«Проклятье (ли) благородной бедности»?

Николай Выхин 18.11.2018 18:39 | Общество 123

Молодой блогер со всем свойственным юности самомнением воплотил мятежный дух нашего времени в статье «Проклятье благородной бедности»[1]? Он посетовал, что «ценности Роста (?-ЭиМ) в России разделяет один человек из 50, в то время как в Европе на рост нацелен каждый четвёртый. Блогер уверен, и проповедует, что «мы страдаем от сильного дефицита людей, настроенных на развитие общества. Подробнее эти страшные цифры раскрываются вот в этом недооцененном исследовании базовых ценностей россиян[2].

Причины такой катастрофы он увидел «…в культе благородной бедности, полуюродивости, который насаждался у нас на протяжении долгих веков, и который перешёл в особо болезненную фазу после известных событий 1917 года».

Процитируем:

— Если при царях и императорах главными положительными героями были представители военного сословия, неважно, бедные или богатые, то большевики перевернули естественный порядок вещей с ног на голову, сделав основной доблестью принадлежность к низшим слоям общества…

Достаточно вспомнить советские фильмы, советские книги и отобранные для советских школьников сказки, чтобы заметить очевидное — бедняк всегда смел, умён, честен и работящ, а богач — труслив, глуп, жуликоват и ленив…

Пожалуй, нет смысла подробно объяснять, почему эта формула, — «бедный = хороший», — столь же неверна, как формула «больной лучше здорового». Ограничусь очевидным соображением: богатые люди обычно имеют хорошее образование (откуда он это взял?! –ЭиМ), чего уже достаточно, чтобы дать им серьёзное преимущество.

Сейчас, когда политики приходят к власти на выборах, и им уже не нужно оправдывать насильственный захват власти и массовые расстрелы «заботой о бедных», никакой нужды насаждать культ бедности в школах уже нет. Вместе с тем проповеди о пользе бедности по-прежнему приносят большую пользу популистам, выезжающим на лозунге «отнять и поделить».

Также никто не отменял банальную человеческую лень, сказать «я беден, ибо честен и благороден» куда как проще, чем сказать, «я беден, так как необразован» или «я беден, так как не хочу развиваться»…

Так как подобные настроения распространены в нашем обществе повсеместно, они создают тягучую атмосферу болота, в которой быть деятельным человеком тяжело и постыдно. Если ты откроешь бизнес (а дадут? – ЭиМ), если ты пойдёшь в чиновники (а возьмут? – ЭиМ), если ты вообще начнёшь что-то делать и добьёшься видимых результатов, в спину тебе непременно будут шипеть «вор»…

В качестве завершения статьи добавлю, что ситуация хоть медленно, но меняется. Людям 1992 года рождения уже 26 лет, это поколение выросло при капитализме и в массе своей нормально относится к профессии предпринимателя. Кроме того, начали наконец-то появляться нормальные системы онлайн-обучения, благодаря чему упорный человек может буквально за год-два серьёзно подтянуть свой образовательный уровень, выучив основы практически любой нужной ему дисциплины.

Всё это заставляет меня смотреть в будущее с некоторой надеждой. Вместе с тем я хочу задать вам важный вопрос. При прочих равных, кого вы сочтёте более достойным человеком — бедного, зарабатывающего 12 тысяч рублей в месяц, или богатого, зарабатывающего 1 миллион рублей в месяц?

+++

Такое вот, выражаясь словами автора, «тягучее болото» из недомыслия и нелепостей. Очень характерное для изувеченных ЕГЭ мозгов недорослей «после 1992 года рождения», которые своё вопиющее незнание жизни выставляют, как великое знание.

Несчастный блогер даже не понимает, как нелеп его вопрос о заработках без разъяснения – ЧЕМ зарабатывает бедняк 12 тысяч, а успешный – миллион в месяц? Из структуры заработков начисто выпала структура занятости! Где работает бедняк, что делает богач – это что, совершенно не важно? Важна лишь итоговая сумма?!

Вызов брошен, тема обозначена. Проклятием молодой человек назвал не просто бедность, а именно и подчёркнуто – благородную бедность. Что можно рассматривать как индульгенцию на любые действия ради хорошего заработка.

В эту рыночную индульгенцию на работорговлю и наркоторговлю, финансовые пирамиды и проституцию замысловато вплетены какие-то чужеродные тявканья про «образование», «интерактивные системы обучения» непонятно чему, «рост» непонятно чего…

Бедность же, даже благородная – определена как «проклятие», то есть худшее, что может случиться с человеком.

А я берусь доказать, что всё в точности наоборот.

Человек, запутавшись в паутине либерального бреда, искренне полагающий денежный печатный станок «машиной счастья» — в итоге сделает несчастливыми всех вокруг себя, и сам окажется глубоко несчастливым, психологически неблагополучным человеком.

В одной из православных книг мудро сказано: «Если счастье жизни в богатстве, то тогда Господь обрёк подавляющее большинство людей быть всю жизнь несчастными; а это чуждая нам концепция «Злого Бога».

На самом деле, суммируя мои познания в экономике, истории, психологии, могу сказать:материальная основа полноценного человеческого счастья есть норма и достаток. Сверхбогатство – такая же патология, как и нищета, то есть выпадение из нормы в ненормальность (правда, в другую сторону).

+++

Скажу больше, скажу парадоксально – но опираясь на богатый жизненный опыт (где я только не побывал, кого только не повидал!):

— Настоящее и полноценное человеческое счастье возможно только в условиях сытой бедности.

Оно, конечно же, невозможно в условиях голодной и холодной, запредельной нищеты, и всем понятно почему.

Но оно невозможно и в условиях «выше среднего», оно – человеческое полноценное счастье – недоступно для богатых людей. А вот это понимают далеко не все.

+++

Жизнь так устроена, что когда она тебе что-то даёт, то она же что-то и забирает.

И часто бывает так, что человек взял ненужное, лишнее, чрезмерное – а расплатился за него необходимым, важнейшим.

Что случается с людьми, у которых много (по мнению окружающих) денег?

По мере роста доходов они сталкиваются с растущей агрессивностью, как собственной, так и окружающей среды. И чем выше их доход – тем агрессивнее к ним среда, и они сами вынуждены быть агрессивнее к среде. Монахи давно это поняли, запираясь в монастырях и пустынях для покоя души…

Прежде всего, человек не-бедный столкнётся с неизбежным привкусом нагара и окалины зависти в своём потребительском счастье.

Бедному кто и зачем станет завидовать? Он покушал свою пшённую кашу — как–и любой другой. На пшённую кашу не обращена психическая агрессия окружающей зависти.

А вот на лобстеров – обращена. И чем больше лобстеров – тем больше этих слышимых и неслышимых проклятий со всех сторон. А человек существо социальное, проще говоря, стадное. Ему дискомфортно жить, когда его ненавидят. А когда ему завидуют – его ненавидят. А чтобы не завидовали – нужно, чтобы у тебя не было ничего, недоступного завистникам. Это единственное средство – века истории доказывают, что другого средства против зависти не существует.

+++

Вторая окись-привкус вроде бы безоблачного потребительского счастья тех, кто «может себе многое позволить» — вечно преследующий их страх.

Богатые чувствуют зависть толпы, а чувствуя зависть – испытывают и страх. Им постоянно снится, что к ним явятся с вилами и топорами прямо в опочивальню.

У страха глаза велики. Явятся раскулачивать, может быть, лет через двадцать или вообще никогда. А страх с тобой – каждую ночь. Сегодня не явились – а вдруг явились бы? И богатый изощряется в системах замков и сигнализаций, спит с пистолетом под подушкой, возит биту или карабин в багажнике шикарного авто… Чем больше у него оружия, охраны – тем сильнее его страх. Ведь эти вещи взаимосвязаны!

Этот постоянный страх, превращающийся в навязчивый невроз, вместе с постоянной липкостью завистливых взглядов мешает богатому наслаждаться тем, что бедняку сулило бы безоблачное и полное наслаждение.

В одном из романов герой предупреждает друзей: «все изысканные яства на пиршественном столе магии ядовиты».

Речь именно об этом: человек не понимает, почему не испытывает счастья от вкусняшек и ништяков. Но чтобы испытать от них полноценное счастье – нужно избавиться от привкуса зависти и страха.

Советский рабочий, звёзд с неба не хватая, поехал в отпуск на море, искупался – и счастья полные плавки. Почему у олигарха и пляжи лучше, и море чище, и перекус изысканнее, а этого простецкого счастья работяги от жизни он не испытывает?

Потому что у советского отпускника, такого же как все у него в рабочем посёлке, море в исходном виде, без зависти и страха. А у богатого – с неизбежной чесночной приправой, убивающей исходный вкус счастья…

+++

А что ещё доступно сытому бедному – при условии, что не голодает и не замерзает (но остаётся бедняком)? Ему доступны такие необходимые для полноценного счастья ощущения, как ИСКРЕННОСТЬ и ЛЮБОВЬ.

Если жена любит бедняка, то она любит его именно как человека – просто потому, что его больше не за что любить. Он – не «завидная партия». Перед бедняком чего шухериться и шифроваться? И жена, и друзья скажут ему ровно то, что думают: а это и есть искренность человеческих отношений.

Друзья тебя не боятся и не рассчитывают от тебя что-то урвать. Им незачем быть с тобой неискренними. И жена не видит в тебе денежного мешка – просто потому, что ты не денежный мешок. Значит, она с тобой именно как с тобой, а не как со «спонсором»…

Богатый человек никогда не сможет узнать – как НА САМОМ ДЕЛЕ к нему относятся жена или любовница. Чтобы это узнать – ему нужно разориться. И так, чтобы женщины в это поверили. И так, чтобы не было надежд на поправку ситуации. Потому что если такая надежда существует – у женщины включаются актёрские способности, стремление не плевать в колодец, из которого, глядишь, предстоит снова напиться…

То же самое и друзья. Богатый никогда не узнает – то ли они дружат, то ли чего-то выцыганить хотят. А как это узнаешь, если богат?

Ты поднялся над общей массой – платой за это неизбежно выступает потеря искренности и любви.

Нищего отца дети если любят – то на самом деле любят. А богатого отца? Они же наследники! У них совершенно иная матрица поведения, в которой всегда вынужден будешь подозревать фальшь…

Итак, человек, который богаче других – живёт в неизбежной обстановке зависти, страха, лицемерия и сомнений по поводу искренности всех окружающих.

Когда ты во дворце с прислугой — то ты в доме с чужими, и, скорее всего, ненавидящими тебя людьми, униженными самим своим положением перед тобой. А ну как именно они ночью тебя и удавят?! Царей — и то давили в спальнях немало, а царей, чать, лучше твоего охраняют…

Любой поступок любого окружающего – продиктован ли его подлинными чувствами? Или алчностью? Или боязнью? Или коварным расчётом? Неведомо до часа страшного суда…

«Богатые люди очень одиноки» — проговорился мне как-то мой богатый (уже покойный) дядюшка. Но они одиноки не как Робинзон. Тюрьму своего одиночества они строят сами, из собственного богатства. Чем оно выше среднего уровня – тем глубже замурован в чувство одиночества человек…

+++

Пока мы говорили об агрессии окружающей среды, которая делает богатого человека внутренне несчастным. Теперь поговорим о его собственной неизбежной агрессии, которая в итоге тоже делает его несчастливым.

Для того, чтобы взять и удержать недоступное другим людям – нужно принять бой с другими желающими ЭТО взять.

Золото – не осенняя листва, оно не валяется для любого желающего. Все хотят его взять – а возьмёт один. И его снова и снова будут пробовать на зуб, пытаясь снова и снова отобрать захваченное…

Так уж человек устроен. Богатый вынужден постоянно драться – чтобы его не выкинули с горки. На него покушаются криминал и его собственные коллеги-конкуренты, и государство и революционеры, и алчные супруги и наследники, и бедные родственники, и друзья-неудачники и т.д. и т.п.

А если у человека нечего отбирать – кому он нужен-то, покушаться на него!

В редкой, уникальной ситуации бедняк может подвергнуться немотивированному нападению хулиганов, но, собственно, и всё. Ежедневно и систематически вести бой за свой завидный кушман он не обречён. И в этом он существенно отличается от богача.

У него нет тенью преследующей повсюду «сестры-близняшки» мании величия — по имени мания преследования. Скажу, как социопатолог: мания величия и мания преследования неразделимы.

+++

Обстановка постоянной драки, которая тем жёстче, чем выше в социальной иерархии (к верхам борьба обостряется, к низам снижается) – неразрывно связана с обращением ко Злу. Все мировые религии, да и светские нравоучения восхваляют того, кто отдаёт, жертвует, находя добро именно в этом. А если человек делает противоположное, то есть берёт – то это и сфера противоположная добру, то есть зло. Зло, перед которым ненасытному всегда придётся поклониться, если не избавишься от своей ненасытности.

Зло просачивается в мысли и чувства, в мотивации и расчёты. Человек, который настроен всё время брать и постоянно тянет «одеяло на себя» — поневоле (даже если сам этого не понимает) – обделяет других людей.

Какой бы ни была вазочка – если один жадина забрал из неё все фрукты – другому-то не останется. Чтобы это понять, нужно всего один класс младшей школы пройти, в котором учат на счётных палочках. Если разложить имеющиеся счётные палочки на две кучки, то чем больше одна кучка, тем меньше другая…

Человек, который посреди океана нищеты сумел отстоять для себя гору богатства – неизбежно должен быть по личным качествам злым драчуном. Другому-то богатство в руку не ляжет. А даже если случайно ляжет – злые драчуны отберут.

