Террор «маленьких людей против других маленьких людей»

Павел Пряников Альтернативное мнение 50

У социолога Зигмунта Баумана в его книге «Ретротопия» (ВЦИОМ, 2019) увидел объяснение в т.ч. недавней трагедии, шутинга в Казани. Хотя Бауман пишет о более широком наборе террора «маленьких людей против других маленьких людей» — исламском, крайне левом и крайне правом, сектантском, школьных шутингах и вообще бессмысленных проявлениях агрессии.

Про «маленьких людей» тут не случайно. Он обращает внимание на то, что в подавляющем числе случаев все эти трагедии происходят в мире бедных, исключённых или обычных людей, но не там, где обитает высший 1% населения. Возникает чувство, пишет, он, что «власть находится там, где нас нет». На поверку и оказывается, что террор происходит в отсутствие власти. Она может казаться всеведущей и даже авторитарной, но по факту она не осуществляет необходимые государственные функции. Она оказывается очень слабой.

Далее он пишет:

«Мы живём в мире изоляции и атомизации, где люди не доверяют и собственным учреждениям. В такой ситуации люди реагируют на своё безвластие бессмысленными актами саморазрушения. Например, палестинская молодёжь бродит по Израилю, чтобы найти удобный случай нанести удар солдату или беременной женщине, чтобы получить пулю или попасть под арест. Они напрасно отдают свои жизни ради бессмысленного и обычно неудачного мига террора.

С его помощью «маленькие и безвластные люди» надеются (и напрасно) компенсировать затянувшееся и слишком явное бессилие, чтобы отплатить и отомстить за долгое и грубое отрицание осмысленности своей жизни. Можно высмеивать наивность подобных надежд (заранее обречённых на неудачу) или озадачиться высокой ценой, которые некоторые готовы платить, но найдутся и те, кто увидит в этой надежде единственный шанс восстановить своё предательски и вероломно украденное достоинство.

Палестинцам ещё «повезло»: они могут возложить вину за свои мучения на один объект под названием «израильская оккупация». Люди же в других местах, чья жизнь также лишена достоинства и будущего, понятия не имеют к кому приставить нож к горлу. И потому бьют наугад.

Мы действительно вернулись в мир Гоббса. Но теперь вместо всемогущего Левиафана, мы видим чрезмерное множество больших, средних и малых Левиафанов, причём скверно функционирующих и не выполняющих задачи, для которого наши предки, по мнению Гоббса, и позвали могучего Левиафана править нами».

Подробнее на: ТГ-канале «Толкователь»

Иллюстрация: sevosiy.ru

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора