологи еще до начала проекта должны четко просчитать примерную цену на выходе, определить круг потенциальных покупателей. Без этого в бизнесе никак нельзя. Но проекты, где товара (машины) нет, а прайс-лист уже готов… У меня такие вызывают опасения – не закончится ли все вместе с деньгами, выделенными PR? Примеров в отечественной истории более чем достаточно.
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…1 877 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…2 178 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 458 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…642 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…1 216 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…464 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…568 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…247
- ИсторияВардан Эрнестович Багдасарян
ЧТО СТОИТ ЗА МИФАМИ ПРО НЭП? * Вардан Багдасарян. Глобальный процесс №142
Передача с проф. д.и.н. В.Э.Багдасаряном. Не пропаганда. Правда, раздумья, честная критика, прогноз. Патриотизм и интересы. Интересы большинства народа, нашей страны, всей доброй и человечной части мира.90 - ИсторияГерман Артамонов
Между Западом и Востоком: от кого защищал Русь Александр Невский
©Afanasi Kulikov/AKG-Images/Vostock Photo В год уничтожения Киева (1240), древнерусской столицы и одного из крупнейших городов Европы, в устьях Невы высадились шведы. Одновременно под ударом крестоносцев оказался весь Северо-Запад Руси – Псков, Изборск, Новгород. С начала 50-х годов XIII века принявший католичество литовский князь Миндовг, пользуясь покровительством римского папы, начнет наступление на юго-западные русские земли. Решительный…68 - Историяиз блогов
«Мы будем с немцами до конца!». Дневник коллаборантки Олимпиады Поляковой и его исторический урок
Олимпиада Георгиевна Полякова — писательница, которая прославилась не романами и повестями, а небольшим документальным сочинением, вошедшим в историю под названием «Дневник коллаборантки». Единственным «достижением» Поляковой стало ее предательство — женщина была из тех, кто с нетерпением ждал прихода немцев и установления в России европейской «демократии». Олимпиада Георгиевна родилась в 1902 году в Новочеркасске. В 1919 году…16.04.2021 0:18 36 - ИсторияФотоблог
Угрюмые интерьеры крестьянских изб и рабочих квартир. Правдивые фото нач. ХХ века без прикрас
С 2011 года я профессионально снимаю интерьеры и архитектуру. И конечно, мне очень интересна история этого дела, а также то, как интерьеры домов и квартир выглядели раньше. И речь не об обстановке эпохи позднего СССР, который я немного застал, а о том, что было ещё раньше. Ну хотя бы, допустим, в конце 19 — начале…68 - ИсторияРИА Новости
Ракеты под контролем: как в СССР появилась космическая флотилия
© Предоставлено СЗ «Северная верфь» Покорение околоземной орбиты – это, конечно, не только полеты космических ракет, но и огромная работа на Земле. Все мы знаем о космодромах, многочисленных НИИ и центре управления полетами. Но полеты ракет контролировались не только с суши, но и с воды, так как часть их маршрута пролегала над Мировым океаном. О…26 - ИсторияДанил Коннов
Друг Гагарина рассказал героическую историю из юности космонавта
Фото: Владимир Андреев © URA.RU Первый космонавт в истории человечества Юрий Гагарин в юности помог своему сопернику на лыжных соревнованиях. Он отдал противнику свою лыжную палку, но все равно пришел к финишу первым. Об этом URA.RU рассказал одноклассник и однокурсник Юрия Гагарина, член академии космонавтики имени Циолковского Тимофей Чугунов. «Во время учебы мы были на лыжных соревнованиях. Один парень из другой группы шел к финишу первым, а Гагарин за ним,…22 - ИсторияАлексей Волынец
Ракеты без космонавтики: хроника перспективного оружия
Русско-турецкая война, 1928 год ©Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo Человечество шагнуло за пределы планеты Земля именно из нашей страны – о первом спутнике 1957 года и первом космонавте 1961-го помним мы все. Но далеко не все вспомнят, что прообразами космических ракет в России активно занимались даже современники Пушкина. За век до первого искусственного спутника Земли…50 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
Социально-экономические условия в начале ХХ века
Смертность в пролетарских районах Петербурга в начале ХХ века, как видим, в два с лишним раза превышает уровень её в районах, заселённых главным образом зажиточным буржуазным и чиновничьим населением. Вычисления статистика С.А.Новосельского из книги Ф.Маркузона «Санитарная статистика в городах предреволюционной России». 1955 год. Из этой же книги – средняя продолжительность жизни людей, родившихся в 1896…40 - ИсторияБлог Valerongrach-а
Чтобы вразумить струсивших моряков, советские танкисты из десанта открыли огонь по буксиру, бросившему их баржу
Когда заходишь в музей техники Задорожного, то прямо у входа, с правой стороны стоят два легких танка М3 «Стюарт» разных модификаций в весьма неплохом виде, как мне кажется (кстати, кто не был в этом музее – настоятельно рекомендую найти время и съездить, если, конечно, история техники вообще и СССР в частности вам интересна). Кто-то скажет:…68 - ИсторияАлексей Волынец
«Александр Невский»: от парусника до атомной подлодки
Крейсер «Александр Невский» ©Vostock Photo Archive Память о великом князе (великом во всех смыслах – от официального титула до исторического значения), 800-летие которого Россия отмечает в этом году, настолько обширна, что составит не одну книгу. Здесь будут и православная иконография, и даже не десятки, а сотни храмов его имени. Поселения, улицы и даже мосты, названные…61 - ИсторияАндрей Бесков
Была ли масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Наши представления о масленице на удивление схематичны. Если поискать информацию о ней в интернете, то мы наверняка найдём такие названия дней масленицы: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщин вечерок, Золовкины посиделки, Проводы. Однако, это всего лишь пересказ сведений из словаря Даля, да и то упрощённый и немного изменённый. У других авторов встречаются иные варианты названий. Выходит,…52 - Историяисторик.рф
10 марта 1888 года русский физик АЛЕКСАНДР СТОЛЕТОВ открыл фотоэффект
Для своих опытов великий русский физик Александр Столетов (1839–1896) основал физическую лабораторию Московского университета, считался одним из наиболее строгих профессоров. Огромных успехов он достиг в исследовательской работе. Столетов создал экспериментальный прибор, состоявший из двух плоскопараллельных дисков, один из которых был сетчатый и пропускал световые лучи. Учёный установил зависимость фототока от величины напряжения батареи и интенсивности светового…33 - ИсторияВалерий Бурт
С наступающим 8 марта! Петроградские ткачихи и Февральская революция
Фото: Архив Какой хозяйкой была Надежда Крупская, и что желал женщинам товарищ Сталин 100 лет назад на 2-й Коммунистической женской конференции 1921 года было решено, что отныне праздник 8 марта будет отмечаться в России. Делегаты форума вспомнили, что именно в тот день 1917 года забастовали петроградские ткачихи, и эта акция переросла в столкновения с полицией,…39 - Историяиз блогов
Дети и Великая Отечественная война. Подборка архивных фотографий
Сын полка Ваня Козлов на раздаче еды советским бойцам на позиции | Фото: Аркадий Шайхет Логика и разум говорят нам, что дети и война — это не совместимые понятия. Детство обязательно должно быть светлым и беззаботным. Ведь мы же все с вами считаем, что были абсолютно счастливы, именно тогда, когда мы были маленькими. Однако же,…65 - ИсторияВасилий Милькин
За красивые глаза и чистую голову. Самые необычные налоги Российской империи и СССР
Заплатил — и спи спокойно Жители США платят государству налоги на подгузники, сливные бачки, крышки для кофейных стаканчиков и даже на наркотики. Современная российская система налогообложения не столь изощрённа. Однако отечественная история богата странными, необычными и временами совсем не гуманными налогами и сборами. О самых интересных из них — в материале «Секрета». Царская эпоха Пётр…45 - ИсторияАлексей Волынец
Как был учрежден Госбанк РСФСР: эпоха бешеных «лимонов»
©казначейство РСФСР В 21-й год ХХ столетия Россия вступила без банков. На пике Гражданской войны советская власть не только национализировала, но и официально ликвидировала все кредитные организации. Однако по завершении боев, по мере сворачивания военного коммунизма и перехода к нэпу – новой экономической политике потребовалось возродить банковскую систему. И 12 октября 1921 года постановлением ВЦИК…51 - ИсторияВалерий Бурт
Переводы с «детского». 115 лет назад родилась Агния Барто
Фото: Архив На книгах писательницы выросло не одно поколение маленьких читателей. Интересные факты биографии Самыми известными детскими литераторами в СССР были Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Николай Носов. И — Агния Барто. Она считала, что детское стихотворение должно быть непременно со смыслом, подтекстом. Если стихи пришлись по вкусу ребенку, они обязательно останутся…56 - ИсторияАлексей Волынец
Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
Фемистокл Басиас ©Vostock Photo Archive В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка. Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся…43 - ИсторияАлексей Волынец
Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец» ©INTERFOTO / Vostock Photo «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом…68 - ИсторияАлександр Митрофанов
Красный Врангель: как советские моряки не отдали американцам и англичанам северный остров
Советская экспедиция на остров Врангеля на корабле «Красный Октябрь» ©Harlingue / Roger-Viollet / Roger-Viollet via AFP / East News Советской власти пришлось отстаивать суверенитет и территориальную целостность страны не только во время Гражданской войны. После того как отгремели сражения, противостояние продолжилось. На Дальнем Востоке на острова, когда-то открытые русскими мореплавателями, поднявшими там флаг Российской империи,…67 - ИсторияВасилий Милькин
Грандиозно и дорого. 8 мегапроектов царской России и СССР
Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», космодром Восточный — эти современные проекты носят приставку «мега». Но в истории страны было достаточно грандиозных проектов, которые по масштабу как минимум им не уступают, а в чём-то даже превосходят. «Секрет фирмы» вспомнил самые масштабные мегапроекты Российской империи и СССР. «Першпективная дорога»/«Столичный тракт» Сроки: 1712–1746 (1764) Стоимость: 800 млрд–1,5 трлн…51 - ИсторияАлександр Ростовцев
Сталинградская битва продолжается. Теперь за умы
2 февраля 1943 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных битв в истории человечества – сражение за Сталинград. В тяжелейших боях июля-ноября 1942 года Красной Армии удалось остановить немецкое наступление, а зимой 1942 – 1943 окружить группировку гитлеровцев и их союзников в ходе контрнаступательной операции «Уран». 6-я армия генерала Паулюса была надёжно зажата в…61 - ИсторияАлексей Волынец
Владимир Тарновский: невероятные похождения создателя золотого червонца
©Profusionstock / Vostock Photo Про обеспеченный золотом советский червонец наверняка слышали все. Зато имя его изобретателя – банкира Владимира Тарновского – знакомо лишь немногим специалистам по истории финансов. Между тем биография «отца советского червонца» вполне достойна приключенческого фильма. Сын богатого помещика, потомственный дворянин Тарновский в 1897 году покидает гвардейский полк. Причина – брак по любви…70 - ИсторияРусранд Рустем Ринатович Вахитов
Летописец или пророк?
В этом году мы празднуем 180-летие со дня рождения великого русского историка, педагога, публициста, общественного деятеля Василия Осиповича Ключевского. Ключевский, родившийся в 1841 году, то есть за 12 лет до Крымской войны, а прожил до 1911 года, неполных 6 лет не дожив до Октябрьской революции. Сам он в старости говорил, что ХХ век ему чужд и он чувствует себя человеком XIX века. Так чем же он может быть интересен и важен для нас, людей, для которых…92 - Историяruinformer.com
Снятие блокады Ленинграда
Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории русского народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью…71 - ИсторияВалерий Бурт
Великий Игорь Моисеев. Учитель танцев и мастер сцены. Шахматист и педагог
Фото отсюда Хореограф был очень талантлив. Стал любимцем Иосифа Сталина. И перешагнул рубеж в 100 лет. В числе российских знаменитостей, успешно перешагивавших 100-летний рубеж, — балерина Марина Семенова, актеры Николай Анненков и Владимир Зельдин, певица Изабелла Юрьева, художник Борис Ефимов, физик Исаак Халатников. В том же списке — хореограф, руководитель Ансамбля народного танца Игорь Моисеев….54 - Историяruinformer.com
День прорыва блокады Ленинграда
18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является особенной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух…43 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
«Придёт день, когда история скажет своё слово…»
Патрис Лумумба — конголезский политический и государственный деятель левонационалистического толка, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960 года, национальный герой Демократической Республики Конго, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго (НДК). На первых в стране выборах в мае 1960 года НДК получила в парламенте 44 места из 137. По итогам…18.01.2021 1:11 42 - ИсторияВалерий Бурт
Моя милиция меня бережет. Как работала советская служба
Фото: Архив Из жизни стражей порядка. «Помни Сталинскую заботу о людях, помогай детям, старикам, слепым…» Несколько лет назад у приятеля-коллекционера узрел небольшого формата красную книжечку – «Справочник милиционера по гор. Москве», изданную столичным Управлением рабоче-крестьянской милиции в 1936 году. Вещица занятная, раритетная. Полистал ее, кое-что выписал. «Товарищ милиционер! – говорится в справочнике. — Ты являешься…53 - ИсторияАлексей Волынец
Николай Кутлер: из царских министров в советские банкиры
Николай Кутлер©К. Фишер/Matteo Omied/Vostock Photo «Наиболее деловой сотрудник во время управления мною финансами империи и как человек весьма порядочный», – говорил о нем знаменитый царский министр Витте. «Ценный человек, один из наиболее активных работников по оздоровлению нашего денежного обращения», – писал о нем спустя десятилетие глава уже советских финансов нарком Брюханов. «Ценный человек» Николай Кутлер…47
- ОбществоИгорь Моржаретто
«Глазастые» девайсы: за что автомобилисты бьют камеры видеофиксации
©коллаж Новости о том, как граждане России реагируют на дорожные камеры фотофиксации, в последнее время все больше напоминают фронтовые сводки. Сражения автомобилистов с «глазастыми» девайсами становятся все более изощренными, ожесточенными и масштабными. В ход уже идут холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые вещества (!), с одной стороны, а с другой – полицейские патрули, бронированные средства защиты,…56 - ИсторияИгорь Моржаретто
Почему нашумевшие автопроекты в России не дожили до реализации
Автомобиль Marussia ©Shutterstock/Fotodom Не так давно отечественная автомобильная общественность была взволнована и заинтригована: почти одновременно объявили о запуске целых двух новых автомобильных проектов в России. Причем в обоих случаях речь шла об инновационных моделях электромобилей! Сначала специалисты инжинирингового центра CompMechLab и Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) заявили, что они разработали новый российский электромобиль и он якобы…90
Лента новостей
- Шойгу объявил о завершении проверки войск Южного и Западного округов
- Белоруссия масштабно перебрасывает на границу с Украиной свои войска
- Новости экономики. 22.04.2021
- Потери экспортеров из РФ могут составить 3 млрд евро в год из-за углеродного налога ЕС
- Журналист не имеет права на точку зрения — кузбасский чиновник
- Экс-премьер Японии предложил признать Крым российским «в обмен» на признание Курильских островов «японскими»
- В Москве протестующие повредили глаз водителю автомобиля с «мигалкой»
- Созданный для МКС модуль «Наука» не будет использоваться на новой станции
- Иран подорвал крупнейший ракетный завод в Израиле
- Новости экономики. 21.04.2021