Исключение сделаем лишь для богатых наследников, но и то: долго ли они пробудут богатыми, если добры и лопоухи? Ведь злые драчуны, вызверенные жизнью, псы, травленные охотиться за деньгами – непременно обдерут их, как липку… Не те, так эти, не эти, так те…

А теперь внимание, вопрос: откуда взять душевный покой и сердечное умиление человеку злому, нахрапистому, агрессивному, коротающими свои дни в борьбе без правил (ибо за ним охотятся и чиновник и революционер, и лживый «друг», и «чёрная вдова»)?

Но если нет покоя душе ни днём ни ночью, если разучилось умилятся тихой радостью сердце – то о каком полноценном человеческом счастье может идти речь?

+++

Измученный нищетой человек наивно полагает, что счастье растёт прямо пропорционально деньгам. Так оно и есть – но ТОЛЬКО до определённого предела. Мудрый русский язык именует этот предел словом «достаток».

Достигнув этого пика счастья человек по привычке идёт дальше – и обнаруживает, что счастье, прежде прибывавшее с деньгами – вдруг стало убывать. Всё то, что раньше дарило радость – печалит, всё, что вызывало восторг – теперь вызывает меланхолию и даже отчаяние.

Обогащаясь, человек не может остановиться: его растерзают и разорвут в клочья конкуренты, вздумай он замедлить свой бег стяжательства. Но и внутри человека происходят роковые психические перемены. Начинается омниофагия (всепожирание, ненасытность) – а это уже психическое расстройство.

Подобно тому, как у алкоголика весь кругозор сводится в итоге к горлышку бутылки, у стяжателя весь кругозор сводится к цифрам банковского счёта. Для него перестают существовать и мир, и люди. Летнее ли солнце на дворе, золотая осень или первый снежок – он просто не замечает «всей этой ерунды». Он одержим, и это разновидность лудомании. Всё, что за пределами игры в растущее число – его только раздражает и кажется вздором. Ни сокровища природы, ни сокровища культуры, ни сокровища духа ему неинтересны – если не могут быть монетизированы.

Крайности смыкаются, и одержимость деньгами у богача становится очень похожа на одержимость деньгами у нищего: и тот и другой не могут думать ни о чём другом. Один от голода, другой от ненасытности.

И потому человек, которому формально доступно ВСЁ – демонстрирует удивительную и пугающую нищету духа. Это не только пресыщенность, когда любое благо, радующее простого человека, приелось и раздражает. Это ещё и слепо-немо-глухота разума, вырождающегося в примитивное орудие калькуляции.

Богатый человек – духовный калека, но особая опасность этой разновидности духовных калек в том, что они калечат и всех окружающих, словно Прокрусты.

Выродки бывают и среди бедных – но мера их социальной опасности прямо пропорциональна уровню их доходов. И нет ничего страшнее, чем дегенерат с миллиардами долларов, потому что деньги становятся мегафоном, сверхмощным рупором для его дегенератизма. Они умножают и усиливают деструктивный эффект его извращённых мотиваций и тёмных чаяний.

Если о святом говорят, что он стяжал Дух Святой, и оттого тысячи вокруг него спасутся, то человек, стяжавший дух Зла, заставивший бесов служить себе – через то тысячи вокруг себя погубит.

+++

По расчётам основоположника научной социологии П.Сорокина (работавшего, увы, не на Родине, а в США) – монахи в среднем живут на 20 лет дольше мирян. Почему – понять нетрудно: монахи меньше заморачиваются ложными и пустыми целями, меньше гоняются за болотными огнями призрачного псевдо-счастья.

Мир дан нам не для того, чтобы мы себе подобных презирали, а они нас в ответ – завистливо ненавидели. Это – напротив, рецептура несчастья и катастроф! Человек, который отменит для себя принцип разумной достаточности – сделает самого себя глубоко несчастным, и мало того: он щедро будет рассеивать свою несчастливость среди окружающих, выматывая им и душу, и нервы.

Искренность, любовь, живые чувства, ощущения вкуса, цвета и запаха мирских красот, простая возможность спокойно спать по ночам сохраняются лишь у тех, у кого нет ничего сверх общедоступного.

Удел одержимых стяжательством – кошмары во сне и наяву.

Вот они и есть проклятие человека, а вовсе не благородная бедность!


[1] https://fritzmorgen.livejournal.com/1435477.html?utm_referrer=https:%2F%2Fzen.yandex.com

[2] https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/174201723 (страница 74)

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора